Элективный курс "Основы экологии"

Разделы: Экология


Целью элективного курса по экологии является становление экологической культуры личности и общества как совокупности практического и духовного опыта, взаимодействия человечества с природой, обеспечивающего его выживание и развитие. Эта цель согласуется с идеалом общего воспитания всесторонне развитой личности, способной жить в гармонии с окружающей средой.

Задачи экологического образования представляются в совокупности процесса обучения, воспитания и развития личности.

Обучение: формирование знаний об экосистемной организации природы Земли в границах обитания человека; системы интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке и улучшению состояния окружающей среды своей местности и здоровья населения.

Воспитание потребностей (мотивов, побуждений) поведения и деятельности, направленных на соблюдение здорового образа жизни и улучшения состояния окружающей среды.

Развитие интеллектуальной сферы – способности к целевому, причинному, вероятностному анализу экологических ситуаций; эмоциональной сферы – эстетического восприятия и оценки состояния окружающей среды; волевой сферы – убеждения в возможности решения экологических проблем; стремления к распространению экологических знаний и личному участию в практических делах по защите окружающей среды.

Учебно-тематический.

Наименование тем курса Всего часов В том числе: Форма контроля
лекции практические

работы

семинары

Организм и среда (17 часов)

1 Возможности размножения организмов и их ограничения средой 1 1      
2 Общие законы зависимости организмов от факторов среды 1 1      
3 Основные пути приспособления организмов к среде 1 1      
4 Пути воздействия организмов на среду обитания 2 1   1  
5 Приспособительные формы организмов 1   1    
6 Приспособительные ритмы жизни 2 1 1    
7 Типы воздействия организмов 1 1      
8 Законы и следствия пищевых отношений 2 1   1  
9 Законы конкурентных отношений в природе 2 1   1  
10 Демографическая структура популяций 2 1   1  
11 Динамика численности популяций и ее регуляция в природе 2 1     Тестирование (1 час)

Экосистемы (5 часов)

12 Законы организации экосистем 2 2      
13 Биоценоз и его устойчивость 1   1    
14 Биосфера как глобальная экосистема 2 1     Тестирование (1 час)
Социальная экология (2 часа)
15 Современные отношения человечества и природы 1 1      
16 Противоречивость системы «природа-общество» 1 1      

Экологические основы охраны природы (10 часов)

17 Современное состояние и охрана атмосферы 2 1   1  

Продолжение таблицы

18 Рациональное использование и охрана вод 2 2      
19 Использование и охрана недр 2 1 1    
20 Почвенные ресурсы, их использование и охрана 1 1      
21 Современное состояние и охрана растительности и животных 3 1 1 1  
ИТОГО: 34 21 5 6 2

Содержание.

Организм и среда (17 часов).

Тема1: Возможности размножения организмов и их ограничения средой (1 час)

Лекция: Геометрическая прогрессия размножения. Кривые потенциального роста численности видов. Практическое значение потенциального размножения организмов.

Тема 2: Общие законы зависимости организмов от факторов среды (1 час)

Лекция: Законы экологического оптимума. Понятие экстремальных условий. Закон ограничивающего фактора (1 час).

Тема 3: Основные пути приспособления организмов к среде (1 час)

Лекция: Активная и скрытая жизнь (анабиоз). Создание внутренней среды. Использование явлений анабиоза на практике (1 час).

Тема 4: Пути воздействия организмов на среду обитания (2 часа)

Лекция: Газовый и водный обмен. Пищевая активность. Рост. Роющая деятельность. Другие формы активности (1 час).

Семинар: Практическое значение средообразующей деятельности организмов (1час)

Тема 5: Приспособительные формы организмов (1час)

Лабораторная работа: Жизненные формы животных (на примере насекомых) (1 час).

Тема 6: Приспособительные ритмы жизни (2 часа)

Лекция: Ритмика внешней среды. Фотопериодизм. Приспособительные ритмы организмов и хозяйственная практика (1 час)

Проверочная работа (1 час)

Тема 7: Типы воздействия организмов (1 час)

Лекция: Классификация биотических связей. Экологические цепные реакции в природе. Воздействие человека на живую природу через применение биотических связей (1 час)

Тема 8: Законы и следствия пищевых отношений (2 часа)

Лекция: Типы пищевых отношений. Пищевые сети. Зависимость численности хищника от численности жертв (1 час).

Семинар: Последствия нарушения человеком пищевых связей в природе (1 час)

Тема 9: Законы конкурентных отношений в природе (2 часа)

Лекция: Правила конкурентного исключения. Условия его проявления. Роль конкуренции в регулировании видового состава сообщества (1 час)

Лекция: Законы конкурентных отношений и сельскохозяйственная практика. Экологическая инженерия (1 час).

Тема 10: Демографическая структура популяции (2 часа)

Лекция: Понятие демографии. Особенности экологии организмов в связи с возрастом и полом (1 час)

Семинар: Использование демографических показателей в сельском и лесном хозяйстве, в промысле (1 час)

Тема 11: Динамика численности популяций и ее регуляция в природе (2 часа)

Лекция: Роль внутривидовых и межвидовых отношений в динамике численности популяции (1 час).

Проверочная работа: тестирование (1 час)

Экосистемы (5 часов).

Тема 12: Закон организации экосистем (2 часа)

Лекция: Понятие экосистемы. Биоценоз как основа природной экосистемы. Круговорот веществ и поток энергии в экосистемах (1 час).

Лекция: Последствия нарушения круговорота веществ и потока энергии. Искусственные экосистемы (1 час).

Тема 13: Биоценоз и его устойчивость (1 час)

Практическая работа: Смены простейших в сенном настое (саморазвитие сообщества) (1 час).

