История. 4-й класс. Программа "Школа России". Великая Отечественная война 1941–1945 гг. Битва за Москву

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Тема: Великая Отечественная война 1941–1945 г. Битва за Москву.

Цели:

  • Актуализировать знания детей о Великой Отечественной войне, познакомить с одним из решающих сражений – битвой за Москву.
  • Учить работать с исторической картой, иллюстрациями, понятиями урока.
  • Развивать речь, мышление, память, воображение.
  • Воспитывать чувство патриотизма, уважение к людям, к родной истории.

Оборудование: учебник Плешаков «Мир вокруг нас» 4 класс, мультимедийная презентация, карточки для работы в группах, индивидуальные задания – сообщения.

ХОД УРОКА

1. Актуализация

– В каком веке нашей истории мы находимся?

– Какие события произошли в России в начале ХХ века?

– Сегодня мы продвинемся еще на несколько лет вперед и попадем в год очень тяжелый для нашей страны

1 слайд.

– Прослушайте грамзапись и определите на пороге, какого события нашей истории мы находимся?

Звучит «Священная война» (муз. Александрова, сл. Лебедева-Кумача).

1. Как понять слова песни? Что является священным долгом советского человека? (Встать на защиту своей Родины.)
2. Как называлась священная война ХХ века? (Отечественная.)
3. Что это значит отечественная война? (За свое Отечество поднялся весь народ.)

– С кем воевал советский народ в Великой Отечественной войне?
Более 70 лет назад власть в Германии захватили фашисты во главе Адольфом Гитлером. Они внушили немецкому народу, что он будет господином мира. Все остальные народы станут его рабами или будут полностью уничтожены. Вскоре почти вся Европа была захвачена фашистами. Многих людей насильно увозили на работы в Германию, сжигали в печах, душили в газовых камерах.

2. Открытие нового знания

Слайд 2.

– Никогда не забудет советский народ, те тревожные минуты воскресного утра 22 июня 1941 года, когда московское радио прервало свои передачи и все услышали сообщение:

(Дети слушают запись).

– Посмотрите как немецкие танки переходят Советскую границу.

– Немцы рассчитывали расправиться с нашей страной за 6 недель.

Слайд 3

– Вот такие плакаты были выпущены в начале войны.

– Кто на них изображен? (Женщины.)

– Почему женщина? (Защищать Родину – защищать мать.)

Слайд 4.

– Первый удар немецкой армии приняли на себя пограничники, стоявшие насмерть. Одно из первых сражений войны произошло у пограничной Брестской крепости.
Ее защитники около месяца вели непрерывные бои. И все же враг двигался вперед. После ожесточенных упорных боев фашисты захватили города. Минск, Киев, Смоленск. Под Смоленском у города Ельни советским войскам впервые удалось на два месяца остановить немцев, заставить их перейти в оборону. Но враг двигался вперед.

Слайд 5

– Фашисты нацелили главные удары по 3-м направлениям. Назовите их.

1. На север Ленинград
2. Центр главный удар Москва
3. На юг к Черному морю.

– Предположите, смогли ли немцы покорить нашу страну за 6 недель как планировали? (Нет.)

– Предположите, почему сорвались планы фашистов молниеносной войны? (Весь народ встал на защиту своей Родины.)

3. Целеполагание

6 слайд.

– Мы поговорим об одной битве, но очень важной – Битве за Москву. Фашисты планировали захватить город и затопить его, чтобы от него не осталось.

– Предположите, взяли ли фашисты столицу нашей Родины – Москву? (В город фашисты так не попали).

– Подумайте, на какой вопрос мы должны будем ответить? (Почему фашистским войскам не удалось взять Москву?)

Слайд 7.

– Прочитайте эпиграф к уроку.

"Велика Россия, а отступать некуда – позади Москва. (?)"

– Почему я поставила вопрос? Нам предстоит выяснить, кому принадлежат эти слова.

4. Словарная работа

– Сегодня мы познакомимся с новыми словами: аэростат, «ежи», таран, контрнаступление.

