Опыт работы над сочинением-рецензией, 10-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 10


Цель.

  • закрепление сведений о сочинении-рецензии;
  • отработка умения выполнять задания к тексту, развивать письменную и устную речь.
  • воспитание любви к Родине, желания приумножать её богатства;
  • воспитание интереса к творчеству В.М. Пескова.

Тип урока: урок-практикум (развитие речи).

ХОД УРОКА

1. Оргмомент

К природе я отношусь не только как зоолог и биолог.
Природа для меня – это познание жизни, её законов.
Рассказ о природе – не только просвещение человека,
но и формирование его мировоззрения, основанного на знаниях.

В. Песков

2. Словарная работа

Диктант «По лексическому значению узнайте слово и запишите».

2.1. Сложный вопрос, задача, требующие разрешения, исследования (проблема).
2.2. Весь мир в многообразии его форм (природа).
2.3. Общественный, относящийся к жизни людей (социальный).
2.4. Международная общественная организация, ставящая своей целью предотвращение деградации окружающей среды. («Гринпис»).
2.5. Постепенное ухудшение, упадок (деградация).
2.6. Раздел биологии, изучающий взаимоотношения животных, растений, микроорганизмов между собой и окружающей средой (экология).
2.7. Поступательное движение вперёд, улучшение в процессе развития (прогресс).
2.8. Относящийся к экологии (экологический).
2.9. Уменьшение, исчезновение вследствие расходования (истощение).
2.10. Название съезда, собрание по вопросам охраны природы (конгресс).
2.11. Многозначное слово, одно из значений которого «окончательно устанавливать» (фиксировать).

Учитель: Скажите, ребята, какую тему мы продолжаем сегодня на занятии, судя по этим словам?

Ученик: Будет рассмотрена тема защиты окружающей среды.

3. Работа с текстом

Учитель: Действительно, сегодня мы продолжаем знакомиться с текстом на экологическую тему, ту тему, которая волнует всех здравомыслящих людей планеты. Сейчас мы рассмотрим, как представлена эта проблема в произведении В. Пескова «Они ушли …»
– Скажите, что вам уже известно о Василии Михайловиче Пескове?

Ученик: Василий Михайлович Песков – замечательный писатель-публицист.
Родился он в 1930 году. Работает в газете «Комсомольская правда» вот уже почти 50 лет. Корреспондентом этой газеты изъездил нашу большую страну, побывал во многих уголках мира. Писал о многом: интересных людях, путешествиях. Но главной темой его произведений была природа. Более десяти лет ведёт он страничку «Окно в природу» в «Комсомольской правде».

Учитель: 14 марта 2005 года Василию Михайловичу исполнилось 75 лет. Работу свою в «Комсомольской правде» он не прекращает, И ярким примером служит его статья «Они ушли», с фрагментом которой мы сегодня познакомимся. Давайте прочитаем этот текст.

Ученик: (читает выразительно текст, ребята внимательно следят по тексту, который лежит у каждого ученика на парте):

Они ушли.....

  1. В новом тысячелетии естественны размышления: что будет дальше с жизнью на планете Земля?
  2. И, кажется, нет человека, который бы усомнился: среди множества разных проблем главная, первая – проблема экологическая.
  3. Корень её – в растущей численности людей на Земле.
  4. Не надо большого ума понять: Земля не выдержит, не может выдержать всевозрастающего разрушения тонкой, как кожура на яблоке, её живой оболочки.
  5. Истощаются земные недра, разрушается почва, загрязняются воды, каждую минуту с лица планеты исчезают пять с половиной гектар лесов.
  6. Каким будет гром, можно гадать, но то, что он грянет, сомненья нет!
  7. Изощрённость человеческого ума и накопленные знания беду эту не способны предупредить.
  8. Вот шумно заговорили о возможности из пролежавшей в земле тысячи лет кости «воскресить» динозавра.
  9. И, парадокс, в это же время на земле скоро могут исчезнуть прекрасные творения природы – слоны, человекообразные обезьяны, тигры, крокодилы, орлы, журавли…..
  10. Несмотря на фантастические возможности науки, перспектива остаться на Земле в обществе крыс, ворон, воробьёв, тараканов вполне реальна!
  11. Для разнообразного живого мира всевозрастающая численность людей места не оставляет.
  12. И алчность человека, не способного ограничивать свои потребности, процесс деградации живого разнообразия Земли ускоряет…..
  13. Международные конгрессы по охране природы это фиксируют, призывая народы и страны сохранить живое разнообразие Земли,
  14. Но в реальности дело идёт, образно говоря, к воронам, тараканам и воробьям!
  15. Такова часть самой большой проблемы, с которой люди вступили в третье тысячелетие своей истории.

