Урок русского языка в 4-м классе "Определение падежей существительных. Закрепление изученного"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  • формирование умения правильно склонять имена существительные в единственном и множественном числе; определять падеж, склонение, число существительных в словосочетании и предложении;
  • развитие орфографической зоркости;
  • воспитание у детей товарищества, взаимопомощи, интереса к предмету.

Оборудование: сказочные герои, перфокарты со словарными словами, кроссворд, сигнальные карточки, перфокарты для склонения слов, снежки, картина “Зимние забавы детей”, перфокарты со словосочетаниями и словами, ключи, сундук с подарками.

Ход урока

I. Орг. момент

- Давайте улыбнёмся друг другу, я рада вновь видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что сегодняшний день принесёт нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удач! Каким вы хотите видеть сегодняшний день?

(ответы детей)

II. Чистописание

- Какое сейчас время года?

Здравствуй, русская молодка,
Раскрасавица душа,
Белоснежная лебёдка,
Здравствуй, зимушка-зима!                

- А какой весёлый праздник мы празднуем зимой?

- В этот праздник все нарядные, много серпантина. Давайте и мы в своей тетрадочке нарисуем серпантин.

- А вот, ребята, наша желанная гостья – Снегурочка. (Рис.1) Только почему-то она грустная. И в руках посмотрите у неё какая-то записка.

Приготовил вам Дед Мороз полный сундук подарков, порадовать хотел. Да не уберегла я сундук. Злобное Чудо-юдо закрыло его на семь замков и оплело волшебной паутиной. Не хочет злой колдун, чтобы дети радовались. И не будет у нас теперь праздника, раз подарков нет. Что за праздник без подарков?

-Подожди, Снегурочка, не пугай ребят раньше времени. Я думаю, ребята, не причитать надо, а отправляться в путь – найти ключи. Пойдём ребята искать ключи?

III. Словарная работа

- Ребята, смотрите, а это наши друзья снеговики и у них в руках ключ, но чтобы им завладеть нужно, выполнить задание.

(6 человек работают самостоятельно по перфокартам, которые лежат на парте заранее).

Ребята, сорока, ворона, воробей, медведь, ветер, заяц, мороз, север, декабрь.

- Прочитайте слово орфографически. Проверка.

- Почему именно эти слова нам принесли снеговики?

- Что страшнее для зверей и птиц: голод или холод?

- Как мы можем им помочь?

IV. Сообщение темы урока

- Отправляемся дальше. Узнаёте, кто это?

(Баба Яга)

Но она сегодня добрая. И посмотрите, у неё тоже есть ключ от нашего сундука. Разгадав её кроссворд, мы узнаем тему нашего урока и получим второй ключ. Рис.3

Вопросы к кроссворду: (Приложение)

Из каких небольших частей состоят слова? (слог)

Знак, который ставится над одним из слогов в слове? (ударение)

Какой член предложения отвечает на вопросы: кто? что? ? (подлежащее)

Из чего состоит наша речь? (предложение)

Из каких частей состоит предложение? (слово)

Какая часть пишется перед корнем? (приставка)

Какие знаки нужны для написания слов? (буквы)

Какая часть слова находится между корнем и окончанием? (суффикс)

Что обозначает имя существительное? (предмет)

Бывает устная, а бывает письменная? (речь)

Какая часть речи обозначает действие предмета? (глагол)

Как называется общая часть родственных слов? (корень)

Как называется изменяемая часть слова которая служит для связи слов в предложении? (окончание)

Какая часть речи пишется раздельно со словами? (предлог)

Каким членом предложения является глагол? (сказуемое)

- Прочитайте, пожалуйста, какое слово получилось у нас по вертикали?

- Итак, ребята, мы сегодня повторяем всё об имени существительном.

- Вот мы получили и второй ключ. Баба Яга подсказывает, что дальше нужно идти к старичку-лесовичку.

V. Орфографическая разминка

1. На доске: (вставить буквы, сделать полный разбор предложения)

У кл…стов по…вляются в гн…зде пт…нцы даже з…мой.

2. С помощью сигнальных карточек (гласные буквы) помогите вставить пропущенные буквы. (дети поднимают нужную букву подбирая устно проверочное слово)

Сн…жки, з…мовье, л…дяной, тр…щат, п…щат, ск…льзят, х…л…дает, г…л…дает, к…ток, м…лыш.

- Вы прекрасно справились с заданием и получаете ещё один ключ и подсказку, что следующий ключ нужно искать у гномика. (Рис.5) . А вот и он.

VI. Склонение существительных

- Что значит просклонять существительное? Рис.5

- А как склоняются существительные во множественном числе?

У вас на парте перфокарты, вам нужно просклонять слово записанное сверху. (3 человека у доски)

1. опушка 2. друзья 3. рожь

- Во что вы любите играть зимой? Вот и сейчас мы с вами поиграем в снежки. Я буду бросать вам снежок и говорить слово, а вы будете говорить склонение этого существительного.

(играем)

- Хорошо, мы открыли уже четыре замка. Куда же нам идти дальше?

- Что же, ждёт нас новая дорожка. Возле ёлочки пушистой мы сейчас плясать пойдём. (Физминутка)

-Ой, ребята, посмотрите, к нам с ёлки спустилась белочка и у неё тоже есть ключик от нашего сундука, но чтобы его получить нужно выполнить следующее задание.

VII. Работа с текстом.

Учебник стр. 110 Упражнение 249

- Что нужно сделать если безударная гласная в приставке?

- А если безударная гласная в корне?

- А в окончании?

-Ура, ребята! Мы с вами получили ещё один ключ! Ой, смотрите, ребята, к белочке зайчик прыгает, а у него ещё один ключ. И нам с вами опять придётся потрудиться.

VIII. Творческая работа. Множественное число существительных.

По картине “Зимние забавы детей” составить предложения и записать. Определить число и падеж существительных.

Проверка.

IX. Определение падежа существительных.

- И вот, ребята, мы близки к разгадке всей тайны Чуда-Юда. Наши друзья привели нас к Василисе Прекрасной (Рис. 8) она нам и поможет до конца с ним справиться.

- У вас на столе разные перфокарты под цифрой 2. Каждый читает задание на своей перфокарте и выполняет.

(перфокарты подготовлены по 3 уровням: высокий, средний, слабый)

X. Итог урока.

-А теперь, ребята, чтобы снять волшебную паутину надо зажечь ёлочку, ответив на вопросы:

1. Что мы сегодня повторяли?

2. Что такое имя существительное?

3. Что значит просклонять существительное?

4. Назовите падежи с вопросами.

5. Назовите предлоги падежей.

6. Какие существительные относятся к 1- склонению?

7. Какие существительные относятся ко 2 - склонению?

8. Какие существительные относятся к 3 - склонению?

9. Что вы знаете про множественное число существительных?

10. Назовите несклоняемые существительные.

МОЛОДЦЫ!

XI. Поощрения и оценки.

- Что же это такое? Видно мы что-то перепутали. Сундук не открывается.

(Стук в дверь)

-Ребята, слышите стук, да это же Дед Мороз и у него записка с волшебными словами.

Сундучок, сундучок,
Разукрашенный бочок,
Открывайся, не скрипи,
Покажи нам, что внутри?

Сундук открывается. Объявляются оценки. Раздаются подарки.