Формирование демократической гражданственности

Разделы: Внеклассная работа, Общепедагогические технологии


Я рассматриваю школу в более широком социальном контексте как особую организацию, в которой должно осуществляться образование человека как гражданина, способного жить в демократическом обществе.

Демократия – это комплекс идей и принципов, практические нормы и процедуры, где основная задача органов коллектива - обеспечение и защита прав личности. Условия, необходимые для обеспечения прав личности: изменение содержания школьного образовательного процесса, направленного на сотрудничество педагогов с детьми; участие детей и взрослых в создании норм и правил общей жизни; законотворческая деятельность в своем коллективе; наличие компетентных органов коллектива, создающих условия для реализации совместно принятых норм; создание условий для участия каждого школьника и учителя в решении самых важных вопросов, касающихся всех (общие собрания, конференции, референдум); наличие выбираемого всеми органа, разрешающего конфликты и рассматривающего случаи нарушения законов; привлечение каждого к созданию или пересмотру норм общей жизни.

Демократический уклад школьной жизни возможен только в условиях формирования правового пространства школы. Под правовым пространством мы понимаем освоение современной системы социальных ценностей самими педагогами, учащимися и родителями, т.е. всеми участниками образовательного процесса.

Правовое пространство школы наряду с другими образовательными пространствами образуют своеобразный уклад жизни школы, т.е. такую организацию, которая во многом определяет, какие нормы и правила усваиваются и закрепляются в поведении. Как показывают исследования, такой уклад (атмосфера, стиль жизни и т.п.) влияет иногда гораздо больше на становление жизненных ценностей молодежи, чем учебные планы, программы и методы преподавания.

Гражданско-правовое образование это образование, готовящее человека к тому, чтобы он стал ответственным гражданином. Независимо от того, какая политическая ситуация складывается в стране, этому предмету обучать сложно, но необходимо, особенно в нашей стране, где отсутствовал опыт демократического участия в управлении государством.

При оценке места и роли правового образования и воспитания в школе следует исходить:

- из потребностей школьников в получении знаний в области права;

- из интересов государства, связанных с воспитанием правовой культуры граждан;

- из необходимости обобщить и систематизировать педагогический и методический опыт, накопленный в области правового образования школьников.

Правовое образование личности не следует рассматривать только с позиции его профилактической роли в деле борьбы с правонарушениями в стране. Правовое воспитание и образование следует понимать и как необходимое условие приобретения гражданами России опыта демократической культуры.

Правовое образование должно строиться на признании принципа единства обучения и воспитания, при этом правовые знания выступают не в качестве самоцели, а в качестве необходимого средства воспитания и развития личности.

Сегодня в педагогической теории и практике можно условно выделить три подхода к правовому образованию:

1) предметный подход: я реализую его в разнообразных правовых курсах: “Основы правоведения” для 10-11 классов, “Основы потребительских знаний” для 8-9 классов, “Экономика и право” для 9 класса. Данные факультативы успешно прошли апробацию в нашей школе. Подростки не только получают правовую информацию, но и приобретают опыт осмысления норм права, создания норм и правил жизни, опыт соблюдения и отстаивания прав человека.

Старшие подростки с одной стороны уже имеют определенный жизненный опыт, в том числе опыт правовых отношений как положительный, так и негативный, с другой - это период, время выбора дальнейших путей образования, вхождения в большую жизнь. Осмысление такого опыта приобретает для него актуальность, имеет личностный смысл.

2) Интегрированный подход - исходит из того, что курс обществознания обладает достаточным воспитательным потенциалом. Ценности и приоритеты правового образования школьников требуют адекватной методики, которая обеспечивала бы активное участие учащихся в образовательном процессе. Сегодня основные методические инновации связаны с применением активных и интерактивных методов обучения. При этом учебный процесс организуется таким образом, чтобы создать для учащихся возможность критически мыслить, взвешивать альтернативные мнения, участвовать в дискуссиях, общаться с людьми. Для этого организуются индивидуальная, парная и групповая работа, исследовательские проекты, ролевые и деловые игры, работа с документами, творческие работы, рисунки и другие формы.

3) Институциональный подход - где на первый план выходят вопросы выстраивания правовых, демократических отношений между всеми участниками образовательного процесса, то есть организация всей школьной жизни, как правового пространства.