Учитель: Определите тему этого текста.

Ученик: Защита окружающей среды.

Учитель: Какая проблема поднята в этом тексте Песковым?

Ученик: Говоря словами Пескова, проблема звучит так: «Что будет дальше с жизнью?»

Учитель: В каких предложениях, по-вашему, наиболее полно отражается эта мысль?

Ученик: В 12 предложении, по-моему, эта мысль наиболее ярко отражается: «И алчность человека, не способного ограничить свои потребности, процесс деградации живого разнообразия Земли ускоряет».

Учитель: Определите стиль и тип речи текста. Обоснуйте свою точку зрения.

Ученик: Стиль публицистический, тип речи – рассуждение: В этом тексте совмещены книжные и разговорные слова, употребляются общественно значимые понятия: разнообразие животного мира; всевозрастающая численность людей, прекрасные творения природы….. В тексте широко используются вопросительные и восклицательные предложения (1, 5, 10, 14). Автор использует прямые обращения к людям (1, 4) используются повторы (2). Кроме того, проблема злободневна, несёт большую информацию, чётко выражено авторское отношение к поднятой проблеме: «В реальности дело идёт, образно говоря, к воронам, тараканам, воробьям».

Учитель: Теперь из восьмого предложения выпишите три словосочетания на разные способы подчинительной связи и разберите их.

Ученик:

Учитель: В последнем абзаце текста найдите сложноподчинённое предложение. Определите вид придаточного.

Ученик: Это сложноподчинённое предложение с придаточным определительным, т.к. отвечает на вопрос, «какой?». Это последнее предложение текста.

Учитель: В первом абзаце найдите предложение, в котором допущена ошибка. Какая это ошибка?

Ученик: В пятом предложении допущена грамматическая ошибка: вместо слова «гектар» необходимо написать «гектаров».

Учитель: Выпишите это предложение, объясните знаки препинания.

Ученик: Истощаются земные недра, разрушается почва, загрязняются воды, каждую минуту с лица планеты исчезают пять с половиной гектаров леса.

[= –],[= –],[= –], [= –].

Это сложное бессоюзное предложение, состоит из четырех частей.

Учитель: Назовите изобразительно-выразительные средства, использованные в этом предложении.

Ученик: Автор использует инверсию (обратный порядок слов) и олицетворение – «земные недра истощаются», «почва разрушается».
Словарь около этих слов указывает «перен.». Кроме того, в предложении есть развернутая метафора «с лица планеты».

Учитель: Какую роль выполняют инверсия олицетворения и метафора в предложении.

Ученик: Они используются как средства повышения выразительности текста.

Учитель: А в целом в тексте Пескова какие средства выразительности встретились?

Ученик: В первом абзаце для большей убедительности автор использует сравнение «тонкая как кожура на яблоке, оболочка», кроме того, Песков использует эпитет «живая оболочка». Тем самым автор обращает внимание на затронутую им проблему.

Ученик: В тексте много метафор, повышающих значимость, злободневность проблемы, поднятой в тексте: «каким будет гром, можно гадать», «остаться в обществе крыс, ворон, воробьёв»…
Текст насыщен эпитетами, чтобы привлечь внимание к поднятой проблеме: «фантастические возможности», «живое разнообразие» и др. Олицетворения: «земля не выдержит», «исчезают гектары лесов».

Учитель: Как видите, текст Василия Михайловича Пескова необычайно выразителен. И яркость ему придают использованные писателем эпитеты метафоры, сравнения и олицетворения. А тема, поднятая им, актуальна, и как говорит поэт В. Гришин:

Горят костры по всей России,
Горят костры в краю родном.
О многом землю мы просили,
Она нас просит об одном:
«Меня вы берегите, люди,
Мои леса, мои поля.
Что будет с вами, коль не будет,
Всего, что вам дает земля?!»

4. Практическая часть занятия

Учитель: Используя собранный материал, напишите фрагмент нашего сочинения.

  • 1-й вариант напишет вступление к сочинению-рецензии.
  • 2-й вариант – основную часть такого сочинения.
  • 3-й вариант будет работать над заключением.

Не забудьте, что сочинение должно в целом быть не короче 150-ти слов. Значит, вступление и заключение вашей работы (это касается первого и третьего варианта) должно составлять одну треть вашей работы, т.е. около 50 слов на вступление и заключение.
Ребята, работающие над основным содержанием, должны помнить о том, что в сочинении нужно сказать, разделяете ли вы точку зрения автора, отметить не менее двух наиболее характерных для этого текста средств выразительности, привести примеры.

5. Итог урока

Чтение полученных работ.

6. Домашнее задание

Написать полностью сочинение-рецензию по данному тексту В. Пескова.