Направления коррекционной работы по преодолению нарушений фонематических процессов у детей с общим недоразвитием речи

Разделы: Работа с дошкольниками


Анализ литературных данных по проблеме изучения фонематических процессов у дошкольников с общим недоразвитие речи показал, что недостатки произношения являются показателем незаконченности процесса фонемообразования. При этом дети не только дефектно произносят звуки, но и недостаточно их различают, не улавливают акустической и артикуляционной разницы между оппозиционными звуками. Это приводит к тому, что дети недостаточно четко овладевают звуковым составом слова при обучении грамоте.

Накопление нечетких представлений о звуковом составе слова задерживает формирование фонематического восприятия, в основе которого лежат операции звукового анализа и более сложных операций обобщения и представлений.

В ходе констатирующего эксперимента, у детей с ОНР были выявлены нарушения звукопроизношения, недоразвитие фонематического восприятия, нарушение дифференциации акустически и артикуляционно далеких звуков, акустически и артикуляционно близких звуков, произносимых изолированно, в слогах, в словах-квазиомонимах, несформированность элементарных и сложных форм фонематического анализа, синтеза, представлений.

Исходя из этого, определена система поэтапной коррекционной работы. Поскольку четкие фонематические представления о звуковом составе языка способствуют совершенствованию правильного произношения (особенно в процессе автоматизации) в задачу первого этапа входит развитие функций фонематической системы. Формирование фонематических функций осуществляется в двух направлениях:

Развитие фонематического восприятия (дифференциации фонем).

Развитие фонематического анализа и синтеза (сначала простых, потом сложных форм, как показали результаты констатирующего эксперимента).

Работа на этом этапе начинается с уточнения произносительного и слухового образов отрабатываемого звука и ведется в следующей последовательности:

1. Уточнение артикуляции звука надо проводить с опорой на зрительное, слуховое, тактильное восприятие, кинестетические ощущения (обращать при этом внимание на работу артикуляторных органов, предлагать изображения символов, слуховой образ звука сравнивать с неречевым звучанием). Положение языка при произнесении звука необходимо подкреплять определенным положением руки.

2. Выделение звука на фоне слога.

Детям предлагается ряд слогов, из которых нужно выделить заданный звук. После формирования правильного произношения проводится его выделение из слога. Слоги не должны содержать оппозиционных звуков.

3. Выделение звука на фоне слова.

Эту работу необходимо проводить на материале слов, содержащих данный звук и не имеющих его. Следует исключать слова со сходными акустически и смешиваемыми в произношении звуками.

В основу работы по преодолению нарушений фонематических процессов положены следующие принципы:

- раннее воздействие на речевую деятельность с целью предупреждения вторичных отклонений;

- опора на закономерности онтогенеза;

- развитие всех сторон речи в единстве фонетико-фонематической и лексико-грамматической;

- дифференцированный подход к детям, имеющим различную структуру речевого нарушения;

- связь речевой деятельности с другими сторонами психического развития.

Логопедическая работа по преодолению фонематических нарушений осуществляется с учетом следующих положений:

1. Современные представления о многоуровневой структуре процесса восприятия речи (Н.И. Жинкин, И.А. Зимняя, В.И. Галунов, Л.А. Чистович, Е.Н. Винарская и др.)

2. Положение о соотношении элементарных и высших психических функций в процессе развития ребенка.

3. Научные данные об этапах развития фонематических процессов в онтогенезе.

Упражнения и игры на определение наличия заданного звука в слове

1. Поднять руку (или флажок и т.п.) на заданный звук.

Называются слова, например: сок, дом, рама, книга, сумка, нос, утка, вагон, стол, тигр, капуста, лапа, песок, куст, топор, автобус.

2. Отобрать (а позднее и назвать) картинки, в названии которых имеется соответствующий звук.

3. “Чудо-дерево”.

Украсить дерево игрушками, картинками, в названии которых имеется соответствующий звук.

4. Отобрать (а позднее и назвать) картинки с изображением овощей, фруктов, цветов, игрушек, животных, в названии которых имеется соответствующий звук.

5. “Лото”.

Детям раздаются цветные кружки и карточки с изображением 4-6 предметов, в названии которых присутствует и отсутствует заданный звук. Дается задание: найти картинку, в названии которой есть нужный звук, и закрыть ее кружком. Выигрывает тот, кто первым правильно выполнит задание.

