Современные методы преподавания исторического краеведения

Разделы: История и обществознание


Велика, неоглядна земля,
Но мы родину знаем одну
И, свои воспевая края,
Воспеваем всю нашу страну.

М. Покчи-Петров.

Век за веком из судеб разных народов складывалась судьба многонациональной России. Удмуртия в 2008 году отметит 450-летие вхождения в состав России. По образному высказыванию поэта Удмуртия «жаркой кровинкой в сердце России горит». Знать и любить свою малую Родину – долг каждого гражданина. Краеведение связывает обучение и воспитание с жизнью, способствует всестороннему развитию способностей, прививает любовь к своему краю, формирует чувство сопричастности к судьбе своего народа и судеб народов нашей страны. (Приложение 1) Краеведение является важным средством реализации межпредметных связей. Изучение предмета создает условия для социо-культурной адаптации обучающихся, способствует развитию творческого мышления, интеграции знаний, полученных в школе, формирует «Я-концепцию».
Краеведение должно начинаться с изучения истории своей семьи, своего рода, себя. Изучение краеведения соблюдает принцип концентризма: обучающиеся изучают историю своей семьи, своего рода, улицы на которой они живут, школы, где учатся, родного города (села), республики, постепенно расширяя круг своих познаний. Получая творческие задания, школьники получают нравственные переживания, становятся активными творцами урока. Процесс изучения истории родного края становится интересным, увлекательным, развивает навыки самообразования.
Предмет предусматривает активную самостоятельную работу обучающихся. На уроках реализуются личностные особенности, самобытность, уникальность каждого обучающегося, дается возможность проявить себя самостоятельно, отстаивать свои позиции по каждому изучаемому вопросу, используется субъективный опыт.
Учитель на уроке должен найти эмоциональные «крючочки», чтобы весь материал проходил через сердце обучающегося, создать на уроке комфортную, бесконфликтную обстановку, ситуацию успеха для каждого. С этой целью необходимо так разработать сценарий урока, подобрать средства и методы обучения, продумать дидактические и деловые игры, тесты, организовать творческую работу, чтобы обучающиеся сначала почувствовали себя россиянами, жителями Удмуртии, а потом осознали это.
На уроках краеведения применяются различные методы обучения – способы работы учителя и обучающихся, при помощи которых достигается овладение знаниями, умениями и навыками, формируется мировоззрение, развиваются их способности. (Приложение 2)
Наукой доказано, что 80% информации, которую слышит обучающийся на уроке, забывается в тот же день, если обучающийся над ней не поработал (повторил, проговорил, записал), 20% сохраняется дольше, в зависимости от ее актуальности для обучаемого. Поэтому следует применять методы обучения, направленные на повышение познавательной активности и самостоятельности, побуждающие искать ответы на вопросы. Рассмотрим некоторые методы обучения, использующиеся в перспективных  школьных технологиях традиционного, личностно-ориентированного, развивающегося, модульного обучения.
Объяснительно-иллюстративный и словесно-печатный методы обучения служат важнейшими источниками получения знаний, позволяют в сжатые сроки и экономным путем передать обобщенные результаты познавательной деятельности предшествующих поколений, вооружают обучающихся систематическими знаниями. Здесь главное действующее лицо – учитель, несущий готовые знания, и достигающий цели лишь в том случае, если его рассказ или текст заставляют обучающихся активно мыслить. Например, работая над составлением родословного древа, обучающиеся получают информацию о важности знаний по истории своего рода, примерах составления родословных великих людей, затем «вырастят» в тетради дерево, в корнях которого лежит слово «род», а ветвями дерева будут слова, образованные от данного корня (для составления древа используется словарь В.Даля, статья «род»). Ученики составят совместно с родственниками свое родословное древо, сосчитают количество родственников, увеличивающихся в геометрической прогрессии (я – один, родителей у меня – двое, бабушек и дедушек – четверо (вот они  СЕМЬ Я), прабабушек и прадедушек – восемь…), узнают глубину семейной памяти, отметят ее на ленте времени, получат ответ на вопрос: «Кто мы? Откуда мы?».
При опросе изученного материала и закреплении приобретенных на уроке знаний преобладает воспроизводящая деятельность обучающихся (репродуктивный метод обучения). Используя картонную картосхему, учащиеся знакомятся с контуром Удмуртии, ее городами, реками, субъектами РФ, граничащими с Удмуртской Республикой. На контурной карте УР отмечают административно-территориальные центры, пути следования ученых, исследующих край в прошлом.

