Урок труда "Новогодняя мастерская"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • формирование понятия изготовления объёмных поделок;
  • формирование системы общетрудовых и специальных знаний, умений и навыков учащихся; развитие творческих способностей;
  • воспитание бережного отношения к инструментам.

Оборудование: магнитофон, кассеты с записью новогодних мелодий, инструкционные карты по правилам работы с ножницами и шаблонами, цветная бумага, картон, фольга, блестки, новогодняя ёлка.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

- Дорогие ребята! Сегодня у нас необычный урок труда. Мы попадём в мастерскую Деда Мороза. Давайте постараемся, чтобы этот урок всем нам понравился, принес много пользы, чтобы вы сумели показать, чему научились за это время. На уроке вы будете выполнять задания, давать полные ответы, читать стихи. Не забывайте о том, что читать надо выразительно, внимательно слушать вопросы учителя и ответы своих товарищей, помогать друг другу в сложных ситуациях.

II. Постановка учебной задачи.

- На уроке мы расширим знания о праздновании Нового года, закрепим навыки разметки бумаги по шаблону, нарядим новогоднюю ёлку.

III. Вводная беседа.

- Во все времена и у всех народов наступление Нового года считалось праздником. В России до 1700г. Новый год отмечали 1 сентября. К этому времени заканчивались работы по уборке урожая. Взрослые и дети одевали маски животных, ходили по домам и поздравляли хозяев, желая им богатого урожая.

В 1700г. Пётр I издал указ о перенесении празднования Нового года на 1 января. С этого момента мы празднуем этот праздник по европейскому обычаю.

Новый год – один из самых радостных праздников. Его нельзя представить без летящего серпантина, бенгальских огней, фейерверка и мишуры. Но самый главный гость на празднике – Дед Мороз! Каждый ждёт доброго дедушку и его подарки. А вот имя у этого деда в разных странах различное.

Задание: Сопоставить карточку с именем дедушки и его описанием.

Французский Дед Мороз приходит в новогоднюю ночь и оставляет подарки в детских башмачках.
В новогоднюю ночь дети Англии оставляют на спинке кровати чулок, чтобы он туда положил подарок.
Приход этого Деда Мороза в Японии возвещают 108 ударов колокола.
Итальянский Дед Мороз советует начать новый год с выбрасывания старых вещей из окон.

- А какое дерево принято наряжать на Новый год?

(Сообщение об ёлке)

Традиция украшать ёлку пришла к нам из Германии. Издавна люди считали, что вечнозелёные растения отгоняют злых духов, ведьм, привидения и болезни. Потому ветками этих растений украшали двери и окна. В XVI веке большинство людей не умело читать, и для них разыгрывали сценки из Библии – мистерии. В канун Рождества, 24 декабря, который также является днём Адама и Евы, давалось представление об изгнании их из Райского сада. Так как зимой найти цветущую яблоню невозможно, актёры использовали ель или сосну, на ветки которых привязывали яблоки. Немцам так понравилась эта идея, что через два столетия уже все жители украшали свои дома елями и соснами, которые называли райскими деревьями. По традиции к веткам привязывали яблоки и вафли. С 17 века стали появляться первые ёлочные игрушки: позолоченные шишки, бумажные цветы и др.[1]

- Сейчас нам предстоит украсить нашу гостью игрушками. Только игрушки выберем исконно русские.

Загадка.

Ростом разные подружки,
Не похожи друг на дружку.
Все они сидят друг в дружке,
А всего одна игрушка.
(Матрёшка)

IV. Планирование работы по изготовлению матрёшки.

- Посмотрите на игрушку и скажите из каких геометрических фигур состоит эта игрушка?

- Какие нужны материалы для изготовления матрёшки?

- Какие инструменты?

- Составление плана работы.

План работы.

1. Разместить на бумаге шаблоны туловища.

2. Вырезать детали туловища.

3. Склеить детали.

4. Украсить матрёшку.

- Работа с памятками.

Правила обращения с ножницами.

Не держи ножницы остриём вверх.

Не режь на ходу, не подходи к товарищу во время резания.

Не оставляй ножницы в раскрытом виде.

Передавай ножницы товарищу в закрытом виде кольцами к нему.

Клади ножницы так, чтобы они не упали.

Памятка бережливых.

В материалах, которые ты расходуешь на занятиях, труд многих людей. Экономно, без потерь, расчётливо расходуй их.

Береги инструменты, осторожно обращайся с ними.

Береги время, используй каждую минуту.

Силы тоже береги: не теряя времени, приступай к делу, не делай лишних движений, не отвлекайся, работай сосредоточенно и внимательно.

V. Физкультминутка.

Чтобы глазки твои зорче были,
Чтоб в очках тебе не ходить,
Эти лёгкие движенья
Предлагаю повторить.
Вдаль посмотрим и под ноги,
Вправо, влево побыстрей.
Удивимся – что такое?
И закроем их скорей.
А теперь по кругу быстро,
Словно стрелочка часов,
Проведём глазами дружно
Ну а дальше – БУДЬ ЗДОРОВ!
Теперь и вы все отдохнули,
Новая забота:
Нужно сделать на “отлично”
Классную работу.
/И. Смирнов/

VI. Практическая часть работы.

Дети готовят своё рабочее место и по плану выполняют работу.

Полученными игрушками украшается новогодняя ёлка.

Звучат новогодние мелодии.

VII. Подведение итогов.

- Красивая получилась ёлка?

- Жителями каких стран являются Санта Клаус, Пер Ноэль, Сегацу Сан, Баббо Натали?

- В какой стране впервые стали наряжать новогоднюю ёлку?

Сегодня на уроке нашей задачей было украсить нашу гостью – ёлочку.

Я хочу подвести итог.

Вы сделали прекрасные поделки. Ёлка получилась нарядная, праздничная и очень красивая. Судя по вашим работам можно заключить, что с планом работы вы справились и заслужили подарок.

(Дети выходят к доске. Звучит музыка. Исполняется новогодняя песня. Дети читают стихи.)

Литература.

  1. Большая книга интересных фактов. М. “РОСМЭН” 2005.