6. Подобрать слова с заданным звуком.

Упражнения и игры на выделение первого и последнего звука в слове, нахождение местоположения заданного звука

1. Назвать первый звук в именах детей: Аня, Оля, Уля, Ира, Игорь, Эля, Осип, Ада, Ася.

2. Прослушать слова, назвать звук, который слышится в начале слова: осень, астры, уши, имя, ужин, армия, улица, эхо.

3. Рассмотреть картинки, назвать их и определить, с какого звука начинается их название: иглы, осы, уж, утки, окна, уши, арка, облако.

4. Подобрать слова, начинающиеся с заданного звука (ударного “А”, “У”).

5. Отобрать картинки, названия которых начинаются с заданного звука (ударного “О”, “И”).

6. Назвать в слове первый (последний) звук.

7. Отобрать картинки, названия которых начинаются на заданный звук (заканчиваются заданным звуком).

8. Подобрать названия овощей, фруктов, цветов, которые начинаются на заданный звук (заканчиваются заданным звуком).

9. “Лото”.

Детям предлагаются карточки с изображением 4-6 предметов и цветные кружки. Дается задание: закрыть цветными кружочками ту картинку, название которой начинается на заданный звук.

10. “Найди общий звук”.

Называются слова (например, со звуком “С” в конце слова: нос, фикус, автобус, ананас, квас, голос, волос, лес) и выясняет, какой один и тот же звук встречается во всех этих словах и где он слышится.

11. “Логопедическое домино”.

Игра строится по принципу домино. Детям раздаются карточки, разделенные на две части, с изображением двух предметов. Ребенок, начинающий игру, кладет на стол одну из своих карточек, на которой изображены, например, нос и стол. Другой ребенок, имеющий среди своих карточек картинку, начинающуюся со звука “Н”, присоединяет ее к картинке нос, а ребенок, имеющий картинку, название которой заканчивается звуком “Л”, - к картинке стол, и т.д.

12. “Цепочка”.

Ведущий называет слово (например, автобус). Следующий участник игры определяет последний звук в слове и подбирает свое слово, начинающееся с этого звука. Остальные участники игры делают то же самое, составляя цепочку слов.

13. “Подумай, не торопись”.

Детям предлагается:

1) подобрать слово, которое начинается на последний звук слова стол;

2) вспомнить название птицы, в котором был бы последний звук слова сыр;

3) подобрать слово, чтобы первый звук был “К”, а последний “Т”;

4) ответить, какое слово получится, если к слогу “НО” добавить один звук.

14. Определить местоположение звука в слове.

Называется слова (санки, нос, стол, коса, голос, капуста, стакан, весы, мост, автобус, сухари, лес), выделяя голосом звук “С”, и предлагается детям определить местоположение этого звука в слове.

15. Разложить картинки с заданным звуком в три ряда: в один положить картинки, в названии которых звук слышится в начале слова, в другой - в конце слова, в третий - в середине.

Предметные картинки: сыр, сахар, снег, сапоги, скакалка, скамейка, нос, троллейбус, ананас, абрикос, таз, арбуз, лиса, посуда, миска, редиска, пастух, носки.

16. Выбрать из предложенных картинок только те, в названии которых заданный звук находится в начале слова.

17. Выбрать из предложенных картинок только те, в названии которых заданный звук находится в середине слова.

18. Выбрать из предложенных картинок только те, в названии которых заданный звук находится в конце слова.

19. “Веселый поезд”.

Перед детьми располагается поезд с паровозом и тремя вагонами, в которых поедут игрушечные пассажиры, каждый в своем вагоне: в первом - те, в названии которых заданный звук находится в начале слова, во втором - в середине слова, в третьем - в конце.

20. Работа с карточками.

Детям раздаются карточки, разделенные на три части (означающие местоположение звука в слове - вначале, середине и конце), и фишка. По заданию логопеда, называющего слова, дети помещают фишку в ту часть карточки, которая соответствует местоположению заданного звука в слове.

21. “Чудесный мешочек”.

Ребенок берет из мешочка предметную картинку, называет и определяет местоположение заданного звука в слове.

22. “Рыболовы”.

Дети по очереди магнитной удочкой вылавливают из аквариума предметные картинки, называют их и определяют местоположение заданного звука в слове.

Упражнения игры на определение последовательности и количества звуков в слове

1. Работа со звуковой линейкой.