Рисунок 1. Контурная карта «удмуртских уездов» Вятской губернии и современная контурная карта Удмуртии.

Рисунок 1. Контурная карта «удмуртских уездов»
Вятской губернии и современная контурная карта Удмуртии

 Скучное задание можно оживить, предложить в знакомом контуре Удмуртии увидеть то, что ни кому еще не удавалось увидеть: медвежонка, гнома, белочку, петушка…, а потом устроить вернисаж рисунков «Знакомая незнакомка»:

Рисунок 2. Конкурс «Знакомая незнакомка».

Рисунок 2. Конкурс «Знакомая незнакомка»

Предлагая обучающимся представить предложенный текстовый материал в виде схемы, диаграммы, графика, сопоставительной таблицы, опорного конспекта, кластера (виноградная гроздь), учитель способствует прочнее усвоить приобретенные знания.
Домашние задания даются исследовательского характера: написать эссе на заданную тему («Самое знаменательное событие ХХ века, повлиявшее на историю моей семьи», «Самое трагическое событие в истории семьи», «История страны – история семьи»), провести мини социологический опрос («Игры и игрушки трех поколений»), подготовить сообщение («Моя семья в годы Великой Отечественной войны», «История музейного экспоната», «Имена в нашей семье»), написать сочинение («Награды в нашем доме», «Школа во времена моей бабушки, или кто такие пионеры», «Кем я могу гордиться в нашей семье»). Подобные творческие работы имеют огромное образовательное и воспитательное значение. Обучающиеся выполняют их с огромным увлечением и чувством ответственности, которое порождается сознанием важности порученного им дела.
Выполняя домашнее задание, обучающиеся могут провести эксперимент «Природные красители, использующиеся для окрашивания тканей». Вместе с родителями в «домашней лаборатории» попробуют окрасить кусочки хлопчатобумажной ткани разными красителями: корой дуба, багульником, луковым пером, подмаренником и др. О результатах проведенного эксперимента доложат на последующих уроках, покажут окрашенные ткани. Еще одно задание – составление карты звездного неба Удмуртии. Обучающиеся проведут астрономические наблюдения за звездным небом, сделают рисунки расположения созвездий на ночном небе в разные сезоны, соберут материал по воззрениям удмуртов.
Проектный метод обучения можно использовать на уроках: «Прошлое, настоящее и будущее нашей школы», «Наш класс в 2010 году». Обучающиеся вместе с родителями создают «Портфолио семьи». В течение учебного года каждый обучающийся создает личностно-ориентированную папку творческих работ, о которых ему заранее сообщается. Например, работы могут быть следующие: «Родословное древо моей семьи», «История моего имени, именины, почему мне дали это имя, что в имени моем мне предначертано», «Происхождение моей фамилии», «Впиши себя в историю своей семьи (мои достижения)», «Реликвии моей семьи», «Важные события в истории моей семьи», «История страны – история семьи», «Из папиного армейского альбома», «Любимые семейные праздники», «Герб и девиз нашей семьи», «Семейное хобби», «Приходите в гости к нам (семейный уклад, хобби, фирменное блюдо)», «Загляните в семейный альбом»… По итогам годовой творческой работы проводится семейный праздник «Крепка семья – крепка Россия», демонстрируются лучшие папки.
Обучающиеся, владеющие компьютерными технологиями и цифровой видеосъемкой, могут представить проекты-презентации на электронных носителях: «Природа края», «Птицы нашего двора», «Уходящий в прошлое Ижевск (старые дома, наличники, тихие улочки, архитектурные памятники города), «Чугунные кружева (решетки) города», «История школы», «История школьного музея», «История улицы на которой я живу», «Экскурсия в прошлое», «Памятники города Ижевска», «Места города, связанные с именем А.Ф.Дерябина, Кузебая Герда», «Улицы, названные в честь: героев гражданской войны, Великой Отечественной войны, писателей, художников», «Происхождение названий рек города», «Официальные и неофициальные символы республики», «Черты культуры Древней Греции и Древнего Рима на улицах родного города», «Выдающиеся деятели современности – жители нашего города», «Героев наших имена», «М.Т.Калашников – наш земляк».

