Программа детского оздоровительного лагеря "Бригантина" в форме сюжетно-ролевой игры "Морское путешествие"

Разделы: Внеклассная работа, Общепедагогические технологии


1. Пояснительная записка

Летний период – активная пора социализации школьников.
С наступлением летних каникул перед большинством родителей встаёт вопрос о том, каким образом организовать летний отдых своих детей. Особую роль играют лагеря с дневным пребыванием детей. Посещая пришкольный лагерь, ребёнок не отрывается от семьи, находится под присмотром педагогов, своевременно накормлен, занят интересными делами, а вечером и в выходные дни в кругу семьи.
Ещё один немаловажный момент – это возможность общения ребёнка с привычным кругом друзей.
Ежегодно около 150 учеников нашей школы окунаются в кипучую жизнь творчества, дружбы. Наш лагерь «Бригантина» даёт возможность для раскрытия творческих способностей детей и способствует психологическому комфорту в общении. Кроме того, правильно организованная деятельность, отдых, досуг, оздоровление способствуют духовному и физическому росту детей, имеет реальный выход в жизнь. Это подтверждается не только результатами исследований, но и практикой сегодняшнего дня. Дети, выросшие из лагеря, возвращаются в него вожатыми, т.е. становятся членами педагогического отряда «МАЯК».
Актуальность нашего лагеря в том, что в рамках программы ребята не только оздоравливаются, но и получают конкретные знания, умения и навыки лидерства.

В основе программы «Морское путешествие» лежат следующие принципы: добровольности, открытости в деятельности экипажей (отрядов), учёт возрастных и индивидуальных способностей, интересов детей; доступности предлагаемых форм работы возможностям каждого ребёнка; систематичности, наглядности, развитие в каждом ребёнке стремления стать лучше, знать больше; развитие его творческих способностей; коллективности.

2. Целеполагание

Общепедагогическая цель программы: создание системы интересного, разнообразного по форме и содержанию отдыха и оздоровление детей в условиях лагеря.

Задачи:

  • привлечение ребят к активному участию в мероприятиях в рамках программы;
  • организация режима дня в соответствии с возрастными особенностями;
  • организация полноценного отдыха и оздоровления детей;
  • раскрытие творческих и коммуникативных способностей учащихся;
  • создание благоприятной эмоциональной атмосферы в лагере.

3. Содержание деятельности и форма реализации в рамках программы «Морское путешествие» (описание сюжетно-ролевой игры)

Спросите у ребят, кто из них не хочет отправиться в путешествие, и вырастет лес рук, заблестят глаза, вспыхнут улыбки – ветер странствий дорог каждому.
И поэтому мы в лагере так же решили организовать путешествие для ребят.
Главный проводник в них – сюжетно-ролевая игра.

Участники игры: дети, вожатые пед. отряд «МАЯК», ст. вожатая, воспитатели, администрация лагеря.

4. Сроки реализации: с 2–28 июня 2006 г.

5. Игровая модель

Ребята нашего лагеря очень неугомонные, стремятся узнать и увидеть как можно больше. Они составили свою карту путешествия по «Следам Синдбада-морехода».
Карта вывешивается в первый день смены на видном месте в холле. Пройденный путь отмечается на ней флажками. Каждый экипаж ведёт свой путевой дневник – «Бортовой журнал», куда заносит, зарисовывает, вклеивает всё самое интересное, с чем встречается в пути.
Введение в игру начинается с момента встречи с детьми в первый день лагеря. В этот день проводится общелагерная игра «Свистать всех наверх!».
Игра проходит в два этапа: индивидуальный и командный.

Вся жизнедеятельность в ДОЛ «Бригантина» пронизана морской тематикой. В связи с этим многие объекты лагеря переименованы в соответствии с морскими терминами:

Столовая – камбуз;
Комната совещаний Совета капитанов – капитанская рубка;
Место проведения линейки – капитанский мостик;
Место сбора экипажа – кают-компания;
Экипажные комнаты – кубрики и каюты;
Отряд – экипаж;
Вожатые отрядов – штурманы;
Администрация лагеря – оргкомитет по ведению регаты;
Информационный стенд – дневник путешествия;
Дети – моряки.

Ежедневно в игре добавляются новые слова и термины из морского словаря, который эстетично оформленный вывешивается на видном месте под названием «Морской глоссарий». Все участники отправляются в путешествие, полное приключений, испытаний и трудностей по 7 неизвестным островам. У каждого острова есть свой секрет. Ребятам предлагается исследовать эти острова и открыть их секреты. В путешествии дети и взрослые станут участниками различных конкурсов, состязаний, викторин. Игра заканчивается в конце смены, и тогда будут открыты и поняты секреты всех 7 островов.

