Урок русского языка в 6-м классе "Местоимение как часть речи"

Разделы: Русский язык


Цели урока:

  1. Познакомить с новой частью речи (охарактеризовать по трем признакам)
  2. Показать, зачем нужны местоимения в жизни (в речи) и сразу же предупредить о недочетах употребления местоимений в речи.
  3. Вспомнить в день 71 годовщины со дня смерти И.П. Павлова, чье имя носит школа и поселок.

Ход урока

На доске текст:

И.П. Павлов – величайший ф...зиолог мира.

Во время поез...ки почу...ствовал сильное (не)домогание.

Шесть дней боролись врачи за ж...знь Павлова.

Последний раз он был в Колтушах 21 февраля 1936 года

Такое (не)домогание об...яснялось начавшейся пневмонией.

Столько дней о...деляло его от смерти.

К доске - вставлять пропущенные буквы, объяснять написание слов – вызываю ученика. Остальных прошу переписать в тетрадь два столбика с доски.

21.02. 2007 г. – ровно 71 год назад у нас в Колтушах был сам Павлов.

И.П. Павлов – человек, о котором 27 февраля, в связи с 71й годовщиной со дня смерти, вспомнят очень многие. И в первую очередь должны вспомнить о нем мы, т.к. наша школа и наш поселок носят имя Павлова.

Давайте послушаем небольшое сообщение и жизни и деятельности И.П. Павлова, которое подготовила нам ученица.

А теперь вернемся к тексту на доске.

- Прочитаем весь текст.

- А теперь лишь первое предложение правого столбца.

- О ком говорится в этом предложении? (о Павлове)

- Почему мы знаем, что в нем говорится о Павлове? (из первого предложения)

- Вместо какой части речи употреблено местоимение ОН? (вместо существительного Павлов)

- Называет ли местоимение сам предмет, в данном случае конкретного человека? А существительное? (Местоимение не называет лицо, а только указывает на него, а существительное называет лицо, предмет).

Да, мы вспомнили правило из учебника 3-го класса (Местоимения – это слова, которые указывают на предметы, но не называют их).

- Каким местоимением заменено прилагательное сильное во втором предложении? (местоимением такое)

- На что указывает это местоимение? (на признак предмета)

- Называет ли местоимение признак? (нет, только указывает на него)

- А прилагательное? (прилагательное сильное называет признак недомогания)

Вывод:

- А в последнем предложении что вы скажете про местоимение? (местоимение столько указывает на число, но не называет его)

Обобщаем:

- Вместо каких частей речи может употребляться местоимение? (вместо существительного, прилагательного, числительного)

- Чем местоимение отличается от существительного, прилагательного, числительного? (не называет предметы, признаки, количества, а только указывает на них)

- Какая же часть речи называется местоимением? (Местоимение – это часть речи, которая указывает на предметы, признаки, количества, но не называет их)

- Пусть теперь ученица зачитает нам всем у доски происхождение слова “местоимение” (“Этимологический словарь”, стр. 263)

- А ученик расскажет значение слова “местоимение” (“Толковый словарь”, стр. 83)

Прослушайте шуточный рассказ (“Русский язык в рисунках”, В.М. Бурмако, “Просвещение”, М., 1991, стр. 62).

Вывод: В нашей жизни (в нашей речи) нужны местоимения:

  1. Помогают избежать повтора.
  2. Разнообразят нашу речь.

- Мы прочитали, что в речи употребляются местоимения чаще своих “начальников”, т.е. чаще существительного, прилагательного, числительного.

- Но употреблять в речи местоимения надо умело. К примеру, заглянем на урок физики (на доске заранее написано, 2 ученицы читают):

Учитель: Приведи мне пример трения

Ученик: Человек на льду скользит. Чтобы не скользил, его посыпают песком.

- Какая ошибка допущена учеником? (Неверное употребление местоимения его создает в предложении двусмысленность. Местоимение следует заменить существительным: Чтобы человек не скользил, лед посыпают песком).

Каждую часть речи можно охарактеризовать по трем признакам:

- Что обозначает часть речи.

- Как изменяются слова этой части речи.

- Какую исполняют роль в предложении.

Что обозначает местоимение, мы выяснили.

Теперь – как изменяются слова этой части речи?

Перепишите текст в тетрадь (текст подготовлен на доске заранее).

Первый раз в жизни И.П. Павлов поехал в Колтуши 5 июля 1924 года. От Финляндского вокзала до Пороховых он ехал поездом (тогда существовал одноколейный путь), а от Заневского поста в Колтуши шел пешком. Павлову было уже 74 года. Ему надо было пройти десять километров. Это его не пугало. Весь путь Иван Петрович проделал бодро. Павлову очень понравились Колтуши: живописное озеро, зеленые луга, прекрасный парк. О таком месте и мечтал И.П. Павлов. 15 апреля 1926 года Семашко подписал такой приказ: “Создать в Колтушах биологическую опытную станцию”.

- Определите падеж выделенных местоимений

- В 2-х последних предложениях у выделенных местоимений определите род.

В письме к молодежи он писал: “Большого напряжения и великой страсти требует наука от человека. Будьте страстны в вашей работе и в ваших исканиях”.

- Определите число выделенных местоимений.

Вывод: Как же изменяются местоимения? (Как правило, по падежам. Есть местоимения, которые изменяются по родам и числам).

Какую роль в предложении выполняют местоимения? Т.е. какими членами предложения они являются7

- Подчеркнем местоимения как члены предложения

- Сделаем вывод. (В предложении местоимения обычно бывают подлежащими, дополнениями, определениями)

- А теперь в целом, что же такое местоимение? (ученики отвечают)

а) Что обозначает
б) Как изменяется
в) Роль в предложении

- Зачитаем правило из учебника, стр. 141.

Домашнее задание: §66, упр. 369, стр. 142 (Мы уже не раз говорили, что в речи местоимения надо употреблять правильно (урок физики) Укажите недочеты в употреблении местоимений).

Срез. Задание в конце урока (текст написан на листочках и роздан ученикам).

- Необходимо выписать только местоимения.

И.П. Павлов был человеком замечательно широких интересов, большим ценителем музыки и живописи. Он знал пять языков. На стенах квартиры Павлова висят полотна М.Нестерова, В.Васнецова, В. Ярошенко. У него в доме бывали П.И. Чайковский и А.М.Горький. Шекспир, Пушкин, Толстой были его любимцами. В личной жизни и в делах у Павлова всегда был строгий порядок. Такой порядок позволял успевать сделать многое. Прожил И.П. Павлов 86 лет. Столько лет он прожил благодаря здоровому образу жизни.

(Он, у него, его, такой, столько).