План интегрированного урока чтения и письма в 1-м классе

Разделы: Начальная школа


ЦЕЛИ:

  • сравнить с другими согласными чтение буквы [Ж] перед гласной [И],
  • учить читать и писать слова с сочетанием ЖИ,
  • развивать фонематический слух, логическое мышление, прививать интерес к чтению.

ОБОРУДОВАНИЕ:

  • книги со сказками, карточки с буквами, грамзапись сказки “Соломинка, пузырь и лапоть”;
  • кукольный театр: яйцо, куклы деда, бабки, курочки, мышки.

ПЛАН

I. Организационный момент.

II. Учитель: Угадайте, о чем загадка?

- Пришла без красок и без кисти

И перекрасила все листья.

Ученик: Это осень!

Учитель: У нас тоже листопад в классе, разлетелись разные листочки, нужно найти задание с таким же листиком.

(К доске вызываются 5 учеников, им раздаются листочки деревьев.)

III. Индивидуальная работа у доски.

К каждому заданию прикрепляется листочек дерева.

а) Дописать слоги, чтобы получились слова:

Ж И …

Ж И …

Ж И …

б) Исправить ошибки:

РОМА

ДИМА

(написать с большой буквы).

в) Разделить на слоги, поставить ударение, выделить гласные:

ОГОРОД

УРОЖАЙ

г) СОБРАЛИ - поставить ударение, подчеркнуть твердые согласные.

д) Какое слово рассыпалось? Напечатать его. (Грибы).

ГБЫРИ

е) Собрать слово. (Лимоны)

ЛОМИНЫ

IV. Вспомним, что знаем о звуке [Ж]?

Ученики: Этот звук всегда твердый, он звонкий, пара ему [Ш].

Есть правило: ЖИ пиши с буквой И. Это орфограмма.

Учитель: Прочитайте, какие слова вы напечатали дома с этой орфограммой.

(Ученики читают слова).

На доске запись: Ф Н Ж А     И Ы У

Учитель: Что можно составить из этих букв?

Ученики: Слоги и слова.

Учитель: Составьте устно и прочитайте все слоги, которые вы составили.

(Дети устно составляют слоги и читают их).

Ученик: А слога ЖЫ не бывает, ЖИ пишется с буквой И.

(На доске записаны 2 столбика слов и рисунки этих животных).

УЖИ СПЯТ
СТРИЖИ УЛЕТАЮТ
МОРЖИ ПЛАВАЮТ

Учитель: Посмотрите на эти слова, как они сгруппированы?

Ученики: В 1—м столбце названия животных, во всех орфограмма ЖИ пиши с И, а во 2-м – слова, которые обозначают действия этих животных.

Учитель: А как эти животные и птицы готовятся к зиме? Соедините попарно слова.

(Ученик выходит к доске и соединяет стрелками слова: УЖИ —> СПЯТ,

СТРИЖИ —> УЛЕТАЮТ, МОРЖИ —> ПЛАВАЮТ).

Учитель: А кого еще называют моржом?

Ученик: Моржом называют человека, который плавает зимой в ледяной воде. Он закалён.

Учитель: Посмотрите на 1-ый столбик, поставим ударение в этих словах.

Какая гласная вызывает сомнение?

Ученик: Гласная И - в слове СТРИЖИ, гласная О – в слове МОРЖИ.

Ученик: Нужно подобрать слово, чтобы она стала ударной: СТРИЖ,

МОРЖ.

Учитель: Запишем в тетрадях:

Учитель: Проверим, как справились ребята с заданиями у доски.

I –ый ряд проверяет задания а) и б), II – ой ряд – в) и г), III-ий ряд – д) и е).

Что можно составить, используя слова из этих заданий?

Ученик: Предложения.

Дима и Рома собрали урожай в огороде.

Дима и Рома собрали грибы. И т.д.

Учитель: Молодцы. Вы сказали, что осенью дикие животные готовятся к зиме. А какие еще бывают животные?

Ученик: Домашние, они живут у человека дома. Это собака, кот, корова и т.д.

Учитель: Об одном таком животном у нас запись на доске. Прочитайте.

На доске запись:

кот Жоры у жил Рыжик

Ученик: Это предложение рассыпалось.

Учитель: Молодец. Составьте предложение. Запишите его в тетради, подчеркните орфограммы.

Проверка.

Учитель: Орфограмма ЖИ часто встречается в сказках, которые начинаются со слов “ЖИЛИ-БЫЛИ”. Какие сказки вы подготовили с таким началом?

(Дети читают отрывки из сказок).

Учитель: Молодцы, много сказок подготовили. А сейчас ребята покажут вам сказку “Курочка ряба”, которая тоже начинается со слов “ЖИЛИ-

БЫЛИ”.

(Учащиеся, используя кукол из классного кукольного театра, показывают сказку).

Учитель: Молодцы наши артисты. А теперь предлагаю послушать русскую народную сказку с таким же началом в исполнении Народной артистки СССР Татьяны Пельтцер “Пузырь, соломинка и лапоть”.

(Звучит грамзапись сказки).

Учитель: Много мы сегодня с вами узнали нового, а что нужно запомнить?

Ученик: Нужно знать, что ЖИ пишется с буквой И. Ж – всегда твердый звук.

Учитель: Сегодня все работали хорошо. Молодцы.