На протяжении лагерной смены все члены экипажей смогут принять участие в интереснейших экскурсиях в видеоцентр, ТЮЗ, театр кукол «Арлекин», планетарий, посмотреть цирковую программу и др.

6. Этапы игры

  • Организационный: «По следам Синдбада-морехода».
  • Основной: «По пути приключений и открытий».
  • Итоговый: «Остров сокровищ».

7. Система стимулирования

После старта регаты «Полный вперёд!» каждый отряд (экипаж) получает отрядный флаг, на который делает и укрепляет эмблему. За победу в различных делах экипаж может получить знак успеха на свой флаг в виде якоря.

Каждый якорь имеет свой цвет и значение:

  • Якорь красного цвета – 1 место и 15 миль;
  • Якорь синего цвета – 2 место и 10 миль;
  • Якорь зеленого цвета  – 3 место и 5 миль.
  • За особые заслуги – золотой якорь.

Задача каждого экипажа – собрать как можно больше якорей, что может выявить лучший экипаж по номинациям:

  • «Самый дружный»,
  • «Самый творческий»,
  • «Самый интеллектуальный»,
  • «СУПЕРЭКИПАЖ».

Для индивидуальной системы роста в каждом экипаже разработаны свои знаки успеха.

Набрав 5 отличительных знаков успеха, участник игры получает звание «юнги» и отличительный знак – ленточку голубого цвета, который крепится к одежде при помощи маленькой булавочки.

Те, кто зарабатывает в сумме 10 знаков успеха – присваивается звание «матрос» и выдаётся ленточка зеленого цвета.

Звание «морского волка» и нагрудную ленточку красного цвета получают те, ребята, кто за смену набирает 20 знаков.

1 раз в 3 дня созывается Совет капитанов, который корректирует маршруты судов при помощи жеребьёвки, ведь во время регаты корабль может:

1. Сесть на мель. Чтобы сдвинуть корабль с места надо приложить физические силы. Для этого в экипаже провести спортивное мероприятие «В поисках сокровищ капитана Флинта» или водно-сухопутное соревнование. Может быть и свой вариант.

2. Попасть в шторм. На моряков свалилось сразу всё: и вода, и ветер и т.д. Отряд в течение 3-х дней должен справиться с 5 различными по характеру заданиями.

3. На корабль напали пираты. Этот отряд получил чёрную метку. И между двумя отрядами должно пройти соревнование «Огонь, вода и медные трубы». Если побеждают пираты, то они забирают у соперников 5 миль к своим победным.

4. Рифы. Они могут подстерегать ни о чём не подозревающие экипажи, когда они идут своим курсом. Если экипаж наскочил на них, то он должен составить новый маршрут для плавания (игра на местности по запискам).

5. Штиль – отряд должен сделать сюрприз для других экипажей, чтобы поднять настроение.

6. Попутный ветер. Просто так принесёт команде 5 миль.

Ежедневно каждый экипаж получает 5 миль на карте плюс за победу в конкурсах и соревнованиях. Дежурный вожатый может дать 5 миль за самый чистый отряд в столовой, кубрике и каюте. Совет капитанов по проведению регаты может дать ещё 5 миль за интересное отрядное дело( если оно еще описано и сдано в банк интересных дел).

8. Детское самоуправление

На организационном этапе проходят выборы капитанов, боцманов, мичманов по спорту, радист.

9. Содержательная модель программы

Традиционно из детей формируется 5–6 отрядов. Ребята являются помощниками в организации тематических дней, дел.

Так же в течение смены ребята могут посетить любой кружок по своим интересам. Занятия в кружках ведут вожатые пед. отряда «МАЯК» и носят законченный характер.

1. Спортивные: футбол, волейбол, ПДД «Светофорчик»
2. Творческие: песенный, танцевальный мягкая игрушка, оригами, изонить, биссероплетение.
3. Интеллектуальный: логические игры.

Каждый отряд в лагере имеет свой неповторимый имидж. Он выражается в: названии экипажа; девизе, символах и атрибутах; законах и традициях отрядной жизни; игровых отрядных условностях, свои особые приветствия, прощания, пожелания успеха, оформлении отрядного уголка.

10. Информационное обеспечение программы «Морское путешествие» осуществляет пресс-центр лагеря.

11. Кадровое обеспечение

Педагогический коллектив нашего лагеря – это педагоги школы, педагогический отряд вожатых «МАЯК», в состав которого входят учащиеся 8–10 классов.

Координатор программы: Шарыпова Светлана Витальевна – старшая вожатая начальных классов школы.

