Повторительно-обобщающий урок по теме "Тепловые явления в природе"

Разделы: Физика


Цели урока:

  • В интересной игровой форме обобщить, закрепить знания, полученные учащимися по данной теме, научить видеть проявления изученных закономерностей в окружающей жизни, научить учащихся применять знания в новой ситуации, развивать умения объяснять окружающие явления, совершенствовать навыки решения качественных и расчетных задач, расширить кругозор учащихся.
  • Развивать у учащихся умения работать в коллективе в сочетании с самостоятельной работой, развивать коммуникативные способности.
  • Воспитывать патриотические чувства и гордость за то, что в нашей стране жил и работал великий ученый М.В. Ломоносов.

Оборудование: плакат с эпиграфом, высказывания ученых, для сценки сундук, карточки с формулами, кроссворды, ребусы, викторина о М.В.Ломоносове, материалы для опытов (колба, кусок льда, спиртовка, стеклянная пластинка, стакан). Фишки разных цветов для каждого ученика.

Эпиграф урока:

«Науку все глубже постигнуть стремись,
Познанием вечного жаждой томись,
Лишь первых познаний блеснет тебе свет,
Узнаешь: предела для знания нет».

(Фирдоуси,персидский и таджикский поэт, 940–1030 г.г)

– Ребята, сегодня мы заканчиваем изучение большого раздела физики «Тепловые явления». И проводим повторительно-обобщающий урок, тема которого «Тепловые явления в природе». Цель нашего урока состоит не только в том, чтобы повторить и обобщить материал, изученный нами в этом разделе, но и самое главное научиться видеть проявления изученных нами закономерностей в окружающей среде. Поэтому обратимся к литературе, поэзии и устному народному творчеству.

Сценка:(стоит сундук)

Учитель: Ребята, а что это за сундук? Что там шумит?(Голос из сундука)

  1. Это мы, молекулы, из которых состоит тело. Мы непрерывно движемся и взаимодействуем, друг с другом, притягиваемся и отталкиваемся.
  2. Поэтому мы обладаем тепловой энергией – энергией движения и взаимодействия молекул, которую можно изменить путем теплопередачи и совершением работы над телом.
  1. Моё имя – количество теплоты. Я показываю, какую энергию тело приобретает или отдает при теплопередаче. Меня измеряют в Джоулях.
  2. А я работа, которую совершают над телом или тело само совершает. При этом тело нагревается или наоборот охлаждается.
  1. Поэтому тело обладает внутренней энергией – энергией движения и взаимодействия молекул.
  2. Внутренняя энергия увеличивается с повышением температуры и уменьшается с уменьшением температуры.

Актуализация знаний учащихся: (составляется схема)

  • Как называются явления, связанные с нагреванием и охлаждением тел? (Тепловые)
  • Из чего состоит любое физическое тело? (Из молекул)
  • Что мы знаем про молекулы? (Они непрерывно хаотично движутся и взаимодействуют друг с другом)
  • Каким видом энергии обладают движущиеся молекулы? (Кинетической энергией движения молекул)
  • Каким видом энергии обладают взаимодействующие молекулы? (Потенциальной энергией взаимодействия молекул)
  • Как называется энергия движения и взаимодействия молекул? (Внутренняя энергия)
  • Можно ли внутреннюю энергию изменять? Каким способом? (Путем совершения работы над телом или самим телом, теплопередача)
  • С помощью, каких явлений происходит передача тепла от одного тела к другому? (Теплопроводность, конвекция, излучение)

– Урок проведем в форме игры. У нас две команды «….», «….». Судить вашу работу в команде будет компетентное жюри, в составе …

1 конкурс «Приветствие команд» (название, девиз, приветствие соперникам и жюри)

– Болельщики могут помочь командам заработать дополнительные очки, разгадывая кроссворды и ребусы или самостоятельно составив кроссворды и ребусы в течение урока.