Правовое образование — это социализация ребенка в ходе учебно-воспитательного процесса, освоение современной системы социальных ценностей, развитие качеств и навыков, позволяющих личности эти ценности реализовать, отстаивать и защищать. Социализация должна реализовываться в самой правовой атмосфере школьной жизни. Модель правового образования можно представить как собственно правовое образование школьников и правовое пространство школы.

Главной ценностью права является признание ценности прав человека. Это, прежде всего воспитание в человеке чувства собственного достоинства, осознание своих прав, умение их реализовать и защитить. Это также признание прав других людей. Ещё одной ценностью, которую учащиеся должны “почувствовать” в праве, является умение строить правовые отношения, разрешать конфликты и споры правовыми средствами.

Таким образом, дело не столько в курсах по правоведению, не столько в передаче правовой информации (правовое просвещение), сколько в создании в школе системы условий, круга возможностей, своеобразного поля для тренировки собственного поведения на основе правовых норм. Успех реализации различных курсов обществознания, права для школьников разных возрастов во многом зависит от того, насколько атмосфера школьной жизни, образовательный процесс, взаимоотношения учителей и учеников, учеников между собой, разрешение всевозможных проблем и конфликтов, нормы и правила школьной жизни будут демократичными по существу и основываться на праве.

С 2000 года я являюсь участником программы “Создание в России сети школ с демократическим укладом школьной жизни для гражданского образования” Департамента культуры, спорта и образования Совета Европы, Научно-педагогического объединения “Школа самоопределения” А. Н. Тубельского (г. Москва). Для создания условий по формированию и развитию системы школьного демократического пространства в 2000 году под моим руководством совместно с учащимися и педагогами школы был создан Конституционный совет – орган добровольного объединения учащихся и учителей. Все заседания являются открытыми, действует принцип гласности. Основная задача Конституционного совета – формирование навыков правозащитной деятельности. В 2001 году нами была разработана и принята на референдуме Конституция школы.

В ходе законотворческой деятельности наше школьное сообщество столкнулось с проблемой: как создать условия для прямого участия всех учеников и учителей в подготовке и принятии внутришкольных законов, как сочетать прямое участие в законотворческой деятельности и представительство.

Мы прошли несколько этапов подготовки текста Конституции.

Первый этап-изучение общественного мнения о проблемах учеников и учителей в той сфере школьной жизни, которую будет регулировать закон. На рефлексии шло обсуждение вопросов: “Что в школе не должно быть?”. Была проведена “инвентаризация детских обид”, а также определено, какие права учителей, учащихся, родителей, нарушаются и собраны предложения. Учащимися 11-х классов проведено анкетирование учителей и детей. На вопросы: “Знаете ли вы, что такое Конституция?” утвердительно ответили 75%; “Всегда ли соблюдаются ваши права?” - 67% учащихся и 80% учителей; “Нужна ли в школе Конституция?” - 75% учащихся и 95% учителей.

Второй этап - создание на базе старших (9-11-х) классов инициативных групп под руководством учителей истории. На уроках обществознания (тема “Правовой статус личности”), на факультативе “Основы правоведения” и рефлексии изучалась законодательная база: “Устав школы”, Закон РФ “Об образовании”, “Конвенция о правах ребенка”, “Закон Мурманской области о защите прав ребенка” и др.

Каждый класс составил проект Положения о правах и обязанностях учащихся, учителей, родителей. Инициативная группа 11-х классов на факультативе “Основы правоведения” проанализировала эти проекты, сравнила со статьями Конституции школы №734 г. Москвы и составила общий проект Положения. Родители-юристы помогли в обработке и редактировании проекта Конституции. Информация о разработке данных Положений была опубликована в школьной газете “Однако”, прозвучала по школьному радио “Свободная волна” с тем, чтобы вовлечь как можно больше детей и взрослых в законотворческую деятельность.

Особенно интересными были дискуссии учащихся 9-11-х классов и учителей истории. Обсуждался ряд актуальных для детей вопросов:

- возможно ли свободное посещение уроков по договоренности с учителями;

- можно ли выбирать учителя-предметника;

- можно ли выбирать классного руководителя;

- можно ли удалять учащегося с урока.

