Работа по социальной адаптации детей с девиантным поведением как условие повышения успешности обучения

Разделы: Социальная педагогика


Проблема трудных учащихся – одна из центральных психолого – педагогических проблем. Большая общественная важность обсуждаемой проблемы становится особенно очевидной в период построения демократического государства с рыночной экономикой. Крушение прежнего мировоззрения и несформированность нового, отсутствие должных знаний и умений жить и работать в условиях конкурентности – всё это привело наше общество к серьёзным трудностям и внутренним конфликтам. Особенно тяжело в этот период оказалось подрастающему поколению. Среди молодёжи усилился нигилизм, демонстративное и вызывающее по отношению к взрослым поведение, чаще и в крайних формах стали проявляться жестокость и агрессивность. Резко возросла преступность среди молодёжи, среди которой выделяются подростки. Причем появляются всё новые виды отклоняющегося поведения. Подростки участвуют в военизированных формированиях политических организаций экстремистов, в рэкете, сотрудничают с мафией, занимаются проституцией, совершают экономические преступления. Уже это свидетельствует, что молодёжь сегодня особенно нуждается в помощи воспитателей и учителей. Но коррекция поведения современного трудного учащегося возможна, если сам педагог хорошо разбирается в психологии трудного школьника и в способах педагогического общения с ним. В школе часто наблюдается ситуация, когда на разных трудных школьников – ленивых, недисциплинированных, грубых и т.д. – оказываются одинаковые воздействия, главным образом административного характера: выговор перед классом, вызов родителей, обсуждение у директора или на педагогическом совете. Понятно, что подобные методы не способствуют воспитанию свободной и творческой личности. Они не решают проблему устранения возникающих конфликтов, а загоняют их внутрь. Поэтому нужно искать пути выхода из сложившейся ситуации.

Я считаю, что успешность образования трудных подростков достигается совокупностью специальных педагогических методов и приёмов, являющихся условием для повышения успешности обучения детей.

Устранение пробелов в знаниях осуществляю как на уроках, так и во внеурочной деятельности. Для этого даю посильные индивидуальные задания, подбираю дополнительный материал, чаще учебные задания конкретизирую, указываю способы работы. В классе с детьми, которые испытывают в чём-то затруднения, совместно у доски ищем возможные пути преодоления трудностей.

Оперативную помощь направляю на устранение причин, порождающих отставание, на общее улучшение условий обучения. Эта помощь носит локальный характер, призвана оперативно устранить недостатки в учебно-познавательной деятельности.

Можно затратить много сил и энергии в коррекции знаний педагогически запущенных подростков, но мало продвинуться в решении этой задачи.

Поэтому важным аспектом в коррекции учебно-познавательной деятельности подростков является их психолого-педагогическая подготовка к учебной деятельности, мотивация учебно-познавательного процесса. Познавательный процесс вызывает существенные изменения в характере умственной деятельности подростков. Важно показать ребёнку перспективу предстоящей работы, убедить в значимости знаний и умений, тогда учащиеся проявят более активное отношение к изучению учебного материала. Для этого можно создать ситуацию желания получения знаний: ситуация эмоционально благоприятная для восприятия знаний; ситуация, связанная с раскрытием практической и познавательной значимости материала; ситуация, способствующая осознанию недостаточности своих знаний и умений, необходимости приобретения новых. Я думаю, для учебной мотивации важную роль играет занимательность, удивление в восприятии предлагаемого материала. Можно просто призвать к особому вниманию или создать особое интеллектуальное напряжение.

Для усиления коррекционно-познавательного процесса, я обращаю внимание на овладение учащимися познавательными умениями. Поэтому разъясняю назначение данных умений, их роль в приобретении знаний (умение работать с книгой, справочной литературой и др.)

Для отстающих школьников с девиантным поведением в процессе формирования учебных умений не менее важным является систематичность и последовательность в отработке каждого умения, т.е. не следует переходить к новому, не усвоив предыдущую операцию (обобщение, систематизация материала). Большую роль играет алгоритмизация отработки умений, т.е. точные общепринятые предписания по выполнению в определённой последовательности элементарных операций для разрешения любой из задач. Предписание действий для детей с отклонениями в развитии и поведении дисциплинирует их мысль, приучает к последовательному ходу рассуждений, учит строить умозаключения, делать правильные выводы.