2 конкурс «Дальше, дальше…» (0,5 балла за правильный ответ. Правильно ответивший бросает свою фишку в копилку)

Задания первой команде:

  • Беспорядочное движение частиц, из которых состоит тело, называют… (тепловым)
  • Внутренняя энергия тела зависит… (от температуры тела, агрегатного состояния вещества)
  • Внутреннюю энергию изменяют двумя способами: … (теплопередачей, совершением работы над телом или самим телом)
  • При повышении температуры внутренняя энергия … (увеличивается)
  • Процесс изменения внутренней энергии без совершения работы, называют … (теплопередача)
  • Теплопроводность наблюдается … (твердых телах, жидкостях, газах)
  • Количество теплоты зависит от … (массы тела, рода вещества, изменения температуры)
  • Единица измерения количества теплоты… (Джоуль)
  • Процесс перехода вещества из твердого состояния в жидкое, называют … (плавление)
  • Интенсивный переход жидкости в пар, происходящий с образованием пузырьков пара при определенной температуре, называют … (кипение)
  • Единица измерения удельной теплоты сгорания топлива … (Дж/кг)

Задания второй команде:

  • Температура тела зависит от … (скорости движения молекул)
  • Энергия движения и взаимодействия молекул, называется … (внутренняя энергия)
  • Внутренняя энергия не зависит от … (ни от движения самого тела, ни от положения тела относительно других тел)
  • При понижении температуры тела внутренняя энергия этого тела … (уменьшается)
  • Теплопередача осуществляется 3 способами … (конвекция, теплопроводность, излучение)
  • Конвекция наблюдается в … (жидкостях, газах)
  • Энергия, которую тело получает или теряет при теплопередаче, называют … (количество теплоты)
  • Единица измерения количества теплоты, которую так боятся леди, сидящие на диете … (калория)
  • Переход вещества из газообразного состояния в жидкое, называют … (конденсация)
  • Температура, при которой жидкость кипит , называют … (температура кипения)
  • Единица измерения удельной теплоемкости вещества … (Дж/кг*оС)

3 конкурс «Физическая эстафета» Каждая команда получает карточки с формулами, в которых пропущены буквы. Передавая карточки от одного члена команды к другому, заполнить её. (1 балл за правильную формулу)

Задание первой команде:

Задание второй команде:

4 конкурс «И физика, и лирика» (3 балла за правильный ответ)

  • Один поэт писал о капле так: «Она жила, и по стеклу текла, // Но вдруг её морозом оковало// И неподвижной льдинкой капля стала, // А в мире поубавилось тепла».// В чем ошибка поэта?
  • Почему выражение «Шуба греет» неверно? Всё молчит. Лучина с треском // Лишь горит багровым блеском // Да по кровле ветр шумит… // Почему лучина горит с треском?
  • А.Блок «Ворона»: Вот ворона на крыше покатой,// Так с зимы и осталась лохматой // А уж в воздухе – вешние звоны // Даже дух занялся у вороны… Почему ворона была зимой лохматой?
  • В.Жуковский «Жаворонок»: На солнце темный лес зардел, // В долине пар белеет тонкий, // И песню раннюю запел // В лазури жаворонок звонкий… Почему туман появляется ранним утром?
  • А.Блок: «Снег да снег»: Снег да снег. Всю избу занесло// Снег белеет кругом по колено, // Так морозно, светло и бело // Только черные, черные стены…// И дыханье выходит из губ// Застывающим в воздухе паром // Вон дымок выползает из труб// Вон в окошке сидят с самоваром; // Старый дедушка сел у окна // Наклонился и дует на блюдце;// Вон и бабушка с печи сползла, // И кругом ребятишки смеются… Почему дедушка чай пьет из блюдца, а не из кружки?
  • А.Блок: Гроза прошла, и ветка белых роз // В окно мне дышит ароматом… // Еще трава полна прозрачных слез, // И гром вдали гремит раскатом…// Почему после дождя запахи особенно сильны?

