Урок изобразительного искусства "Транспорт в городе", 3-й класс

Разделы: МХК и ИЗО

Класс: 3


Тема года: “Искусство вокруг нас”.

Тема четверти: “Искусство на улицах твоего города”.

Тема урока: “Транспорт в городе”.

Цель: формирование представлений учащихся о выразительности форм транспорта (воздушного, наземного, водного), о его исторической эволюции, о роли художников в создании городского транспорта.

Задачи:

  1. обучающая - учиться создавать эскизы машин;
  2. развивающая - развитие фантазии, наблюдательности, воображения, пространственного мышления, культуры речи, умения сравнивать;
  3. воспитывающая - воспитывать любовь к родной природе, городу.

Оборудование и материалы: иллюстрации из журналов, зарисовки бионических форм и транспорта, игрушечные машины, гуашь, кисти, фломастеры.

Музыкальный ряд: Е.Дога “Открытые окна”.

Ход урока:

Слова на доске:

инженер-конструктор;
художник-дизайнер;
художник-архитектор.

I. Организационный момент.

II. Повторение пройденного (в виде игры).

Учитель включает музыку Е.Доги “Открытые окна”.

Мы прослушали музыку Е.Доги “Открытые окна”, заглянули в открытые окна и попали на улицы нашего города. Всю вторую четверть мы говорили о том, что на улицах городов, в парках, скверах тоже есть произведения искусства – памятники архитектуры, скульптуры, ажурные решетки, фонари, витрины магазинов. Кто придумывает парки? Кто строит их? (Архитекторы, скульпторы, рабочие- строители).

Мы были с вами в роли художников-архитекторов и создали свои парки. А теперь поиграем. Представьте, что я турист, а вы экскурсоводы. (Учитель надевает шляпу, очки, фотоаппарат). Сейчас вы мне расскажите про замечательные островки отдыха в своём городе.

(Дети выходят и рассказывают о своих рисунках).

Итак, ребята, мы пришли к выводу, что без Братьев Мастеров ни улиц, ни города не было бы.

III. Изложение нового материала.

Всё у нас прекрасно в нашем городе, но на улицах чего-то не хватает. Чего? (машин).

Тема урока так и называется “Транспорт в городе”. Транспорт может быть наземным, воздушным, водным. Сколько прекрасных машин у нас в классе (игрушечная машина на парте)- целый автопарк, а сколько их на улицах! Кто же их создал? (инженер-конструктор), а кто придумал внутреннее оформление салона и внешнее оформление машины? (художник-дизайнер).

При создании автомобиля, самолета или корабля художник сначала выполняет эскиз на бумаге, потом – объемный макет (из пластилина, дерева, металла, пластмассы). Создание новой модели занимает многие месяцы, а иногда и целые годы.

Машина не сразу стала похожа на ту, которую мы видим на улицах сегодня. Появившись в начале 20 века, она очень долго напоминала карету. Постепенно, по мере развития скоростей, для большей устойчивости, она как бы прижималась к земле, приобретая обтекаемую форму. Автомобиль стал ниже, длиннее, более обтекаемой формы, потому что конструкторы, увеличивая скорость движения, вынуждены бороться с сопротивлением воздуха.

Конструкторы привлекают себе в помощники природу. В природе наибольшая скорость полета у ласточек и стрижей, среди рыб наибольшая скорость у щук и акул, то есть у тех, чья форма тела наиболее обтекаемая. Самолет – птица, а вертолет? Кого напоминает он своей конструкцией? (стрекозу). А гусеничный ход откуда взялся? (от гусеницы). А автомобиль? (жук). Подводная лодка? (акула).

Конструкторы предлагают разработать автомобиль-кенгуру, которому не нужны будут хорошие дороги, он пройдет всюду, перепрыгнет через любые препятствия. Неожиданным для вас будет факт, что сейчас конструкторы разрабатывают вездеход “Пингвин”. При своей неповоротливости при ходьбе, в момент опасности он ложится на снег и, работая лапами и крыльями, в стремительном скольжении движется со скоростью до 30 км в час.

Таким образом, можно прийти к заключению, что в своей художественно-конструкторской деятельности человек довольно часто приходит к аналогичным с природой решениям. Это говорит в пользу необходимости постоянного внимательного наблюдения окружающего мира, который является неисчерпаемым источником и для художника, и для конструктора, и для ученого.

Физкультминутка.

IV. Подготовка к художественно-творческой работе.

Задача на уроке: создание эскиза машины, придумать свою, пофантазировать. Машина может быть “домашняя” - семейная, добрая, может быть нахальная, хищная, злая. Все зависит, для какого человека эта машина, каким он хочет себя показать.

И, конечно же, машина должна быть на электричестве! Почему? (чтобы не загрязнять окружающую среду).

V. Творческая работа.

VI. Организация контроля.

VII. Итог урока (выставка рисунков).