Изображение Пятигорска в романе М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени"

Разделы: Литература


Учитель: Черемская Елена Михайловна, учитель русского языка и литературы высшей категории МОУ СОШ №6, победитель конкурса лучших учителей в рамках ПНПО 2006 года.

Класс: 9.

Цель урока: знакомство с памятными местами Пятигорска, связанными с романом М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”, и пребыванием поэта на Кавказе.

Задачи:

  • воспитание любви к родному городу, гордости за свою малую родину;
  • углубить знания о романе М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”, используя краеведческий материал.

Тип урока: урок – экскурсия (Примечание: урок может проводиться в аудитории, тогда показывается презентация “Лермонтовский Пятигорск”)

Подготовительный этап:

  • подготовка презентации (для проведения в аудитории);
  • дополнительные материалы, связанные с пребыванием М. Ю. Лермонтова в Пятигорске и с написанием романа;
  • индивидуальные задания (учащиеся класса).

Видеоматериалы: фрагменты из фильма “Герой нашего времени” (для проведения в аудитории)

Музыка: А. Хачатурян. Вальс к драме М.Ю. Лермонтова “Маскарад”, “Лермонтовский вальс”, слова В. Слядневой, музыка А. Чернявского.

Изобразительное искусство: иллюстрации М.А. Зичи к повести “Княжна Мэри”

Компоненты урока:

1. Умения, навыки:

- работать с текстом;
- работать с архивными материалами;
- осуществлять индивидуальные задания;
- работать в коллективе;
- находить ответы на нестандартные вопросы;
- применять накопленные знания.

2. Методики:

- беседа;
- рассказ;
- индивидуальные задания;
- показ – демонстрация;
- творческая деятельность;
- поиск;
- исследовательская работа.

3. Межпредметные связи:

- музыка;
- краеведение;
- история;
- языкознание;
- живопись.

ХОД УРОКА

Вступительное слово учителя:

“Если лёгкое пушкинское перо впервые в русской словесности как бы очертило контуры Пятигорья, то лучшая глава в его литературной истории по праву принадлежит М. Ю. Лермонтову. С детских лет и до последних дней жизни судьба поэта была связана с нашим краем. Здесь, на Кавказе, в Пятигорске, живут, действуют, радуются, любят и умирают герои лермонтовских произведений.

Давайте пройдем по следам его героев и представим, каким был Пятигорск в то далёкое лермонтовское время.

Сейчас приезжая в Пятигорск, вы видите дома, асфальтированные мостовые и тротуары, море электрического света по вечерам и вряд ли вы можете себе представить, каким был Пятигорск в то далёкое время. Пятигорск в первое десятилетие своего существования имел очень скромный вид. Тогда он занимал очень ограниченную площадь к востоку от нынешней улицы Анджиевского. Многоэтажных домов не было, не было ни тротуаров, ни мостовых, а воду для питья возили из мутного Подкумка. Каменный крытый водопровод с горы Бештау был построен в 1855 году, а Юцкий водопровод, действующий и в наше время, закончили только в 1890 году. Но в летние месяцы многие из этих неудобств не бросались в глаза и тогда этот “новенький чистенький городок” производил неплохое впечатление, недаром его полюбил и Лермонтов, всемирно прославивший его в своём бессмертном романе “Герой нашего времени”.

Остановка первая - “Домик Лермонтова”.

Вопрос к классу: Помните самое начало повести “Княжна Мери”?

(Главный герой романа Печорин, человек образованный, одарённый, стоящий выше своей среды, но испорченный “светом”, этот всюду лишний человек приезжает в наш город, и первая запись, которую он делает в своём дневнике: “Вчера я приехал в Пятигорск и нанял квартиру на краю города…”)

Прочитайте отрывок из дневника наизусть. (Выучить отрывок наизусть предлагалось учащимся заранее.)

Слово учителя:

“Сейчас пейзаж не изменился, только внизу не “новенький городок”, а прославленный курорт с более чем двухвековой историей.

Печорин пишет в своем дневнике, что у Эоловой арфы “на крутой скале постоянно торчали любители видов, наводя телескоп на Эльбрус. Весело жить в такой земле, - воздух чист и свеж, как поцелуй ребёнка, солнце ярко, небо синее, чего бы, кажется больше. Зачем тут страсти, желания, сожаления. Однако пора, пойду к Елисаветинскому источнику, там, говорят, по утрам собирается всё водяное общество”. Давайте и мы с вами прогуляемся к Елизаветинскому источнику”.

Остановка вторая - “Академическая галерея”.