Учащиеся 11-х классов выступили в 9-11-х классах с докладами о Конституции, ее роли и функциях. В начале 2001 г. был подготовлен проект Конституции. Затем он рассматривался на Совете старшеклассников, были внесены предложения и дополнения.

Третий этап-группа учащихся 9-х классов провела лекции в 5-7-х классах на тему “Роль права в жизни общества и государства”. Было организовано широкое обсуждение проекта Конституции во всех классах (с 5-го по 11-й). Была создана специальная Конституционная комиссия, куда вошли по два представителя от каждого класса (начиная с 6-го). Затем последовало заседание Конституционной комиссии. Её участники внесли необходимые дополнения и изменения. И, наконец, Конституция одобряется на педагогическом совете школы.

Конституция была опубликована в школьной газете и 10-го декабря 2001 г. на референдуме школы одобрена всеобщим голосованием учащихся и учителей. Сама процедура проведения референдума обсуждалась и принималась на совместном заседании учителей и учащихся. За Конституцию проголосовало большинство- 65%.

На следующем этапе (2002г.) мы обозначили круг проблем, связанных с реализацией прав и свобод граждан школы.

В 2002 году утвержден Герб и Гимн школы. Школьный герб – также одна из ступеней к принятию общих решений. Герб разрабатывался совместно с учениками школы, каждое предложение было оценено и рассмотрено на Конституционном совете. Мы видим, что школа может быть для ученика маленьким государством, а сам ученик является его неотъемлемой частью – гражданином. Одна из важнейших целей школы – создать условия для самореализации личности. Только тогда, когда ученикам позволят активно принимать участие в жизни школы, они будут чувствовать себя полноправными участниками образовательного процесса.

В 2002/03 учебном году мною была создана детская Диагностическая служба школы, осуществляющая мониторинг общественного мнения на предмет реализации демократических ценностей. С результатами анкетирования по проблемам школы учащиеся знакомят учителей на совещаниях и педсоветах по различным темам: “Совершенствование системы качества образования и воспитания”, “Подходы к контрольно-оценочной деятельности учащихся”, “Сохранение здоровья учащихся”, “Что такое современный урок” и др. Через практическую деятельность граждане школы усваивают, что демократия – это не застывшая форма. Совместное обсуждение проблем учащимися и педагогами позволяет эффективно их решать и приходить к совместным решениям.

В 2003 году деятельность Конституционного Совета состояла в формировании навыков правозащитной деятельности. В связи с этим на Конституционном Собрании мы приняли решение создать Правозащитный Комитет “Честь и достоинство”, разработали и утвердили Положение о выборах в данный Комитет, об организации работы.

В этот Комитет вошли 18 человек: по 2 представителя 6-11 классов и 6 учителей. По всем кандидатурам шло отдельное голосование и если кто-то был против, то кандидатура исключалась из списка. Мы приняли решение рассматривать, прежде всего, те проступки, которые нарушают права другого человека и законы, принятые всеми. Пока у Комитета нет опыта, он будет рассматривать только личные обращения граждан, впоследствии может рассматривать проступки по собственной инициативе. Пересмотр Конституции школы, критический анализ ряда положений осуществлялся на Педагогическом Совете с участием учителей и учащихся.

В этом году мы работаем над созданием школьной юридической консультации.

Данные формы работы способствуют формированию активной гражданской позиции учащихся. Практика показывает, что ребенок, являющийся творцом норм, законов и правил общей жизни чаще становится их носителем и защитником, чем те, кто вынужден исполнять нормы, установленные другими, или нормы, существующие как традиции.

Помимо школьного законотворчества, проводились рефлексии на тему отношения учеников к школьной демократии. Оказалось, что почти все достаточно хорошо ознакомлены с органами самоуправления и приветствуют их существование. Ученики считают, что демократизация школы является важным звеном на пути к становлению человека в обществе: “что именно таким путём из простого ученика вырастает индивидуальность, личность, обладающая самыми лучшими качествами гражданина: бескорыстие, гуманность, дружелюбие, исполнение общественного долга, уважение чужих прав, ответственность”.

Такая практика подтолкнула учеников задуматься о школьных законах, о частичном их пренебрежении и невыполнении. Такого рода обсуждения и высказывания своей позиции должны использоваться чаще, ведь именно таким путём учителя и ученики могут достигнуть гармонии в школе.

