Урок по теме "Слово о Маяковском. Ранние стихотворения В.Маяковского как отражение души поэта". 10-й класс

Разделы: Литература

Класс: 10


Цель урока:

Начало знакомства учеников с личностью Владимира Маяковского, попытка осмыслить своеобразие, оригинальность, значение личности поэта и его произведений, развитие навыков анализа поэтического текста.

Методические приемы:

Рассказ учителя, сопровождающий показом видеослайдов и прослушивание пластинки с песнями на стихи Маяковского в исполнении Елены Камбуровой; выразительное чтение стихотворений.

Оборудование:

Портреты Маяковского; аудио- и видеоаппаратура, проигрыватель, иллюстрации художников - ЛЕФовцев.

Ход урока:

Устный рассказ учителя о Владимире Маяковском, сопровождающийся показом видеослайдов.

Краткое содержание:

1893г. - год рождения Владимира Маяковского, Грузия, село Багдади.

13 лет, Маяковский – ученик 4-го класса гимназии - смерть отца.

Отъезд в Москву.

1906г. - г.Москва бурлит революционными событиями.

“Столбовой дворянин по рождению, любимец семьи, отличник в гимназии, он вдруг оказался в “адище” огромного города, одиночество, незащищенность оказались страшным потрясением юности и незаживающей раной.

Впоследствии он напишет в автобиографии: “Я - поэт. Этим и интересен. Об этом и пишу. Люблю ли я, или я азартный, о красотах кавказской природы также - только если это – отстоялось словом”. А “отстоялось словом” в его жизни очень много. Можно сказать - вся жизнь.

ХХ век без Маяковского представить невозможно. Он “окрасил” собой целую эпоху, он был самым известным и талантливым поэтом- футуристом.

- Когда мы с вами начинали говорить о Серебряном веке, то упоминали о поэтических течениях , которые сложились в России в конце Х1Х – начале ХХ века, вспомните, пожалуйста, какие?

(ответ учащегося)

Футуризм - (записываем в тетрадях) – определение.

Вместе с поэтами Бурлюком, Хлебниковым Маяковский ратовал за новое искусство, которое должно идти в ногу со временем. Новое время - новая поэзия…

В стихотворении “Домой” 1925г. Маяковский писал:

Я хочу
Быть понят моей страной,
А не буду понят,-
Что ж,
По родной стране
Пройду стороной,
Как проходит косой дождь!

Сегодня мы с вами постараемся познакомиться с ранней лирикой поэта.

Лирика Маяковского отличается от привычных нам стихотворений XIX века.

Для стихотворений Маяковского характерна так называемая “лесенка”, “рубленый стих”, а также необычные метафоры…

А одна из самых важных тем ранней лирики Маяковского - тема трагического одиночества, проблема непонимания поэта. Он страдает от одиночества, жалуется на него, ищет выхода и не находит его.

Как в свое время Лермонтову виделся одиноким утес, плачущий одиноко в пустыне (“Утес”), так и Маяковский распространяет свое настроение, ощущение одиночества на все в мире.

- А одиночество, ведь это очень страшно правда, помните, как вы пели - “как хорошо, что ты кому-то нужен…”

-Откройте, пожалуйста, стихотворение “Скрипка и немножко нервно” 1914г. Интригующее название, правда?

(Чтение учителем стихотворения)

-Трудно, правда? Несомненно!

Вопросы, стр.220 по методическому пособию Турьянской.

Несовершенство жизни, несовершенство, может быть, человека приводит лирического героя в отчаяние, его нервы не выдерживают.

А теперь давайте прослушаем это стихотворение, положенное на музыку композитором В. Дашкевичем в исполнении Е. Камбуровой,

Закройте глаза и попытайтесь представить эту картину.

А теперь стихотворение с не менее интригующим названием “ Хорошее отношение к лошадям”.

(Чтение стихотворения учителем)

Вопросы, стр. 219 по методическому пособию под редакцией Турьянской

“ Послушайте!” Это не обращение к вам, это название стихотворения - “Послушайте”- что это? Призыв, просьба, приказ…

(Чтение стихотворения Хохлачевым П.)

Вопросы, стр. 220

Мы познакомились с вами с замечательными стихотворениями ранней лирики Маяковского. Он считал, что поэт- это агитатор, горлан - главарь…

Не случайно он писал:

Слушайте, товарищи-потомки,
Агитатора, горлана - главаря…

Маяковский считал: Что стих должен обладать взрывной, действенной силой. Он не сообщает, не рассказывает, он убеждает ,доказывает

Маяковский был в хорошем смысле современным поэтом, остро ощущающим новые ритмы, проблемы времени. Новая эпоха требовала обновления поэтического языка, художественных средств, и Маяковский обновляет лексику, ритмику, рифму, изменяется даже графическая запись стиха.

Это вы уже увидели сегодня.

Маяковский полемически остро заявил, что старый поэтический язык изжил себя (“слова разлагаются, как трупики “), и улице нужен новый, демократический язык:

Улица корчится безъязыкая,
Ей нечем разговаривать

Маяковский ввел в поэзию язык улицы, может быть, грубый, непоэтичный, но он поднял его до поэтического уровня и тем самым расширил свою читательскую аудиторию.

На следующем уроке мы с вами будем говорить о стихотворении Маяковского “необычайное приключение…”. Поэтому домашнее задание: выразительное чтение стихотворения. (стр. учебника + задание в тетради)

Лексический анализ стихотворения.

Лексическая — Примеры из стих-я — Цель употр.

Группа слов.

Оценки за урок.