Сообщение учащегося:

“Многие места в Пятигорске воскрешают в нашей памяти волнующие страницы повести Лермонтова “Княжна Мери”. Спускаясь от беседки “Эолова Арфа” по кольцевой тропинке на площадку, где теперь стоит здание Академической галереи, мы окажемся на том самом месте, где когда - то находился Елизаветинский источник. К нему ежедневно приходили обитатели курорта: если не воду пить, то ради развлечения, обмена новостями. Здесь назначались встречи, свидания.

Отправимся и мы вслед за героем и постараемся представить, как жило водяное общество в 30-е годы 19 века. Путь наш пройдет по территории бывшего Эмануелевского парка, построенного в начале 30-х годов генерале Эмануеле - начальнике Кавказской области. Прислушаемся к шуму водопадов пяти источников, отделанным камнем, посидим в тени на удобных дерновых диванчиках, расставленных вдоль дорожек. С годами вид местности изменился. От бульвара сюда построили удобную аллею, по обе стороны обсаженную виноградом. Такую картину здесь и застал Лермонтов в 1837 году. Подобно своему герою Печорину, он любил остановиться “на краю горы, и, прислонясь к углу домика... рассматривать живописную окрестность”...”

Остановка третья - “Грот Лермонтова”.

Слово учителя:

“Углубляясь в виноградную аллею вслед за героем романа Печориным, пройдём к Гроту и будем свидетелями неожиданной встречи Печорина и Веры, единственной женщины, которую Печорин любил, но которой любовь его не принесла ничего кроме страданий, потому что он не жертвовал ради того, кого любил”.

Вопрос к классу: Расскажите, что вы знаете о Гроте Лермонтова?

Сообщение учащегося:

“Грот, этот укромный уголок Эмануелевского парка, обнаружили братья Бернардацци, они обработали его, вырубили внутри скамью, и он превратился в любимый уголок отдыха водяного общества. Любил этот уголок, этот грот и Лермонтов. Он часто сидел в нём в глубоком раздумье в период пребывания в Пятигорске в 1837 сейчас он носит имя Лермонтова.

По тропинкам, окружающим площадку Елизаветинского источника, когда-то прогуливались лермонтовские герои. В этих местах завязывались и стремительно развивались описанные в повести события, которые и сейчас волнуют читателей”

Вопрос к классу: Найдите в тексте подтверждение?

(Вот, наконец, и колодец, - сообщает Печорин. - На площадке близ него построен домик с красной кровлей над ванной, а подальше галерея, где гуляют во время дождя. Наблюдения поэта над “водяным обществом” позволили ему нарисовать несколько живых сцен, послуживших завязкой повести “Княжна Мери”. Возле источника Печорин встречается с Грушницким, а княжна Мери помогает раненому Грушницкому поднять оброненный им стакан.

Несколько раненых офицеров сидели на лавке, подобрав костыли, бледные и грустные, несколько дам, скромными шагами ходили взад, вперёд по площадке, ожидая действие вод.)

Слово учителя:

“В середине прошлого века, обветшавшие деревянные строения снесли и над источником по проекту архитектора Уптона возвели каменную Елизаветинскую галерею. В 1925 году в память 200-летия Академии Наук галерея получила название Академической. У Елизаветинского источника собиралось так называемое “водяное общество”, за жизнью которого внимательно наблюдал великий поэт. В поступках и взглядах многих лечившихся или бессмысленно прожигавших здесь свою жизнь людей Лермонтов видел проявление неизлечимой водами болезни - уродливых пороков действительности того времени.

На площадке у кисло-серного источника всегда было многолюдно. Объясняется это тем, что площадка благоустроена, легко доступна, отсюда открываются прекрасные виды, а главное, велика сила кисло - серного источника. Здесь можно было встретить людей самых разных сословий, здесь и военные всех мундиров, и разжалованные, и статские, и купцы, и чиновники, и светские модницы. Наблюдения Лермонтова нашли глубочайшее реалистическое отражение в повести “Княжна Мери”. Конечно, с подобным типом людей встречался здесь и сам Лермонтов.

Вопрос к классу: Опираясь на текст романа, расскажите, как проводило время “водяное общество”.