– К середине октября немцы были у стен столицы. Враг вплотную подошел к Москве. Гитлеровцы рассматривали с высоких точек Кремль, продумывали, где поставить памятник Гитлеру. С собой для сооружения памятника они везли гранитные плиты.

5. Работа в парах

Текст «Битва за Москву».

– Возьмите карточки. Ознакомьтесь. Ответьте на вопрос: Что предпринималось для обороны Москвы?

Битва за Москву

Во главе Западного фронта, оборонявшего Москву, был поставлен талантливый полководец Георгий Константинович Жуков. Ему и другим командирам пришлось принимать самые срочные меры по обороне Москвы. Вокруг столицы спешно рыли окопы, возводили проволочные заграждения, устанавливали «ежи» – противотанковые сооружения в виде скрещенных железных брусьев. На подступах к Москве были взорваны мосты, установлены мины. Чтобы обмануть немецких летчиков, бомбивших Москву, военные специалисты предложили сделать неузнаваемыми с воздуха важнейшие исторические памятники и объекты столицы: Кремль, Большой театр и другие. На Кремлевской стене нарисовали дома и деревья. Появились дома из фанеры и полотна с нарисованными окнами и дверьми на Красной площади. Не блестели золотом купола Кремля. Их покрыли зеленой краской, а стены замазали черными и зелеными полосами. На плоских крышах домов, в парках и скверах поставили сотни зенитных орудий для уничтожения бомбардировщиков. В ночное время низко спускаться к земле и прицельно метать бомбы мешали аэростаты – огромные воздушные шары из прочного материала, наполненные газом.

Слайд 8

– Как вы думаете, что это такое? (Аэростат.)

– Из чего он сделан?

– Что это такое? (Ежи.)

– Для чего устанавливали ежи?

– Кто командовал Западным фронтом? (Жуков).

Слайд 9

Сообщение о Жукове.

– Но не только мирное население участвовало в обороне Москвы. Много подвигов совершили наши военные.

Слайд 10

– 600 самолетов истребителей охраняли небо Москвы и среди них истребитель Виктора Талалихина.

Сообщение о Талалихине.

– Какой подвиг совершил Талалихин?

Таран – способ воздушного боя – нанесение удара по вражескому самолету винтом или крылом.

Слайд 11

– Бои шли не только в воздухе, но и на земле. До сих пор жив в памяти народной подвиг героев-панфиловцев. Генерал-майор Иван Васильевич Панфилов. (Герой Советского союза, погиб в бою за Москву).

Сообщение о панфиловцах.

Слайд 12

– Как погиб политрук Клочков?

– Выполнили ли герои приказ своего командира?

– Чьи слова стали эпиграфом урока?

– Стоя у самых стен Москвы, немцам так и не удалось пробиться в столицу.

– Откуда прибыли воины для защиты Москвы? (С Урала и Сибири из Средней Азии и с Дальнего Востока.)

– Что же произошло?

Слайд 13

– Какой прозвучал приказ? (Контрнаступлении.)

– Объясните, значение этого слова? (Переход от обороны к наступлению с целью разгрома наступающего противника.)

– Какие города освободила Красная армия? (Клин, Тверь, Калуга, Истра.)

– В чем значение битвы за Москву? (Советская армия одержала первую большую победу. Враг получил сокрушительный удар и бежал от столицы. Войска от обороны перешли в контрнаступление. Победа под Москвой воодушевила советских людей.)

6. Закрепление

Слайд 14

Тест "Проверьте себя"

1. Великая Отечественная война началась …… июня …….. ..года.
2. Во главе Западного фронта в 1941 году был поставлен ………………………………….
3. В воздушном бою пошёл на таран …………………………..
4. У разъезда Дубосеково бой вёл политрук ……………………………………..
5. Отечественной война названа потому, что …………………………………………………

7. Итог урока

Слайд 15

– Можете ли вы ответить на вопрос урока? (Да.)

– Медалью за оборону Москву награждены многие войны, принимавшие участие в этой битве.

– Что нового вы узнали для себя в истории нашей страны XX века?

– Чему учились на уроке?

Приложение