Работая по данной проблеме, я знакомилась с опытом других учителей, методистов, и хочется рассказать о деятельности школы-лаборатории №196 г. Москвы, нацеленной на личностно-ориентированное образование. Педагоги школы определяют уровень сформированности общеучебных умений и навыков (ОУУН). Учителя предлагают проводить специальные работы после изучения какой-либо конкретной учебной темы. После зачётной работы, после коррекции предметных знаний, т.е. после того как ученики усвоят содержание темы. На предметном содержании пройденной темы учитель проектирует специальную работу, состоящую из 5 частей. В каждой части вопросы определённого вида, определяющие уровень владения конкретным мыслительным навыком:

  1. Анализ (найдите соответствие между понятиями и определениями, между формулами и определениями, между рисунками и определениями; в коротком тексте подчеркните все слова, относящиеся к…).
  2. Синтез (назовите процесс по его характеристикам; назовите общим словом несколько слов, рисунков и т.д.).
  3. Сравнение (чем отличается А от Б? Что общего между А и Б? А и Б могут быть словами, рисунками, символами и т.д.).
  4. Логика - причинно - следственные связи (продолжите ряд слов, понятий; вставьте недостающее слово, рисунок; расположите в логической последовательности слова, рисунки и т.д. Для старших классов: постройте систему понятий).
  5. Выводы (даётся краткий текст, задания – сделать вывод на основании текста; сделайте вывод из рассказа в рисунках; для старших: таблицы и схемы – сделайте вывод по конкретному заданию).

Большинство остальных ОУУН является синтетическими. Например, навык смыслового чтения представляет целый комплекс различных навыков: и техника чтения, и выделение главного, и анализ материала, сравнение его отдельных частей, синтез, выделение существенных признаков, абстрагирование, конкретизация и обобщение и т.д. Все эти процессы протекают свёрнуто, компактно.

Диагностика этого навыка проводилась на всех учебных предметах с использованием текстов разных стилей и типов. Разработаны рекомендации для проведения диагностики смыслового чтения:

  1. Текст должен содержать материал, знакомый учащимися;
  2. В тексте не должны встречаться понятия, неусвоенные уч-ся ранее;
  3. Текст должен иметь несложную структуру

Оценивается уровень уяснения текста учащегося по вопросам. Если учащийся может ответить только на вопросы фактологического характера, делается вывод о низком развитии навыка смыслового чтения (0). Хорошее развитие этого навыка выявляют вопросы причинно следственного характера (1,2).

Навык грамотной устной речи:

Пересказ по наводящим вопросам(0)

Пересказ по плану, опорной схеме (1)

Самостоятельных пересказ текста (2)

Умение работать со “свёрнутой”информацией:

Не видит зависимости, логики в таблице, схеме (0)

Видит зависимость в таблице, схеме, графике (1)

Умеет сделать выводы, составить рассказ по таблице, графику, схеме (2). Уровень развития по результатам наблюдений на уроках. Эта информация помогает составить индивидуальную программу занятий с учащимися. Для тактики работы с каждым учеником невсегда достаточно определение уровня ОУУН. Важно, чтобы учитель умел определить долю необходимой педагогической помощи, формы и приёмы индивидуальной мотивации каждого ученика, поэтому выясняется уровень обучаемости ученика. Обучаемость определяется как уровень учебных возможностей ученика в данное время для конкретного учебного предмета.

Методика определения уровня обучаемости:

(авторы П.И.Третьяков и И.Б.Сенновский)

  1. Учитель выбирает небольшой по объёму новый учебный материал базисного характера на 7 – 8 мин. работы.
  2. Учитель перед изучением нового повторяет изученный материал, необходимый для усвоения новых знаний.
  3. Учитель объясняет новый материал.
  4. Учитель показывает образец применения нового материала в аналогичной и изменённой ситуации.
  5. Учитель организует самостоятельную работу учащихся.