(Обычно движение в городе начиналось с 4 часов утра до 2 часов по полудни, а потом от 4 до 10 часов вечера. Снова та же беготня. Весь день проходил в питье воды, купанье, завтраке, обеде, ужине. К сожалению, люди зажиточные и здесь не отказывались от шампанского. “Они пьют, однако, не воду”, - читаем мы у Лермонтова. Разговоры одни и те же: о болезнях, о способах их лечения и, конечно, сплетни. Когда распространяется слух о Печорине и Мери, доктор Вернер говорит, что его больные заняты известием, а больные, они такой народ: всё знают”. Здесь же, на этой площадке, Печорин встречает своего давнишнего приятеля Грушницкого, суть которого казаться не тем, кто он есть на самом деле. Здесь разыгрывается сцена, свидетелем которой был Печорин. Грушницкий уронил стакан, усиливался нагнуться, но больная нога ему мешала. Мери быстро подскочила, нагнулась и подала стакан, потом ужасно покраснела, но убедившись, что маменька ничего не видела, тотчас же успокоилась, “а через минуту она вышла из галереи с матерью и франтом, но проходя мимо Грушницкого, приняла вид такой чинный и важный - даже не обернулась, даже не заметила его страстного взгляда, которым он провожал её, пока спустившись с горы, она не скрылась за липами бульвара”)

Остановка четвертая - “Пятигорский бульвар”.

Слово учителя:

“Спустившись по лестнице, можно совершить прогулку по той части центральной улицы города, которая в лермонтовское время являлась знаменитым Пятигорским бульваром. Бульвар, упоминаемый в романе, существует и в настоящее время. Построен он был в 1827-1828 гг. Начинаясь от лестницы нынешней Академической галереи, он проходит через весь нынешний цветник мимо грота Дианы и заканчивается у ул. Анджиевского. В наше время длина его увеличилась, но, к сожалению, 100-летние липы не сохранились.

За прошедшее столетие неузнаваемо изменился архитектурный облик бывшего Пятигорского бульвара. Но кое - что здесь и сейчас напоминает нам о времени Лермонтова.”

Вопрос к классу: Вновь обратимся к тексту: найдите упоминания о Пятигорском бульваре в дневнике Печорина о Пятигорском бульваре.

(О бульваре неоднократно упоминает в своём дневнике Печорин. 11 мая, на второй день по приезду, он пишет: “Спустясь в середину города, я пошёл бульваром, где встретил несколько печальных групп, медленно поднимающихся в гору”.

Немного позднее: “После обеда я пошёл на бульвар, там была толпа”, и своими анекдотами он переманил к себе всех лиц из свиты Мери. В другом месте он пишет: “ поздно вечером, т.е. часов в 11, я пошёл гулять по липовой аллеи бульвара...” “молча, мы с Грушницким спустились с горы, и пошли по бульвару мимо окон дома, где скрылась наша красавица. Она сидела у окна. Грушницкий, дёрнув меня за руку, бросил на неё один из тех мутно - нежных взглядов, которые так мало действуют на женщин. Я навёл на неё лорнет и заметил, что она от взгляда улыбнулась, а что мой дерзкий лорнет рассердил её не на шутку: и как, в самом деле, смеет кавказский армеец наводить стёклышко на московскую княжну?”)

Вопрос к классу: Дайте толкование слову “лорнет”.

Какие автор использует художественно-выразительные средства?

Остановка пятая - “Дом княжны Мэри” (проспект Кирова, дом 12).

Обратим внимание на дом № 12 по проспекту Кирова. Художник М.А. Зичи, создавая в 80 - е годы прошлого столетия иллюстрации к повести Лермонтова, зарисовал с натуры это здание как дом, где жила княжна Мери. На рисунке изображён эпизод, когда мимо окон княжны Мери по велению Печорина слуга проводит черкесскую лошадь, покрытую персидским ковром, перекупленным им у княгини Литовской в магазине Челахова.

На самом деле это небольшой дом в 5 окошек. Это один из старейших домов, как пишет Лермонтов, “один из лучших домов Пятигорска”.

Сообщение учащегося (использованы архивные материалы Государственного музея-заповедника М. Ю. Лермонтова):

“Я хочу рассказать о М. А. Зичи, так как без него мы бы не узнали, как выглядел Пятигорск в лермонтовское время.

Зичи мечтал побывать на Кавказе, своими глазами увидеть картины ожесточённой борьбы с горцами. Об этом ему приходилось читать в русской поэзии. В разрешении на поездку ему отказали, но художник поступил всё же по - своему: изобразил далёкий горный край таким, каким видел его в своём изображении.

В 1881 г. художник совершил поездку на Кавказ, где провёл почти целый год, проделав путешествие в недавнее ещё прошлое и ступая буквально по следам любимого поэта. Его интересовали те места, где жил когда - то Лермонтов, привлекали кавказские пейзажи и все те примечательные уголки Пятигорья, которые поэт запечатлел в стихах и прозе. Многие зарисовки были выполнены с натуры в Пятигорске и Кисловодске и теперь особо ценны для нас своей документальной точностью. “Путешествую по Кавказу, -подчёркивал Зичи, - с целью изучить природу и типы страны для иллюстраций сочинения

Лермонтова, я был, поражён, необыкновенной точностью его описания... Рисунки не есть что - либо выдуманное и фантастическое, а точная копия с описанных оригиналов”. Ещё несколько лет спустя, художник принял участие в конкурсе на памятник Лермонтову в Пятигорске, а позднее был выбран и в состав жюри этого конкурса.