Заботясь о создании в школе системы ученического самоуправления, важно обеспечить последовательное и равномерное развитие самодеятельных начал во всех видах коллективной деятельности, включение в активную деятельность всех ребят.

Центром такой работы становятся первичные коллективы-классы.

Самоуправление в классном коллективе осуществляет свою деятельность с помощью общего собрания, коллективного органа самоуправления. В классе функционирует актив класса: староста, ответственные за учебную работу, трудовые дела, дежурство, физорг, редколлегия, помощник библиотекаря.

По мере необходимости формируются временные творческие, инициативные группы по подготовке коллективных творческих дел. В них могут войти ребята, учителя, родители. Например, подготовка концертной программы для Сестринского Дома милосердия. Один раз в четверть проходит общий сбор всего школьного актива, где заслушиваются отчёты председателей советов о проделанной работе.

Таким образом, простая модель организации ученического самоуправления обеспечивает высокую эффективность его деятельности. Дети должны участвовать во всей школьной жизни. Для этого они должны пользоваться правом самоуправления.

Конечно, нельзя забывать, что опыт правового поведения должны приобретать не только дети, но и учителя. Сфера профессионально-педагогической деятельности должна быть демократически организована. Не менее важен в профессиональной подготовке учителя демократический стиль педагогической работы. Учитель должен быть очень терпимым человеком, способным уважать личность ученика, ему важно научиться выстраивать правовые отношения со всеми участниками образовательного процесса. Таким образом, идея служения обществу станет общепринятой реальностью для многих, а не только целью для идеалистов-одиночек.

Меня заинтересовало, что подразумевают под словом демократия сами учителя и ученики? Вот, что они пишут:

“Демократия (на мой взгляд) – это хорошая дисциплина и чёткий порядок, высокое сознание и высокий уровень ответственности, уважение личности”.

“Демократия – это свобода личности. Учащиеся должны понимать, в какой стране они живут и должны стремиться к самообразованию и пониманию своего места в современном обществе”.

“Демократия – способ общения образованных, цивилизованных людей на основе взаимопонимания и равноправия, осознания своих прав и обязанностей”.

Также, каждый человек должен понимать, что отдельно взятая школа не может добиться абсолютной демократии. Это объясняется тем, что демократизация невозможна в полной мере без участия остальных школ, которые ещё не перешли на демократическую систему образования, без поддержки государственных органов и общества в целом.

С 2003 года являюсь постоянным участником городской инновационной площадки (ГИП) “Демократизация уклада школьной жизни”: принимала участие во всех семинарах, конференциях, деловых играх, проектах, в общественной детско-взрослой экспертизе СОШ № 8.

Нами разработаны и воплощены в практику идеи гуманитарной экспертизы педагогических процессов школьного сообщества. Они действуют как средство запуска и дальнейшего развития демократических принципов управления в образовании.

Эти экспертизы помогли нам глубоко проанализировать и переориентировать свою деятельность в направлении дальнейшего развития демократического, толерантного уклада школьной жизни.

По составу участников, формату и содержанию гуманитарная экспертиза отличается от привычной, официальной экспертизы педагогических инициатив, курсов, экспериментов или индивидуальных “проектов”. Во главу угла она ставит задачу не анализа и оценки уже кем-то выстраданной и выстроенной идеи или концепции, а создания демократического поля совместного построения и осмысления идей и способов формирования уклада школьной жизни.

Ее принципиальная особенность состоит в том, что она с первого момента, с первых шагов ее запуска строится на демократической основе и открыта для всех желающих: учеников, педагогов, родителей, как данного учебного заведения, так и других школ и регионов.

Сначала на общем сборе всем желающим предлагается войти в экспертную группу, совместно выработать критерии данной экспертизы, исходя из ее целей и задач, и посмотреть с позиции этих критериев на пространства жизнедеятельности школы.

Экспертная группа разделяется на несколько подгрупп. Они могут проводить экспертизу по-разному:

  • либо исходя из различных ролевых позиций: учителя, ученика, управленца, родителя;
  • либо под углом рассмотрения актуальных для данного коллектива проблем (например: “равноправия и доверия”, “оценивания и самооценивания”, “выбора и ответственности” и др.).

