"Полна природа удивленья". Окружающий мир, 1-й класс.

Разделы: Начальная школа


Смена слайдов, чтение текстов на слайде, просмотр рисунков и фотографий осуществляется нажатием мышки – щелчком. (Приложение 1)

Тема: “Полна природа удивленья”(Окружающий мир 1 класс)

Цели:

  • а) дать представление о живой и неживой природе;
  • б) показать эмоциональное воздействие природы на человека;
  • в) развивать речь учащихся, творческое воображение через слово, музыку, живопись;
  • г) воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование:

  1. Учебник для 1 класса “Окружающий мир” авторы: Г.Г. Ивченкова, И.В. Потапов.
  2. Мультимедиа установка, компьютер.
  3. Записи музыкальных произведений: А.Вивальди “Времена года” “Лето” “Гроза”, П.И. Чайковский “Баркарола”, звуки природы “Дождь в лесу”

Ход урока.

Организационный момент

Сообщение темы урока.

Урок начинается со чтения стихотворения учителем

Учитель: …Что есть прекрасного в обычном?

Мир этот полон красоты!
И то, что кажется привычным,
Иначе вдруг увидишь ты…
Всмотрись проникновеннымвзглядом
В природу…
В ней с тобою рядом,
В простых, обычных проявленьях
Так много прелести своей!
Скажи: “Остановись, мгновенье!...”

Учитель: – Как выдумаете, о чём мы будем говорить на уроке? (Ответы детей)

Открывается 1 слайд. Дети читают название темы урока

Полна природа удивленья.

2 слайд.

“Счастье – это быть с природой, видеть её, говорить с ней”

Учитель: - Как вы понимаете эти слова?

(Дети дают свои объяснения)

Учитель: – Только природа может сделать человека добрее, богаче и красивее.

3 слайд

Учитель: – А что же такое природа?

(Дети рассматривают иллюстрации с изображением природы и дают свои объяснения.)

Дети. – Природа – это солнце, небо, облака, цветок, бабочка, речка и т.д.

Учитель: – К природе относится всё что нас окружает, кроме того, что сделано человеком.

Рассмотрите схему в учебнике на стр.58 (Окружающий мир 1класс. Авторы: Г.Г. Ивченкова, И.В. Потапов.)

Учитель - Определите с помощью схемы, что на нашем рисунке относится к живой природе, а что к неживой.

Ответы детей.

Учитель - Как вы думаете, чем живая природа отличается от неживой?

Эмоциональное воздействие природы на человека.

4 слайд.

Дети рассматривают иллюстрацию “Закат”

Учитель: – Вообразите, что вы видите не фотографию, а реальный пейзаж, в который вы можете “войти”.

Какие чувства вы испытываете?

Выслушиваются ответы детей.

5 слайд.

Картина И. Шишкина “Рожь” (музыкальное оформление. Звучит музыка П.И. Чайковского из цикла “Времена года” “Баркорола”

Учитель. А сейчас мы совершим путешествие в мир красок. Перед нами картина И. Шишкина “Рожь”

Дети рассматривают картину и описывают её.

- Представьте, что вы идёте по пшеничному полю, над которым плывут белые лёгкие облака. Что вы чувствуете?

- Какое настроение вызывает эта картина у вас?

Дети описывают какое эмоциональное воздействие производит на них природа.

Учитель. Шишкин любил и понимал русскую природУчитель: Она вызывала у него восхищение. Его картины приковывают наше внимание и заставляют любоваться обычной красотой, которую мы в спешке иногда не замечаем. А сейчас послушайте отрывок из стихотворения М. Пляцковского “Полна природа удивленья”

Читает подготовленный ученик.

Полна природа удивленья,
Полна покоя и добра.
Нет у природы утомленья,
Она всегда, всегда добора.
От яркой зелени до стужи,
От мартов и до январей –
Она чем краше, тем доступней,
И тем богаче, чем щедрей.

6 слайд. “Портрет художника И. Шишкина” И. Крамской.

Перед нами портрет художника И. Шишкина. Этот портрет написал И. Крамской.

Представьте себя на месте художника И. Шишкина. Как вы думаете, о чём он задумался?

7 слайд

Прочтите стихотворение русского поэта Ф.И. Тютчева.

…Природа –
Не слепок, не бездушный лик.
В ней есть душа,
В ней есть свобода,
В ней есть любовь,
В ней есть язык.

(Ф.И. Тютчев)

Учитель. – О чём вам говорят эти строки? (ответы детей)

-Ф.И. Тютчев, наблюдая за природой, пытался понять её душу, услышать её голос. Природу поэт изображает живым разумным существом.

- Согласны ли вы со взглядом Ф.И. Тютчева? (ответы детей)

 8 слайд. Явления природы.

Учитель. все изменения, которые происходят в природе, называют явлениями природы.

- Перечислите прекрасные явления, которые существуют в мире природы.

Дети .Гроза, снегопад, восход, закат, рассвет…

Учитель читает загадкУчитель:

Над тобою, надо мною.
Пролетел мешок с водою,
Наскочил на дальний лес -
Прохудился и исчез.

- Что это?

 9 слайд.