Демонстрируется предметная картинка. Ребенок последовательно называет звуки в слове, обозначающем название этой картинки, показывая их на звуковой линейке, а затем определяет количество звуков.

2. “Живые звуки”.

Предлагается поиграть в игру “Живые звуки”. Один ребенок - звук “С”, другой - “О”, третий - “К”. Играющие дети называют эти звуки. Затем они прячутся, и логопед приглашает их появиться по одному, спрашивая у остальных детей, какой звук пришел первым, какой звук пришел за ним, какой звук пришел последним. В какой последовательности должны встать дети-звуки, чтобы получилось слово? Какое слово получилось?

3. Рассмотреть картинку, назвать ее, проанализировать слово-название и составить его графическую схему.

4. Из ряда предметных картинок выбрать те, названия которых соответствуют предложенной схеме (сок, нос, стол, лиса, лес, мост, суп, коса).

5. Из ряда предметных картинок выбрать те, названия которых соответствуют предложенным схемам.

6. Сгруппировать картинки в соответствии со схемами.

7. “Угадай-ка”.

а. Угадать какое слово получится из первых звуков, которые встречаются в названиях предметных картинок (например, сок, осы, носок – сон; ключ, обруч, топор – кот).

б. Угадать, какое слово получится из последних звуков, которые встречаются в названиях предметных картинок (например, автобус, пальто, дом – сом)

8. “Молчанка”.

Предлагается посмотреть на игрушки, предметы и поискать такие, в названии которых встречается три, четыре, пять звуков. Ведущий, найдя соответствующую игрушку или предмет, хлопает в ладоши, показывает ее. Остальные дети по своим звуковым линейкам проверяют правильность выполнения задания.

9. “Умные часы”.

На циферблате часов вместо цифр расположены картинки, названия которых состоят из разного количества звуков. Установив одну стрелку против картинки, название которой состоит из трех (четырех, пяти) звуков, предлагается ребенку найти ей пару: установить стрелку против другой картинки, название которой состоит из такого же количества звуков.

10. Показать карточку с цифрой, соответствующей количеству звуков в названном слове.

11. Подобрать слова, начинающиеся и заканчивающиеся на одни и те же звуки, но состоящие из разного количества звуков (четырех-пяти).

Например, с...а:

- из четырех звуков - сода, сова, сама;

- из пяти звуков - сумка, сушка, сайка.

Упражнения и игры на определение места звука по отношению к другим звукам

При формировании указанного действия с детьми надо проводить работу по анализу слова, выяснению, какой звук слышится в слове перед заданным и после заданного звука. Детям можно предложить самим подобрать слова, в которых перед заданным звуком или последнего него слышатся определенные звуки. Возможно, что у детей недостаточно развиты пространственные представления, поэтому они затрудняются в позиционном фонематическом анализе. Поэтому, может быть, целесообразно работать параллельно и над пространственными представлениями.

В процессе формирования элементарных форм фонематического анализа следует учитывать, что для выделения звука на фоне слова, вычленения его из слова важное значение имеет позиция звука в слове, характер звука, а также произносительные особенности звукового ряда.

При подборе дидактического и речевого материала нужно учитывать, что согласные звуки легче распознаются, если они находятся в прямом слоге в начале или в середине слова, в обратном слоге в конце слова; труднее - если они находятся в обратном слоге в середине слова, а также в стечении с другими согласными звуками. Трудность выделения звука на фоне слова нарастает с увеличением звукового ряда. [14]

В процессе формирования более сложных форм фонематического анализа необходимо учитывать фонетическую трудность слова и осуществлять переход от опоры на проговаривание слова к формированию фонематического анализа в умственном плане, без опоры на проговаривание. Во всех случаях речевой материал должен исключать фонетически сходные звуки.

1. Слоги структуры типа “СГ” (согласный - гласный).

2. Односложные слова без стечения согласных звуков, состоящие из закрытого слога.

3. Двусложные слова, состоящие из двух открытых слогов.

4. Двусложные слова, состоящие из открытого и закрытого слогов.

6. Односложные слова со стечением согласных звуков в начале слова.

7. Односложные слова со стечением согласных звуков в конце слова.

8. Двусложные слова со стечением согласных звуков в начале слова.

9. Двусложные слова со стечением согласных звуков в начале и середине слова.

10. Трехсложные слова.