При этом происходит самоопределение “экспертов” и “экспертуемых”. Они включаются в работу одной из таких групп, вырабатывают критерии проведения экспертизы в соответствии с выбранными темами и целями, обсуждают процедуру на общем пленарном заседании, анализируют образовательные процессы и пространства деятельности данного коллектива.

Например, при анализе “демократичности атмосферы” учебного занятия обсуждается следующие его моменты:

  1. начало занятия, обсуждение и принятие его цели и задач всеми участниками:
  2. наличие условий для обоснованного выбора на уроке: темы, темпа и способа работы, формы занятий и отчетности;
  3. реакция педагога на ошибки учеников, использование ошибки как некоторой проблемной точки для дальнейшего развития урока;
  4. демократичность, уважительность и равноправие в общении всех участников занятия; использование проблемных, неожиданных, нестандартных ситуаций урока для создания общего образовательного поля;
  5. наличие возможности для выдвижения детьми собственных гипотез и их обсуждение;
  6. создание условий, позволяющих изменить на уроке позицию учителя и учеников (перечень критериев может быть продолжен или изменен в зависимости от конкретной ситуации).

Эксперты с педагогами, проводившими занятия, обсуждают увиденное, соотнося его с выработанными критериями, пробуют моделировать собственное занятие, отвечающее этим критериям и новым смыслам, возникшим во время обсуждения первого цикла занятий.

В результате такой организации экспертизы проявляются новые качества образовательных процессов:

  • реальная демократичность отношений, равноправие всех субъектов образовательного процесса; ученики разных классов и школ на равных, иногда и активнее, чем взрослые, участвуют на всех этапах экспертизы;
  • происходит включение участников в интенсивный поиск наилучших методических решений для образовательных ситуаций;
  • происходит смена ролей и позиций: разработчика критериев экспертизы; эксперта на чужих уроках и занятиях; аналитика на общих пленумах; разработчика и организатора модельного урока; экспертуемого на своем занятии; проектировщика последующих действий; аналитика работы экспертной группы и всей экспертизы в целом.

Такая организация экспертизы дает возможность всем участникам как в зеркале увидеть свою позицию, а также точки ее роста, активно проанализировать и скорректировать собственное развитие в ситуации “здесь и сейчас”. Подобная экспертиза – это проектировочный и аналитический тренинг, в котором на равноправной основе участвует множество педагогов, специалистов и учеников. Это – мощный толчок к преодолению стереотипов и появлению новых педагогических приемов и средств. Кроме того, - это вклад в создание сообщества школ, где создается уклад школьной жизни на основе сходных принципов и ценностей. В орбиту этих процессов втягиваются другие, соединение школы, поскольку они также приглашаются в качестве экспертов.

Возможна ли демократия в школе? Демократия в школе реальна и необходима. Самоуправление учащихся – не пустой и никому не нужный лозунг. Самоуправление – это принцип организации жизни школы, означающий право и обязанность его членов анализировать состояние дел в школе, вырабатывать и принимать решения, затрагивающие интересы коллектива, активно участвовать в принятии решений и в деятельности выборных органов.

Воспитание патриота, гражданина - непростая задача. Подросток должен обладать определенными знаниями (о правах человека, государстве, выборах, роли общественных организаций). Ему надо овладеть многими умениями: критически мыслить, отстаивать свою позицию, анализировать политическую ситуацию, сотрудничать с другими людьми, участвовать в обсуждение разных проблем. Ему нужно выработать в себе такие качества, как уважение прав других, толерантность, умение договариваться и идти при этом на разумные компромиссы (учителя с большим опытом работы, наверное, помнят, что были времена, когда от детей требовали другого – бескомпромиссности и непримиримости к инакомыслию!). Сегодня важнейшая цель воспитания – гуманистическая социализация школьников, подготовка их к служению гуманистическим идеалам. Ведь сегодня, как никогда, требуется возрождение у взрослых и детей чувства принадлежности к сообществу.

Успешное решение проблем, связанных с соблюдением прав человека имеет существенное значение не только для развития школы, но и для становления гражданского общества. Решить эти проблемы только путём принятия правозащитных законов невозможно. Необходимым условием является признание ребёнка самоценной личностью, имеющей права и свободы наряду с обязанностями.