Задания для самостоятельной работы учащихся:

  1. Напишите, что вы узнали нового.
  2. Ответьте на вопрос по содержанию нового материала.
  3. Выполните задание по образцу.
  4. Выполните задание в изменённой ситуации.
  5. Примените полученные знания в новой ситуации.

Если выполнены все задания, можно говорить о третьем, очень высоком уровне обучаемости школьника. Если он справился с четырьмя заданиями – это второй высокий уровень обучаемости. Если выполнено три или менее заданий – первый уровень обучаемости.

Следующим моментом в работе с трудными подростками является изменение содержания и характера общения. Изменению характера межличностных отношений противопоставляющих себя коллективу учеников помогает включение их в такую деятельность, где они смогут проявить себя с лучшей стороны, взять на себя ведущую роль. Следует отметить, что для них важно быть не простыми исполнителями, а самим принимать решения и руководить другими. Хорошо создавать в классе ситуации, способствующие возникновению и проявлению гуманных чувств: сопереживания, отзывчивости, заботы о товарищах.

В подростковый период ребёнок склонен переходить на личности: указывать взрослому промахи, недочёты в работе, частая тема разговора – необъективность, несправедливость. Эти особенности не случайны, а также весьма характерны для периода особой чувствительности ребёнка к тому, как его воспринимают окружающие. При всей критичности в адрес учителей дети необыкновенно тревожны и озабочены отношением к ним окружающих, в том числе и учителей. Нарочитость поведения свидетельствует о стремлении привлечь к себе внимание, узнать, что о нём думают, и в целом – составить представление о себе через взгляд окружающих. Абсолютно, по-моему, неэффективны диалоги в тематике, предлагаемой ребёнком. Лучше перевести спор в иной контекст – более общий, менее однозначный. Как и при негативизме в адрес родителей, осмысленно обсудить взаимные права и обязанности, содержание требований.

Во избежание неблагополучия во взаимоотношениях с трудными школьниками следует соблюдать принцип педагогической этики, доброжелательно относиться ко всем детям класса, стараться доступно и интересно преподавать свой предмет, учитывать возрастные и индивидуальные психологические особенности учащихся. Не предъявлять свои требования к ученикам в грубой форме, чтобы не оскорбить их человеческого достоинства. Общение, перерастающее в дружбу, положительно влияет на нравственное развитие личности трудного школьника, имеющего отклонения в поведении.

Перевоспитание трудного школьника происходит по мере того, как накопившийся у него отрицательный жизненный опыт вытесняется положительным. Это происходит в процессе общения и в процессе деятельности. Основными видами деятельности является учебная, трудовая и по интересам. Раз ведущий вид деятельности – учёба, то, естественно, нормализация учёбы трудных школьников имеет огромное значение для их перевоспитания. Но на первом этапе важно привлечь таких детей к занятию, которое отучило бы их от бесцельного времяпрепровождения, позволило бы получить признание окружающих людей и обрести уверенность в себе. Я вовлекаю школьников с отклонениями в поведении к организации общих дел класса. Общественная работа класса улучшает характер межличностных отношений трудных учеников с товарищами по классу. Вовлечь трудных детей в общественную работу непросто. Им необходимы разовые или постоянные поручения, где они смогут проявить себя, добиться похвалы и уважения. Это формирует у них положительные морально-волевые качества: ответственность за свои поступки, товарищество, коллективизм, самодисциплину, навыки подчинения сознательной дисциплине.

Подростковый возраст – это время становления ответственного действия. Это обеспечивается проектной формой деятельности подростков. Суть такой формы сводится к созданию условий для свободного авторского действия на учебном, но привлекательном для подростка материале. При возможности строить собственное авторское действие, возникают условия для превращения исполнительного (результативного) действия в пробующее. При таких условиях проба переводится из сферы социальной коммуникации в сферу продуктивной деятельности, общение с учителем становится партнёрским. По мнению исследователей, это наиболее прогрессивное направление коррекции трудновоспитуемости подростков.

Таким образом, успехи в одном из видов деятельности порождают у подростка стремление к утверждению себя и в других видах.

Хотелось бы остановиться на условиях осуществления индивидуального подхода при работе с детьми с девиантным поведением.