Рисунок 3. Презентация «Искусство ижевских оружейников»

Рисунок 3. Презентация «Искусство ижевских оружейников»

Для обучающихся младшего и среднего возраста важно «почувствовать» изученный материал, для этого используются элементы творческих мастерских: на уроках или дома изготавливаются макеты куалы, воршудного короба, внутреннего убранства дома, тканого полотна, орнаментированного коврика, орудий труда земледельца, оружия и приспособлений охотника, рыболова, посуды изучаемого народа, предметов быта, национальных кукол.

Рисунок 4. Куклы в национальных костюмах.

Рисунок 4. Куклы в национальных костюмах

На уроке может быть использован пластилин, глина, нитки, ткань, бумага для оригами. Рассказ учителя о промыслах удмуртов сопровождается практическими работами: изготовляется полотно на подготовленном заранее из картона «ткацком станке», из ниток и лоскутков создаются народные куклы, постигая искусство гончаров, осваивается жгутиковая техника лепки посуды, способы нанесения орнамента на изделие.

Рисунок 5. Ткацкие переплетения Ижевского могильника времен падения Рима и картонный «ткацкий станок» для изготовления «ткани» из нирей на уроке.

Рисунок 5. Ткацкие переплетения Ижевского могильника времен падения Рима
и картонный «ткацкий станок» для изготовления «ткани» из нирей на уроке

Эти образцы, макеты становятся наглядными пособиям при изучении нового материала. Печатное слово представляется в виде рисунка, кроссворда, ребуса. Знакомство с лекарственными травами закрепляется сбором гербария «Способы народной медицины». Исследование природного богатства края пополнит минералогическую коллекцию.
Изучение нового материала эффективно при использовании технологии коллективного взаимообучения А.Г.Ривина. «Работа в парах сменного состава» позволяет плодотворно развивать у обучающихся самостоятельность и коммуникативные умения. Работа организуется в статических парах («учитель» – «ученик»), динамических парах (четверо готовят одно задание, но имеют 4 части, обучающийся трижды проговаривает и обсуждает задание), вариационная пара (каждый член группы получает свое задание, выполняет его, анализирует вместе с учителем и обучает по схеме с трех товарищей). Психологи утверждают, что 95% материала усваивается обучающимся при обучении других, 90% – если говорит и делает задание совместно, 70% – когда обсуждает, 50% – если видит и слышит, 10% – если читает глазами.
Для успешной учебной деятельности необходимо вести постоянный контроль за знаниями, умениями, навыками обучающихся со стороны учителя, а также самоконтроль со стороны обучающегося. В старших классах этому способствует модульное обучение. Его сущность состоит в том, что ученик полностью самостоятельно (или с определенной дозой помощи) достигает конкретных целей учения в процессе работы с модулем (целевым функциональным узлом, объединяющим учебное содержание и технологии овладения им). Модули позволяют перевести обучение на субъект-субъектную основу, индивидуализировать работу с отдельными обучающимися, дозировать индивидуальную помощь, определить оптимальный объем знаний, излагаемый учителем, изменить формы общения учителя и обучающегося, нацелить на поисковые действия в учебно-познавательной деятельности, предусмотрев необходимое количество времени для обсуждения и осмысления нового материала не дома, а в ходе учебного занятия. Самостоятельная познавательная деятельность может быть организована только при создании благоприятного эмоционального фона, что возможно благодаря изменениям в оценочной деятельности учителя, введению самоконтроля и самооценки обучающихся, согласуемой с учителем, координирующим учебные действия обучаемых. Например: «Твои права и обязанности в Конституциях Российской Федерации и Удмуртской Республики».
Краеведение предусматривает учебно-исследовательскую работу. Исследовательские методы обучения позволяют углубить знания по теме, познакомить с научными методами работы, расширить кругозор. Исследование можно провести по истории, природе края, фольклору, литературным произведениям. Например, проверьте, правильны ли народные приметы, расскажите о результатах своих наблюдений.
Фольклорные источники можно использовать как исторический источник на уроке. После прочтения легенд удмуртского народа, ребята выясняют, что можно узнать о жизни народа в далеком прошлом, по сказкам определяют занятия жителей Удмуртии, их взаимоотношения с другими народами.
Важное место в обучении краеведения занимают экскурсии по родному краю, посещение музеев. После экскурсии выполняется творческая работа: отчет об экскурсии, выпуск альманаха, оформление фотовыставки, демонстрация фильма..
Занятия могут проводиться в музеях, музейных комнатах, архивах республики. Изучая историю края, обучающиеся познакомятся с интересными людьми: писателями, поэтами, учеными, участниками Великой Отечественной войны, локальных войн, героями-ликвидаторами Чернобыльской аварии, услышат «живые голоса истории» самих участников исторических событий, а также голоса со старых грампластинок, магнитофонных лент;  подержат в руках документы эпохи: старые газеты, фотографии, письма с фронта; прикоснутся к истории.