Многие из работ Михая Зичи в Государственном Эрмитаже, Русском музее, Третьяковской галереи, а некоторые из них, к счастью для нас, хранятся в собрании лермонтовского музея в Пятигорске” (Демонстрируется иллюстрация М. Зичи к роману М. Ю. Лермонтова)

Остановка шестая - “Провал”.

Слово учителя:

“Приезжавшие на воды не только лечились, но старались весело отдохнуть. Ездили на пикники, на прогулку в колонию Каррас или Шотланку, к интересному творению природы Провалу полюбоваться озером минеральной воды. Во времена Лермонтова существовало мнение, что Провал на склоне Машука - это угасший кратер, упоминание об этом есть в романе “Герой нашего времени”. Исследования учёных позволили установить, что это подземная пещера, образованная под действием минеральных вод. Горные породы постепенно разрушились, и свод пещеры рухнул, образовав воронку с гротом и озером внутри.

Провал находился от города на расстоянии более одного километра. Уже в то время он, как интереснейшее и своеобразное творение природы, привлекал внимание приезжающих. Тоннеля к озерцу на дне ещё не было. Чтобы осмотреть Провал, посетители цеплялись за кустарники, взбирались по осыпающимся каменистым тропинкам к его воронке и оттуда с любопытством всматривались в казавшуюся бездонной таинственную пропасть.

Прогулки к Провалу были любимым развлечением “водяного общества”. В то время сюда вела пустынная дорога, переходящая в каменистую тропинку, вьющуюся в густом кустарнике. Один из эпизодов романа связан с посещением Провала”.

Вопрос к классу: Найдите подтверждение в тексте.

(“Вечером всё многочисленное общество отправилось пешком к провалу.

По мнению здешних учёных, этот провал не что иное, как угасший кратер; он находится на отлогости Машука, в версте от города. К нему ведёт узкая тропинка между кустарников и скал; взбираясь на гору, я подал руку княжне, и она её не покидала в продолжении целой прогулки”.

Провал, это достопримечательное место в окрестностях Пятигорска было хорошо известно Лермонтову. Не раз он бывал здесь.

Сюда в один из дней в обществе знакомых совершают прогулку Печорин и княжна Мери: “Мы пришли к Провалу; дамы оставили своих кавалеров, но она не покидала руки моей. Остроты здешних денди её не смешили; крутизна обрыва, у которого она стояла, её не пугала, тогда как другие барышни пищали и закрывали глаза”.)

Учитель:

“Страницы, посвященные описанию этой прогулки, занимают важное место в повести. По дороге к Провалу Печорин рассказывает княжне Мери о себе. Этот знаменитый монолог Печорина раскрывает основные черты сложной психологии главного персонажа романа “Герой нашего времени””

Остановка седьмая - “Здание Ресторации” (НИИ Курортологии).

Сообщение учащегося:

“Балы устраивались в Ресторации, построенной в 1828 г., архитекторами братьями Бернардацци по проекту Шарлеманя, ныне институт курортологии и физиотерапии. Здание построено в классических формах, украшено колоннами, между ними лестница, ведущая в зал, в подвальном помещении - кухни, погреба, комнаты для прислуг, а верхний этаж занимала гостиница, которую содержал грек Найтаки. В гостинице останавливались Пушкин, Белинский, Толстой: Лермонтов в 1841 г. останавливался в гостинице, а потом снял квартиру у майора Чилаева.

По вечерам в зале Ресторации устраивались балы, различные увеселения. Обычно бал устраивался экспромтом: затащат оркестр с бульвара, пригласят барышень и бал готов, но когда бал устраивало начальство, то зала превращалась в благородное собрание, и танцевали парадно”. (Желательно использовать музыку А. Хачатуряна к драме “Маскарад”.)

Учитель:

“На публичных сборах в гостинице Найтаки ярко раскрывались обычаи и нравы обитателей курорта. Вот почему Лермонтов решил свести героев повести “Княжна Мери” на балу в зале ресторации. Без этого характеристика “водяного общества” была бы не полной. Печорин отмечает в своём дневнике: “Завтра бал по подписке в зале ресторации, и я буду танцевать с княжной мазурку”. На следующий день на балу Печорин спасает Мери от оскорблений драгунского капитана. У читателей повести навсегда остаётся в памяти описание бала в зале ресторации. Поэтому не случайно сейчас, проходя мимо этого здания, люди останавливаются и внимательно всматриваются в его очертания. Оно напоминает нам о далёком времени, о людях и судьбах, описанных Лермонтовым.