12.Тематическое планирование

  • День первый:
    • приход в лагерь, игра по отрядам «Суета сует»; общелагерная игра «Свистать всех наверх!». Отрядные огоньки знакомств.
  • День второй:
    • организационные сборы в отрядах; общелагерный вечер знакомств «Путешественники, здравствуйте!», вожатский концерт «На всех парусах»
  • День третий:
    • линейка открытия «По следам Синдбада-морехода», «Полный вперёд!», дискотека «На морской волне»
  • День четвёртый:
    • занятия в кружках, выпуск стенной газеты «1 день из жизни путешественников»
  • День пятый:
    • эколого-спортивный день – старт 1 этапа: индивидуальные соревнования в «Школе юнг» общая большая эстафета «В поисках сокровищ капитана Флинта» «Брейн-ринг».
  • День шестой:
    • кружки, музыкальное шоу-программа «Вечер на рейде», «Дневник регаты»– просмотр видеокассеты.
  • День седьмой:
    • кружки, отрядное время, первенство по футболу
    • интеллектуальное шоу «В погоне за морскими призраками»
  • День восьмой:
    • день наоборот «Бермудский треугольник»
    • конкурсная программа «Сардинка, сардинка, сардинка моя…»
    • сказка «Шиворот-навыворот»
  • День девятый:
    • кружки, подготовка к тематическому дню по экипажам «Три в одном»
  • День десятый:
    • тематический день «Три в одном»
  • День одиннадцатый:
    • соревнование команд «Огонь, вода и медные трубы», конкурсная программа «Ты морячка, я – моряк»
  • День двенадцатый:
    • праздник «Нептуна»
  • День тринадцатый:
    • праздник «Корабельная кутерьма», конкурсная программа «Лидер и его команда»
  • День четырнадцатый
    • подготовка ко Дню Памяти, корректировка курса
    • «Дневник регаты» (видео), выпуск газеты пресс-центром «1 день из жизни путешественников»
  • День пятнадцатый
    • День Памяти
  • День шестнадцатый
    • творческий день «С корабля на бал»
  • День семнадцатый
    • прощальные отрядные огоньки
    • детский концерт
  • День восемнадцатый
    • ярмарка «Остров сокровищ», линейка закрытия смены – Финиш регаты
    • вожатский концерт «На всех парусах».

14. Ожидаемые результаты по программе

Результатом реализации программы будет являться оздоровление и отдых более 150 мальчишек и девчонок нашей школы.
В ходе реализации программы «Морское путешествие» мы предполагаем рассматривать ожидаемые результаты смены через:

1. Результаты, актуальные для развития личности ребёнка:

  • удовлетворение потребности в полноценном отдыхе,
  • реализация интересов детей, их обогащение и побуждение к новым интересам;
  • формирование у детей способности к самооценке и рефлексии;
  • формирование у детей социально-значимой позиции по отношению к окружающему миру и самому себе.

2. Результаты, касающиеся детского объединения:

  • создание у детей эмоционального настроя на работу во временных детских объединениях.

3. Результаты, способствующие развитию воспитательной системы лагеря:

  • апробация новой модели лагерной смены;
  • совершенствование новых методик массовых, групповых, индивидуальных форм работы с детьми;
  • пополнение копилки форм работы;
  • развитие опыта деятельности пресс-центра лагеря.

4. Результаты, направленные на педагогический отряд вожатых:

  • повышение уровня педагогического мастерства;
  • апробация модели взаимодействия пед. отряда с детским коллективом в рамках сюжетно-ролевой игры «Морское путешествие», самореализация вожатых.

15. Педагогическая диагностика и способы корректировки программы

В лагере осуществляется следующие виды диагностики:

  • Предварительная диагностика – проводится до начала смены и в оргпериод с целью выявления индивидуальных особенностей детей и корректировки поставленных целей и задач в соответствии с ними.
  • Текущая диагностика – проводится в основной период смены с целью определения степени успешности в достижении поставленных целей и задач.
  • Итоговая диагностика
  • Проблемная диагностика – проводится в случае возникновения проблемной ситуации, относящейся к коллективу в целом, отдельному ребёнку, с целью корректировки данной ситуации.

16. Законы путешественников

Закон дружбы:

Один за всех и все за одного.

Закон времени:

Точность – вежливость королей.

Закон слова и дела:

Критикуя, предлагай. Предлагая, делай.

Закон поднятой руки:

Если поднята рука,
Значит – все молчат пока.

Закон дома:

Лагерь наш – нам общий дом.
Чистоту храните в нём.

Закон песни:

Без песни ни дня, без песни ни шагу.
В ней черпаем творчество, доброту и отвагу.

Закон природы:

Мир природы – мир прекрасный. Не губи её напрасно.

17. Традиции путешественников

  • Традиция приветствия.
  • Традиция «Орлятского круга».
  • Традиция проведения вечерних огоньков.
  • Традиция «Ни дня без тайн и сюрпризов».
  • Традиция доброго отношения к песни.
  • Большая Робинзонада. Праздник Нептуна.