Рисунок 6. Свидетельство об окончании училища. Начало ХХ века.

Рисунок 6. Свидетельство об окончании училища. Начало ХХ века.

Исследовательско-поисковый метод позволяет глубже изучить тему, прочувствовать и понять её, сделать самостоятельный вывод по отношению к данному событию, установить причинно-следственные связи с событиями истории и современностью. Активная познавательная деятельность обучающихся в процессе самостоятельной работы оказывают воспитательное воздействие на подрастающее поколение.
Основные факторы развития познавательного интереса обучающихся к краеведению: эмоциональное воздействие, наглядность, использование технических средств обучения, информационно-компьютерных технологий. Учителю необходимо овладеть современными компьютерными технологиями, привлекать к созданию видеофильмов, презентаций обучающихся и пополнять копилку образовательных ресурсов на электронных носителях по каждой теме урока.
Проводятся уроки разные по форме: урок с использованием музейного экспоната «Музейная редкость», урок  воображаемое путешествие «Путешествие в страну исторических источников», «Путешествие по Сибирскому тракту», урок творчества «Промыслы древних удмуртов», драматизация «Легенды и сказки удмуртского народа как исторический источник», урок спектакль «Мултанский процесс», «Обучение в Ижевской женской гимназии», «Русские писатели об Удмуртии», персонификация «Основатель Ижевского оружейного завода – А.Ф.Дерябин», «Записки кавалерист девицы», интервьюирование персонажей «Рассуждения о главном», заочное путешествие «По городам Удмуртии». (Приложение 3)
Реферативные и исследовательские работы обучающихся используются не только на уроках но и во внеурочной деятельности. Ребята выступают с докладами на школьных краеведческих чтениях, школьных научно-практических конференциях, школьных семейных праздниках. Организуются выставки творческих работ учащихся.
В работе помогают родители. Формы работы с родителями и детьми могут быть разнообразны; уроки с приглашенными родителями «Ответы дает семья», «Диспут поколений», «Из бабушкиного сундука», «Семейные реликвии», «Семейное портфолио»,  симпозиум (дети готовят заранее вопросы родителям), «Мой папа – солдат», «Урок мечты о будущем».
Продолжением уроков служит внеурочная работа по краеведению с семьями обучающихся классные часы, праздники:  «Праздник профессий родителей», «Праздник семейных династий», «Дела давно минувших лет», «Самая читающая семья», «Презентация семьи», «Праздник древо жизни», «Форум семей», «Симпозиум поколений», «От всей души», «Люди нашего дома», конкурс «Самый лучший папа»,  литературно-музыкальная гостиная, «Почтовый ящик (урок письма родителей и детей)», День творчества детей и родителей, город мастеров.
Выбор того или иного метода, технологии обучения на уроках краеведения и во внеурочной деятельности определяется конкретной дидактической задачей, содержанием изучаемого материала, уровнем развития обучающихся. При подготовке урока краеведения необходимо помнить слова  Сократа: «В каждом человеке солнце, только дайте ему засветиться». Изучая свою семью, свой край, историю своей «малой» родины школьник зажигает свою путеводную звезду, ведущую его к познанию истории.