Я считаю, что в основе отношений педагога к трудным школьникам должна лежать любовь, он настойчиво подбирает приёмы педагогического воздействия на личность ученика, хвалит, поддерживает его, способствует развитию личностных качеств. Условием эффективности индивидуального подхода является соблюдение педагогического оптимизма, уважение к школьнику, понимание его душевного состояния, раскрытие внутренних мотивов и внешних обстоятельств, проступков. Подобное отношение, по моему наблюдению, пробуждает у детей ответное, тёплое чувство, желание доставить радость педагогу, не причинять ему неприятностей своими проступками. Постоянная же грубость и неуважение к учащимся, проявляемая педагогами, порождают в ответ обиду и стремление сделать всё наперекор. В итоге учащиеся перестают считаться даже со справедливыми требованиями учителей. Общеизвестно, что наказание за неблаговидный проступок должно быть своевременным и справедливым. Эффективность индивидуального подхода определяет также соответствие меры наказания характеру совершённых проступков и особенностям личности провинившихся.

Изучив психолого-педагогическую литературу, я ещё раз убедилась, что многие методы общепедагогического влияния довольно эффективны в работе с трудными детьми. Так, например, метод игнорирования уместно применять к исключительным по характеру детям, которым некоим образом нельзя показывать, что в них видят исключительность. В коррекции недостатков характера таких детей метод игнорирования даёт хорошие результаты: их рисовка, театральность, всяческое стремление обратить на себя внимание вскоре поддаются сначала смягчению, а потом исчезновению.

Американскими физиологами и психологами установлено громадное, ежечасное и ежеминутное значение в жизни человека вообще и в частности ребёнка здорового смеха, радости, весёлого настроения. Научные данные говорят о том, что радость оказывает хорошее воздействие на наши мускулы и нервы, а также на питание, на умственную и физическую работу. Таким образом, смех, как бы массируя мозг, усиленно снабжая его кровью и тем самым более интенсивно удаляя продукты утомления, создаёт особенно благоприятные условия для отдыха детского мозга. Поэтому педагог не только своей энергией, смехом, своим поведением заражает детей, но и, например, рекомендует детям специальный подбор юмористических книг, прививающей бодрость, отвагу, желание побеждать природу.

Шутки, прибаутки, загадки также веселы и забавны и потому весьма полезны в деле коррекции ребёнка, отклоняющегося от нормы. “Хороший педагог систематически пользуется методом культуры здорового смеха”, - говорит психолог Московского университета коррекционной педагогики Кащенко В.П.

В работе с детьми с отклоняющимся поведением иногда наблюдаются ситуации, когда ребёнок находится в состоянии сильного возбуждения. В этом случае учитель силой своей личности и, умеющей влиять на детей, может справить с проявление аффекта. Если же такого авторитета нет, то преподавателю лучше не применять наказания, т.к. ребёнок находится в безответственном состоянии. Самого возбуждённого следует оградить от окружающих его. Таких детей в момент сильного возбуждения гораздо действительнее не замечать, игнорировать, но не оставлять без надзора. Учитывая описанные приёмы, эффективнее добавить метод бесед. В условиях доброжелательной беседы педагогу легче и проще интимно подойти к ребёнку и глубже понять его поведение.

Обобщая опыт своей работы и предложения известных психологов и педагогов, коротко остановлюсь на некоторых приёмах педагогического воздействия на трудных школьников, указав их сущность.

1. Приёмы, способствующие в нравственных поступках и накоплению социально – положительного опыта:

  • Организация успехов в учении (заключается в организации помощи ученику, пока он не добьётся успешности в обучении);
  • Моральная поддержка (заключается в поднятии авторитета школьника среди сверстников, а также в укреплении веры ученика в себя);
  • Убеждения (заключается в разъяснении и доказательствах правильности поведения);
  • Доверие (заключается в том, чтобы поручать ученику ответственные задания);
  • Ожидание лучших результатов (учитель заявляет ученику, что ждёт от него более значительных успехов, это способствует формированию мотивации к учению);

2. Приёмы, содействующие улучшению взаимоотношений между педагогом и воспитанником:

  • Просьба (способствует повышению авторитета ученика в коллективе, вызывает у него чувство собственного достоинства);
  • Поощрение - похвала, награда, одобрение;
  • Авансирование личности (высказывание положительного мнения о школьнике или предоставление ему определённого благо, несмотря на то, что он этого пока не заслуживает, в результате чего ученик ощущает моральную обязанность вести себя соответствующим образом);
  • Обходное движение (подразумевает отведение от ученика заслуженного обвинения со стороны коллектива, что вызывает у него чувство признательности к педагогу);
  • Проявление огорчения (пробуждает у школьника чувство стыда);
  • Прощение (в определённой ситуации педагог не прибегает к наказанию, не смотря на совершённый школьником проступок);
  • Поручительство (взятие виновного ученика на поруки, обещание от своего имени, что ученик будет достойно себя вести);
  • Проявление умений и превосходство учителя (ученики уважают своего учителя, признают его авторитет, что способствует положительным изменениям в поведении).

3. Приёмы, в которых открыто проявляется власть педагога:

  • Констатация проступка (педагог, не выражая открыто своего отношения к действиям ученика, показывает, что ему о них известно);
  • Осуждение (заключается в проявлении отрицательного отношения к поступку);
  • Наказание (реализуется в наложении определённого взыскания)
  • Приказание (требование педагога, предъявленные в категорической форме)
  • Предупреждение (заключается в раскрытии перед учеником не приятных для него перспектив, если он не изменит своего поведения)
  • Разоблачение или выявление виновного

4. Приёмы со скрытым действием:

  • Параллельное педагогическое действие (заключается в наказании всего коллектива из-за нарушения, совершённого одним из учеников, чтобы в дальнейшем сам коллектив влиял на провинившегося )
  • Намёк (школьнику дают почувствовать свою вину, не прибегая к осуждению или наказанию)
  • Ласковый упрёк (беседа в благожелательном тоне, где как бы невзначай, высказывается в мягкой форме порицания)
  • Мнимое безразличие (создаётся такая педагогическая обстановка, когда на проделки ученика словно бы никто не обращает внимания, поэтому неловкое положение нарушителя вызывает у него чувство досады и разочарования)
  • Ирония (выставляют провинившегося ученика в смешном виде, разумеется, без оскорбления его личности)

Взвешенное сочетание индивидуального, коллективного и педагогического воздействия, применение различных методов, приёмов и видов в неучебной деятельности в коррекционной педагогической работе с подростками с отклоняющимся поведением усиливает её результативность, помогает сделать процесс преодоления недостатков в развитии личности и девиации в поведении подростков реальным, действенным, а задачи по формированию положительных качеств его личности, интеграции в социум вполне осуществимыми.

Дети с девиантным поведением относятся к группе “трудных”. Они особенно нуждаются в индивидуальном подходе и внимании коллектива сверстников. Это не плохие, безнадёжно испорченные школьники, как неправильно считают некоторые взрослые, а дети требующие особого внимания и участия окружающих. Начиная работу с детьми, отличающимися отклоняющимся поведением, следует разобраться в причинах трудностей и подобрать соответствующие адекватные методы психокоррекции.

Для успешной работы с подростками девиантного поведения можно предложить следующие рекомендации:

  • Успешно преодолевается педагогическая и социальная запущенность детей с девиантным поведением, если формы и методы воспитательного воздействия дифференцируются в зависимости от конкретных условий жизни ученика.
  • Прежде всего необходим индивидуальный подход к каждому ученику.
  • Необходимо найти с подростками общий язык, суметь разобраться с волнующими их проблемами.
  • Сила современного учителя в признании и уважении личности ребёнка, способствовании свободному развитию и совершенствованию его душевного мира.
  • Важно владеть методами и приёмами образовательно-коррекционной работы с трудными подростками.
  • Особенно важно самому быть постоянно развивающейся и совершенствующейся личностью. Ибо Личность воспитывается Личностью.

Список литературы

  1. Галеева Н.Л. Результативность личностно ориентированного образования //Журнал “Завуч” - 2003г. - №2
  2. Степанов В.Г. Психология трудных школьников. – М., 2001г.
  3. Дементьева И. Работа школы с детьми группы риска // Журнал “Воспитание школьников” - 2002г., №7