Конспект урока "Наши меньшие братья"

Разделы: МХК и ИЗО


Цели:

  1. Расширить знания учащихся о художниках-анималистах;
  2. Формировать умение учащихся изображать кошек, собак, передавать пропорции фигуры животных.
  3. Формировать умение учащихся передавать фактуру шерсти животных, окраску.
  4. Воспитание у детей интереса и любви к животным, ответственного и эмоционально - отзывчивого отношения к ним.

Инструменты и материалы: альбомные листы, карандаш, кисти (поролоновые), краски (гуашь, акварель), фломастеры, карандаши.

Зрительный ряд: изображения собак и кошек, динамические таблицы, репродукции В.Серова и В.Ватагина.

Ход урока

1. Организация класса

Прозвенел звонок,
Начался урок.
Мы за парты тихо сели
И на доску посмотрели.
Сегодня опять
Будем с вами рисовать.

2. Вступительная беседа

1) Сообщение темы и целей урока.

- Тема урока сегодня называется “Наши меньшие братья”.

- Мы посвятим наше занятие нашим меньшим братьям – животным. На уроке научимся рисовать кошек и собак. Раскрашивать будем способом “тычкование” поролоновыми кисточками.

2) Слово учителя об анималистическом жанре.

- Как называют художников, которые рисуют животных?

- Художники- анималисты.

- Верно. Потому что слово “анималисты” произошло от лат. “animal”- животное.

Анималистический жанр является самым древним. Первобытные люди оставляли на стенах пещер красочные рисунки оленей, зубров, мамонтов, (краски они делали из природных материалов: земли, глины, растений).

В Древнем Египте люди сооружали огромные скульптуры богов-животных.

В Древней Греции изображениями животных украшали посуду, оружие, музыкальные инструменты. Во все времена и эпохи человек любил, приручал животных, наблюдал за ними, а свои наблюдения отражал в произведениях искусства: картинах, иллюстрациях, скульптурах, предмета быта (показ иллюстраций).

Изображение животных требует пристального изучения их внешнего вида, пластики, строения формы тела.

3) Просмотр репродукций.

В произведениях известных художников красота животных показана с большой выразительностью. К таким художникам относится Валентин Александрович Серов. В своих работах он старался передать характер, индивидуальные черты животных. Его работы отличаются внешним изучением натуры, строения животного, они светлы и радостны. Известны его многочисленные наброски, рисунки и иллюстрации к басням И. Крылова.

Другим известным художником- анималистом является Василий Ватагин. Он очень любил животных и всю жизнь изучал их повадки и пластику. Он работал различными художественными материалами – графическими и цветными карандашами, акварелью, тушью, углем, создавал скульптуры, керамические игрушки. Особенно Василий Ватагин любил рисовать животных с натуры, наблюдал за ними.

4) Литературный ряд.

Не только художники посвящали свои произведения животным, но и поэты и писатели.

- Послушайте небольшое стихотворение И. Токмаковой. (Читает подготовленный ученик).

Подарили собаку.
Нет, не просто подарили,
В лень рожденья подарили
Очень славного щенка!
Он малюсенький пока…
Он идет смешной- смешной,
Путается в лапах.
Подрастет щеночек мой –
Он поправдашний, живой.

- Также многие писатели рассказывали нам о животных в своих произведениях: Е. Чарушин, В. Бианки учат нас любить и бережно относиться к ним (представляю выставку книг).

- В устном народном творчестве много загадок о животных, в которых тонко подмечены основные внешние и внутренние черты животных.

- Какие загадки о кошках и собаках знаете вы?

+ Мягкие лапки, в лапках цап - царапки.

+ С хозяином дружит, дом сторожит.

- Много песен о животных написали детские композиторы. Одной из таких песен является песня “Пропала собака” (дети слушают и подпевают).

У большинства вас дома тоже есть кошки и собаки, и у вас было задание написать о них мини-сочинение. (2 ученика)

- В своих рассказах вы сумели передать любовь к братьям нашим меньшим и конечно нельзя забывать о том, что содержать животное – это большая ответственность: животным необходимо не только уход, но и доброе отношение к ним, ласка. Животное – это не игрушка, которой можно поиграть и забыть о ней.

3. Подготовительная работа

1) Анализ образца.

- Сегодня мы будем рисовать кошек, собак.

- На какие части можно условно разбить фигуру животных?

+ Голова, шея, туловище, лапы, хвост.

- Каковы особенности строения фигуры кошки, собаки?

+ У собаки более сильные лапы, челюсти.

+ У кошек плавные очертания фигуры

- Существует много разных пород кошек и собак. В зависимости от этого у них разное строение фигуры, окрас и длина шерсти. Но есть основные правила построения фигуры кошек и собак.

2) Этапы работы (по динамической таблице):

а) работа карандашом:

  • определим расположение листа (зависит от позы животного);
  • намечаем общую высоту, ширину;
  • определяем основные пропорции животного;
  • намечаем общие формы;
  • уточняем формы, прорисовываем мелкие детали;

б) работа в цвете:

  • покрываем локальным цветом;
  • добавляем оттенки;
  • покрываем темные части;
  • показываем фактуру шерсти (поролоновой кисточкой);
  • дорисовываем мелкие детали, расставляем акценты.

4. Самостоятельная работа учащихся

Выполните работу “Наши меньшие братья”, изобразив любимых животных.

5. Анализ, оценивание

Критерии оценки.

  1. Компоновка.
  2. Пропорции фигуры животного.
  3. Цветовое сочетание окраса шерсти.
  4. Выразительность рисунка.

6. Итог

- Как называется жанр, в котором мы работали?

- С творчеством каких художников-анималистов мы познакомились?

- Как мы должны относиться к братьям нашим меньшим?

+ Мы должны ответственно относиться к нашим питомцам, ухаживать за ними, любить их, и они ответят нам взаимностью.

- Какую пользу приносят человеку кошки, собаки?

- Кошки ловят мышей, собаки охраняют дом. Есть собаки, которые являются поводырями для слепых людей, собаки-спасатели и т.д. Просто общение с домашними животными благоприятно для хорошего душевного самочувствия человека. И, конечно, мы должны помнить, что мы в ответе за тех, кого приручили.