- Какое бывает у вас настроение, когда идёт летний дождь?

 Учитель. – Давайте послушаем, какие стихи о летнем дожде прочитают нам дети.

(Читают заранее подготовленные дети.)

1й ученик

Тучки по небу плывут,
Дождик летний нам несут.
Тучки в тучу собрались,
Ливнем сильным пролились.

2й ученик

Прогремел июльский гром –
Стало всё свежо кругом.
Чистый лес, и сад, и луг –
Как красиво всё вокруг!

Учитель: – Какое настроение у летнего дождя?

10 слайд

- Послушайте ещё одно стихотворение

Читает ученик

Скучная картина!
Тучи без конца,
Дождик так и льётся,
Лужи у крыльца…
Что ты рано в гости,
Осень, к нам пришла?
Ещё просит сердце
Света и тепла.

(А. Плещеев)

Учитель: - Какую картину вы представили?

Учитель: - Какое настроение вызывает у вас осенний дождь?

11 слайд. И. Шишкин “Дождь в дубовом лесу” (музыкальное оформление. Звуки природы “Дождь в лесу”

Учитель - Что увидел и передал И.Шишкин в своей картине?

- Схвачено мимолётное состояние природы – летний дождик, туман, люди, спешащие по дороге.

12 слайд. Физкультминутка.

Приплыли тучи дождевые
Лей, дождь, лей.
Дождинки пляшут как живые
Пей, рожь, пей!
И рожь, склоняясь к земле зелёной
Пьёт, пьёт, пьёт.
А дождик тёплый, дождь неугомонный
Льёт, льёт, льёт.

13 слайд

Учитель: - Какие ещё явления мы можем наблюдать во время дождя? Послушайте загадку и назовите их.

Стучит без рук, горит без огня .( Гром и молния)

- Что страшнее гром или молния?

14 слайд. К Маковский “Дети, бегущие от грозы” (Музыкальное оформление.Звучит музыка А. Вивальди из цикла “Времена года” “Лето” “Гроза”

Учитель. - При помощи чего художник передаёт настроение природы?

Дети. При помощи кисти, красок.

Учитель- В какие цвета окрашено грозовое небо? (Художник выбрал тёмно-синий, белый и жёлтый цвет. Сочетание этих цветов передаёт состояние тревоги.)

Учитель - А при помощи чего композитору удалось передать настроение природы? (С помощью звуков и музыкальных инструментов)

Учитель - Какие звуки природы слышны вокруг? (Раскаты грома, шум ветра)

Отшумел у ушёл прочь летний дождь. Из- за туч выбралось солнце – и тотчас на листьях тополей и клёнов, лип и берёз заискрились водяные капли, а через небосвод от края и до края перекинулась ….(радуга)

15 слайд. “Радуга.”

Учитель. – какие загадки о радуге вы знаете?

Ответы детей (Разноцветное коромысло через речку повисло)

Учитель.

- почему возникает радуга? (дети высказывают свои предположения)

- Радуга возникает только в той стороне, куда ушёл дождь. Во время дождя в воздухе находится огромное количество водяных капель. Каждая капелька – как крохотная призма, а поскольку их много, то и радуга получается в пол неба.

 16 слайд

Учитель.

– Какие явления природы вы ещё знаете?

- Дайте название каждому рисункУчитель:

Итог урока

Учитель. Что такое природа? Какие явления природы вы знаете? (ответы детей)

Учитель. Как можно увидеть красоту природы?

Дети. Надо быть внимательным и наблюдательным.

Учитель. При помощи чего можно передать свои чувства, своё ощущение, настроение?

Дети. При помощи красок , слов, музыки.

Учитель.

И в заключении мне хочется прочитать вам стихотворение “Миг”

Не привыкайте к чудесам,
Дивитесь им дивитесь!
Не привыкайте к небесам,
Глазами к ним тянитесь.
Приглядывайтесь к облакам,
Прислушивайтесь к птицам,
Прикладывайтесь к родникам,
Ничто не повторится.
За мигом миг, за шагом шаг
Впадайте в изумленье,
Всё будет так или не так
Через одно мгновенье.

Литература

  1. Дитрих А., Юрмин Г., Кошурникова Р. “Почемучка” энциклопедия для дошкольников. Издательство “Педагогика”, 1988г.
  2. Ёлкина Н.В., “1000загадок”, Ярославль, Академия развития, 2002 г.
  3. Кульневич С.В. “Анализ современного урока”, издательство “Учитель”, 2003г.
  4. Шоган В.В., “Технология личностно – ориентированного урока”, издательство “Учитель”, 2003 г.
  5. Сухаревская У.Ю., “Технология интегрированного урока”
  6. Музыкальные произведения: А. Вивадьди “Времена года” “Лето” “Гроза”, П.И. Чайковский “Времена года” “Лето” “Баркорола”, записи звуков природы “Дождь в лесу”.
  7. Иллюстрации картин: И.Шишкин “Рожь”, “Дождь в дубовом лесу”; И. Крамской “Портрет художника Шишкина”; К. Маковский “Дети, бегущие от грозы”
  8. Иллюстрации и фотографии взяты с разных сайтов Интернета.

23.01.2008