Тема 14: Биосфера как глобальная экосистема (2 часа)

Лекция: Учение о биосфере. Состав атмосферы, воды, почвы. Глобальные круговороты веществ (1 час).

Проверочная работа: тестирование (1 час)

Социальная экология (2 часа).

Тема 15: Современные отношения человечества и природы (1 час)

Лекция: Масштабы экологических связей человечества: использование природных ресурсов, загрязнения среды, антропогенные влияния на глобальные процессы (1 час).

Тема 16: Противоречивость системы «природа - общество» (1 час)

Практическая работа: творческая работа учащихся (1 час).

Экологические основы охраны природы (10 часов).

Тема 17: Современное состояние и охрана атмосферы (2 часа)

Лекция: Природа Земли – источник материальных ресурсов (1 час).

Семинар: Основные аспекты охраны природы: хозяйственно-экономический, сцально-политический, здравоохранительный, эстетический, воспитательный (1 час).

Тема 18: Рациональное использование и охрана вод (2 часа)

Лекция: Круговорот воды на планете. Дефицит пресной воды и его причины (1 час).

Лекция: Основные меры по рациональному использованию и охране вод (1 час).

Тема 19: Использование и охрана недр (2 часа)

Лекция: Минеральные и энергетические природные ресурсы и использование их человеком (1 час).

Практическая работа: защита рефератов (1 час).

Тема 20: Почвенные ресурсы. Их использование и охрана (1 час).

Лекция: Значение почвы и ее плодородия для человека. Причины истощения и разрушения почв. Рациональное использование и охрана земель (1 час).

Тема 21: Современное состояние и охрана растительности и животных (3 часа).

Лекция: Рациональное использование и охрана хозяйственно ценных и редких видов растений и животных (1 час).

Семинар: Редкие виды животных и растений, занесенные в Красную книгу МСОП и Красную книгу России. Их современное состояние и охрана (1 час).

Практическая работа: тестирование (1 час).

Основные требования к знаниям и умениям учащихся.

Учащиеся должны знать:

  1. определения основных экологических понятий (факторы среды, лимитирующие факторы, экологический оптимум, благоприятные, неблагоприятные и экстремальные условия, адаптация организмов и др.);
  2. о типах взаимодействий организмов; разнообразии биотических связей; количественных оценках взаимосвязей хищника и жертвы, паразита и хозяина;
  3. законы конкурентных отношений в природе; правило конкурентного исключения, его значение в регулировании видового состава природных сообществ, в сельскохозяйственной практике, при интродукции и акклиматизации видов;
  4. об отношениях организмов в популяциях (понятие популяции, типы популяций, их демографическая структура, динамика численности популяции и ее регуляция в природе);
  5. о строении и функционировании экосистем (понятия «экосистема», «биоценоз» как основа природной экосистемы, круговороты веществ и потоки энергии в экосистемах, экологические основы формирования и поддерживания экосистем);
  6. законы биологической продуктивности (цепи питания, первичная и вторичная биологическая продукция; факторы, ее лимитирующие; экологические пирамиды; биологическая продукция в естественных природных и агроэкосистемах);
  7. о саморазвитии экосистем (этапы формирования экосистем, зарастание водоема, неустойчивые и устойчивые стадии развития сообществ);
  8. о биологическом разнообразии как важнейшем условии устойчивости популяций, биоценозов, экосистем;
  9. о биосфере как глобальной экосистеме (круговорот веществ и потоки энергии в биосфере);
  10. о месте человека в экосистеме Земли (общие экологические и социальные особенности популяций человека, современные взаимоотношения человечества и природы).

Учащиеся должны уметь:

  • решать простейшие экологические задачи;
  • использовать количественные показатели при обсуждении экологических и демографических вопросов;
  • объяснять принципы обратных связей в природе, механизмы регуляции и устойчивости в популяциях и биоценозах;
  • строить графики простейших экологических зависимостей;
  • применять знания экологических правил при анализе различных видоа хозяйственной деятельности;
  • использовать элементы системного подхода в объяснении сложных природных явлений, демографических проблем и взаимоотношений природы и общества;
  • определять уровень загрязнения воздуха и воды;
  • охранять пресноводных рыб в период нереста;
  • охранять полезных насекомых;
  • подкармливать и охранять насекомоядных и хищных птиц;
  • охранять и подкармливать охотничье-промысловых животных;
  • бороться с ускоренной эрозией почв.

Литература для учащихся:

  1. Практикум по экологии / Под ред. С. В. Алексеева. М.: МДС «Юнисам», 1996.
  2. Экология. Популярный словарик / Сост. В.С. Рохлов, В.Н. Беляев. М.: ИЦ «Академия», 1997.
  3. Суравегина И. Т., Сенкевич В. М. Как учить экологию. М.: Просвещение, 1995.
  4. Жигарев И. А. Рабочая тетрадь по экологии. 10-11 кл.: Открытый мир, 1995.
  5. Экология России: Хрестоматия / Сост. В. Н. Кузнецов. М.: МДС «Юнисам», 1995.

Литература для учителя:

  1. Камерилова Г. С. Экология города. 10-11 кл. М.: Просвещение, 1997.
  2. Криксунов Е. А., Пасечник В. В. Экология: Методическое пособие. М.: Дрофа, 1995.
  3. Козлова Т. А., Сухова Т. С., Сивоглазов В. И. Экология. Книга для учителя. М.: Школа-Пресс, 1996.
  4. Сивоглазов В. И., Сухова Т. С., Козлова Т. А. Экология России: Пособие для учителя. М.: МДС «Юнисам», 1995.
  5. Суравегина И. Т., Сенкевич В. М. Экология и мир: Пособие для учителя. М.: Новая школа, 1994.