Более столетия отделяет нас от того времени, когда персонажи романа Лермонтова были обитателями Пятигорского бульвара и ресторации. Неузнаваемо изменились эти места в наши дни. Теперь это центр прославленного города - курорта, всероссийской здравницы. Новый бульвар, благоустроенные улицы и зелёные скверы города, его театр и клубы ежедневно заполняют тысячи людей, приезжающих со всех концов нашей страны”.

Остановка восьмая - “Грот Дианы”.

Слово учителя:

“Иногда балы устраивались под открытым небом. В частности известно, что за несколько дней до гибели Лермонтов с друзьями организовали бал на площадке у грота Дианы в парке Цветник, у этой искусственной пещеры, созданной в 30 - х годах 19 века братьями Бернардацци и названный так в честь богини охоты Дианы.

Сослуживец поэта по Тенгинскому полку декабрист Н. И. Лорер вспоминал об этом вечере: “Вся молодёжь дружно помогала устройству праздника, который 8 июля и был дан на одной из площадок аллеи, у огромного грота, великолепно украшенного природой и искусством. Свод грота убрали разноцветными шалями, стены обтянули персидскими коврами, повесили импровизированные люстры... снаружи грота на огромных деревьях аллей, прилегающих к площадке, на которой собирались танцевать, развесили... более 2500 разноцветных фонарей... Хор военной музыки поместили на площадке, над гротом... Лермонтов необыкновенно много танцевал, да и всё общество было как - то особенно настроено к веселью...”

Бал этот удался, всем было весело: сверкали разноцветные фонарики, светили звёзды, гремела музыка, кружились пары. Лермонтов танцевал со своей кузиной Катенькой Быховец, которая напоминала ему Вареньку Лопухину, женщину, которую он любил, но с которой не суждено ему было быть вместе. И, кто знает, может быть, именно в этот момент родились прекрасные строки, обращенные к Катеньке, но полные негаснущей любви к В. Лопухиной:

Нет, не тебя так пылко я люблю,
Не для меня твоей красы блистанье,
Люблю в тебе я прошлое страданье
И молодость, погибшую мою.

(Желательно использовать магнитофонную запись. Слова звучат на фоне “Лермонтовского вальса”, написанного к 225-летию Пятигорска)

Остановка девятая - “Памятник М. Ю. Лермонтова” .

Заключительное слово учителя:

“Итак, мы познакомились с Пятигорском лермонтовского времени; таким видел его поэт, таким он изобразил его в своих произведениях.

“... Так бы и остался здесь жить на веки...” - это о Пятигорске сказал М. Ю. Лермонтов. И по иронии судьбы его жизнь оборвалась в столь любимом им городе. Но здесь остался последний земной приют поэта. Здесь в последний раз молодой поручик танцевал вальс, здесь, в маленьком домике под соломенной крышей, лежат его как бы невзначай забытое перо, его исписанный блокнот, здесь лежит та дорога, по которой ушёл он в свой последний путь...

Пятигорск неразрывно связан с Лермонтовым: об этом говорит каждый камень нашего города. И отсюда он по-прежнему обращает свой взгляд на незыблемый Кавказ. Навеки молодой, навеки гениальный...”

РЕФЛЕКСИЯ

- Как вы чувствовали себя на сегодняшнем уроке?
- Нужно ли было, по-вашему, проводить сегодняшнее занятие?
- Какие открытия вы сделали для себя сегодня?

(Учащиеся возлагают к подножию памятника цветы, читают любимые стихи М. Ю. Лермонтова)

Домашнее задание: Написать сочинение, поделиться впечатлениями об увиденном и услышанном.

Темы сочинений: “Изображение Пятигорска в романе М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”, “Идя дорогой лермонтовских героев…”

Используемая литература:

  1. В. А. Мануйлов Лермонтовская энциклопедия.
  2. П. Е. Селегей “Заповедный лермонтовский край”.
  3. Андрей Пименов “Курорты КМВ”
  4. Евгения Польская, Борис Розенфельд “И звезда с звездою говорит…”
  5. Пятигорская правда (25.07.02) “Позволь, приют поэта, поклониться тебе и хранителям твоим.”

Рисунок 1

Рисунок 2

Рисунок 3

Рисунок 4

Рисунок 5

Рисунок 6