Работа по развитию более сложных форм фонематического анализа способствует совершенствованию слухопроизносительных дифференцировок. После отработки отдельного звука по указанному плану необходимо проводить его сопоставление с другими звуками: сначала с артикуляторно близкими, но акустически далекими, затем с артикуляторно и акустически близкими. [14]

Упражнения на дифференциацию звуков в прямых слогах, в интервокальной позиции, в слогах со стечением согласных, в словах дифференциация звуков осуществляется в той же последовательности, что и в слогах, затем в словосочетаниях, в предложениях, в скороговорках и загадках, в стихотворениях и рассказах.

Предложенные упражнения необходимо проводить на положительном эмоциональном фоне, в игровой ситуации, на занятиях по развитию звукопроизношения, лексико-грамматических средств и занятий по обучению элементам грамоты.

Кроме того, очевидно, что преодоление нарушений фонематических процессов у старших дошкольников с ОНР будет более эффективным в том случае, если будет использован системный подход, и если коррекция будет осуществляться дифференцированно с учетом специфических нарушений фонематических процессов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Гвоздев А.Н. Усвоение детьми звуковой стороны русского языка. - СПб.: Акцидент, 1995. - 64 с.
  2. Горбунова С.А. Подготовка к обучению грамоте детей с тяжелыми нарушениями речи. - М.: 1997.
  3. Гуровец Г.В., Маевская С.И. К генезису фонетико-фонематических расстройств: Обучение и воспитание детей с нарушениями речи. – М.: 1982.
  4. Жукова Н.С. Преодоление недоразвития речи у детей.- М.: 1994 .
  5. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. - М.: 1990.
  6. Журова Л.Е. Развитие звукового анализа слов у детей дошкольного возраста // Вопросы психологии. № 3 / 1963.
  7. Журова Л.Е., Эльконин Д.Б. К вопросу о формировании фонематического восприятия у детей дошкольного возраста // Сенсорное воспитание дошкольников - М.: 1963.
  8. Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. - М.: 1985.
  9. Ковшиков В.А. Исправление нарушений различения звуков. - СПб.: Сагис, 1995.
  10. Лалаева Р.И. Диагностика речевых нарушений. - М.: 1999.
  11. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников. - СПб.: Союз, 1999.
  12. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование правильной разговорной речи у дошкольников. - СПб.: Союз, 2004.
  13. Логопедия Методическое наследие / Под ред. Волковой Л.С. - М.: Владос, 2003.
  14. Логопедия / Под ред. Волковой Л.С., Шаховской С.Н. - М.: Владос, 1999.
  15. Лопатина Л.В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста. - СПб.: Союз, 2004.
  16. Правдина О.В. Логопедия. - М.: 1969.
  17. Преодоление общего недоразвития речи дошкольников / Под ред. Волосовец Т.В. - М.: 2002.- 256 с.
  18. Спирова Л.В., Ястребова А.В. Нарушения речи у детей // Хрестоматия по логопедии / Под ред. Волковой Л.С., Селиверстова В.И. В 2-х т.-М.: Владос 1997.
  19. Спирова Л.Ф. Особенности звукового анализа у детей с недостатками речи. - М.: 1957.
  20. Ткачева Л.Ф. Развитие фонематического слуха у детей как предпосылки успешного усвоения фонетики и орфографии // Вопросы психологии. № 4 / 1980.
  21. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Коррекционное обучение детей 6-летнего возраста с общим недоразвитием речи. - М.: 1991.
  22. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Коррекционное обучение детей пятилетнего возраста с общим недоразвитием речи.- М.: 1991.
  23. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Программа обучения и воспитания детей с ОНР. - М.: 1993.
  24. Филичева Т.Б. Содержание логопедической работы с детьми при общем недоразвитии речи // ФФН и ОНР нарушения речи у детей с сенсорной и интеллектуальной недостаточностью. - М.: Владос, 2003.
  25. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Нарушения речи у детей. - М.: 1993.
  26. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. - М.: 1993.
  27. Хватцев М.Е. Логопедия. Работа с дошкольниками. - М.: Аквариум, 1996.
  28. Шашкина Г.Р., Зернова Л.П., Зимина И.А. Логопедическая работа с дошкольниками. - М.: Академа, 2003.
  29. Швачкин Н.Х. Фонематическое развитие детской речи. - М.: Просвещение, 1961.