5 конкурс «В загадке соль» (3 балла за правильный ответ)

– Отгадать загадку и ответить на вопрос.

Задания 1 команде:

  • На дворе – горой, а в избе – водой. (Снег)

Зачем глухарь в морозную ночь камнем падает с дерева в снег?

  • Без рук, без ног, а рисовать умеет. (Мороз)

С какой стороны окна появляется морозный узор и почему?

  • Что видно, если ничего не видно? (Туман)

Как образуется туман?

  • Это тесный – тесный дом,
  • Сто сестричек жмутся в нем,
    И любая из сестер
    Может вспыхнуть как костер. (Спички)

Какое физическое действие выполняется при зажигании спичек?

Задания 2 команде:

  • Прозрачен, как стекло, а не вставишь в окно. (Лед)

Чем отличается молекулярное строение воды и льда?

  • По лужку он гордо ходит,
  • Из воды сухим выходит,
    Носит красные ботинки,
    Дарит детушкам перинки. (Гусь)

Почему гусь не замерзает в стужу?

  • Летит орлица по синему небу, крылья распластала, солнышко застлала. (Туча)

Как образуются тучи?

  • На крыше нашей гном сидит,
  • И небо каждый день коптит. (Труба)

    Для чего в котельных трубы ставят высокие?

6 конкурс «Народные приметы» (3 балла за правильный ответ)

– Каков физический смысл пословиц?

  • И сырые дрова загораются. (Русская пословица)
  • Три года на камне посидишь, и камень нагреется (японская пословица)
  • Если кочерга длинная, руки не обожжешь. (татарская пословица)
  • Вода начинает закипать с верхнего слоя (Корейская пословица)
  • Куй железо пока горячо (русская пословица)

7 конкурс «Конкурс капитанов «И опыт, сын ошибок трудных…»» (4 балла)

1. Оборудование: колба, закрыта пробкой со стеклянной трубкой, стекло на нити.
Опыт: Подогревая воду в колбе, пар выходящий из трубки направляем на стекло. Образуется конденсат на стекле.
Вопрос: Почему образуется роса на растениях по утрам?

2. Оборудование: пробирка с кусочком льда, придавленного ко дну пробирки, и водой, спиртовка, спички.
Опыт: Подогреваем верхний слой воды, замечаем, что вода уже кипит, а лед не тает. Почему?
Вопрос: Какова температура нижнего слоя воды в озере: выше или ниже температуры верхнего слоя? Почему?

8 конкурс Команды решают расчетные задачи в общем виде (5 баллов за правильный ответ)

  1. Сколько каменного угля надо сжечь, чтобы получить столько же энергии, сколько ее выделяется при сгорании бензина объемом 6 м3?
  2. Сколько энергии требуется для плавления куска свинца массой 0,5 кг, взятого при температуре 27оС?

Итог урока

– Когда мы начали изучать данную тему, я вам предложила отгадать, какой закон зашифрован в данном тексте. Сегодня мы прочитаем этот закон:

«Энергия никуда не исчезает и не создается из ничего, она только превращается из одного вида в другой или переходит от одного тела к другому»

  Е Р Д А Н Е Г О Е Т
  Н Г У Н И С Е , А С У
Э И К Е Т О Ч О Щ Я Р Г
Я И И Е З И Н А И Д О Т
Н С А Д Н А Р З В Й И О
Ч З А З Т В О А И Д Т Л
Е Е И О Е Д Д Л О О Е А
Т Я Л Р Н И И Х Д Т К О
С Ь П О В П Е Н О Д Г М
К О Г О Е Р О Г Р У У .

– Этому закону подчиняются все явления природы, в том числе и тепловые.

Сообщение ученика о Джоуле.

Подведение итогов конкурсов.

– Как вы видите, чудес на свете много, они повсюду, им можно удивляться, из можно бояться, с ними можно подружиться, но изучая чудеса, им можно дать объяснение.
Спасибо за урок.