Урок географии в 10-м классе "Религиозный состав населения мира"

Разделы: География


УВЗ:

  • дать знания о географических аспектах религиозного состава населения мира;
  • познакомить учащихся с местом и ролью религий в современном мире;
  • рассмотреть понятия “религия”, “мировые” “традиционные”, “национальные” религии;
  • изучить зоны конфликтов, в возникновении и протекании которых большое значение имеет религиозное самосознание конфликтующих сторон;
  • продолжить формирование умения использовать текстовые и картографические источники при выявлении состава и особенностей размещения населения разного вероисповедания.

Оборудование:

  • карта “Религии мира”, контурная карта мира, раздаточный материал по
  • определениям темы, таблица “Религии мира по странам” на каждую парту,
  • таблица для самооценки урока для каждого ученика, газета “География в школе” №3,4,5- 2003 г. , журналы ГЕО №8 – 2001; №1 – 2000, видеофильм “Религии мира”.

Ход урока

1. ВСТУПЛЕНИЕ.

- Вопрос: вопрос “Что мешает решению национального вопроса в странах разного типа?”

- Составление таблицы, из которой определяются цели урока.

- На доске и в тетрадях рисуется таблица

ЗНАЕМ ХОТИМ УЗНАТЬ УЗНАЛИ
     
     

- Вопрос: Если вы захотите узнать ответы на интересующие вас вопросы по данной теме, где вы можете взять информацию?

Показать книги и журналы.

2. ИЗУЧЕНИЕ ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ.

А) РЕЛИГИЯ.

- выберите наиболее подходящее определение на ваш взгляд из различных источников. Для этого используйте раздаточные материалы на парте. Можно дать свое определение.

Б) Найдите соответствия определения с термином и примерами. Используйте раздаточный материал на парте.

“Мировые религии”

“Национальные религии”

“Традиционные религии”.

3. ЗНАЧЕНИЕ И РОЛЬ РЕЛИГИЙ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ и лично для вас.

- Беседа с учащимися.

Мне религия помогла в горе.

А) Знание религиозной принадлежности населения помогает глубже понять особенности экономической и социальной географии разных стран мира.

Б) Сегодня значительная часть людей религиозна, необходимость веры.

В) Эти вопросы в последние годы становятся все более популярными и обсуждаемыми.

Г) Исламское направление сильно волнует население мира.

Непрекращающиеся конфликты.

Д) Есть немало стран, для которых религиозная структура – едва ли не главный фактор, определяющий особенности их внутриполитической жизни и внешней политики. (Саудовская Аравия – 100% ислам).

Урок географии не может изолироваться от того, что на земной поверхности происходит.

4. ИЗУЧЕНИЕ ГЕОГРАФИИ РЕЛИГИЙ.

- Назовите мировые религии. Дайте их краткую характеристику. Используя собственные знания, полученные на уроках истории и обществознания, а также личные.

- Какие критерии для классификации населения по религиозной принадлежности можете предложить? (по кол-ву верующих, по времени возникновения, по районам распространения).

- Мы возьмем за основу классификацию по числу верующих. Также используйте карту в атласе, материалы учебника с. 63, раздаточные материалы.

Дать характеристику распространению религий на земле по схеме

Религия – Число приверженцев – Районы распространения – Примеры стран (3).

- На контурной карте мира закрашивают учащиеся территории распространения разных религий.

1. Христианство – 1,9 млрд. чел – Европа, Америка, Австралия.

А) Католики – 800 млн. чел. – Южная Европа: Франция, Испания, Португалия, Австралия. Латинская Америка, США.

Б) Протестанты – 350 млн. чел. – Северная Европа (Швеция, Норвегия, Финляндия, Великобритания, Германия), часть Австралии, Новая Зеландия, ЮАР, США.

В) Православные – 100 млн. чел. – Восточная Европа (Россия, Украина, Белоруссия, Молдова, Грузия, Югославия, Румыния, Греция).

2. Мусульманство (ислам) – 1 млрд. чел. – Азия (Ю-З), Африка.

Казахстан, Узбекистан, Афганистан, Пакистан, Малайзия, Индонезия, Нигерия. Египет.

3. Буддизм. – 350 млн. чел. – Центральная, Ю-В, Восточная Азия: Китай, Монголия, Мьянма, Таиланд, Вьетнам.

4. Индуизм – 750 млн. чел. – Индия, Шри-Ланка, Непал.

5. Конфуцианство – 370 млн. чел. – Китай.

6. Синтоизм – 92 млн. чел. – Япония.

7. Иудаизм -18 млн. чел. – Израиль.

8. ТРАДИЦИОННЫЕ РЕЛИГИИ.

- Работа с таблицей “Религии мира по странам” из газеты “География в школе” №3,4- 2003 г.

Задание: Выберите страны, где число приверженцев традиционных религий более 30%. Один учащийся (знаток карты) рисует на контурной карте мира.

Ангола (47%), Бенин (50%), Ботсвана (85%), Гвинея-Бисау (50%), Зимбабве (50%), Камерун (40%), Конго (48%), Кот-д,-Ивуар (40%), Либерия (40%),

Мадагаскар (52%), Судан (25%), Сьерра-Леоне (30%), Танзания (35%), Того (51%), ЦАР (35%).

- Вывод делает учащийся у доски: Большая часть приверженцев традиционных религий проживает в Центральной и Восточной Африке.

Почему? На этот вопрос вам поможет найти ответ небольшой видеосюжет “Традиционные религии мира”.

- Сравнить контурную карту мира, созданную учащимися с картой “Религии мира”.

5. ИЗУЧЕНИЕ РЕЛИГИОЗНЫХ КОНФЛИКТОВ В МИРЕ.

- На карте “Религии мира” наклеены зоны конфликтов.

Вопрос: Назовите эти зоны конфликтов, в возникновении и протекании которых большое значение имеет религиозное самосознание конфликтующих сторон.

А) Босния и Герцеговина (католики хорваты и мусульмане боснийцы против православных сербов)

Б) Северная Ирландия (протестанты ольстерцы против католиков ирландцев).

В) Палестина (иудаисты евреи против мусульман палестинцев)

Г) Кашмир (народы сев. Индии – индуисты против мусульман Кашмира).

Д) Северная Шри-Ланка (индуисты тамилы против буддистов сингалов).

Е) Квебек (Канада) протестанты англоканадцы против католиков франкоканадцев.

-Вопрос учащимся: Является ли религиозная неоднородность непременной причиной конфликтов или вполне реально мирное сосуществование граждан разного вероисповедания?

Поэтому, скорее следует говорить о религиозной терпимости (толерантности), нежели о взаимодействии и взаимообогащении, как в случае отношений между народами. Религия, несомненно объединяет человечество.

6. Мониторинг урока.

А) Вернуться к таблице в начале урока. Заполнить графу, что узнали.

Б) Оцените себя по таблице (на каждой парте).

Узнал ли я чего хотел? Мне понравилось …. Затруднения…. . Оценка за урок
       

7. Дополнительные задания.

По данной характеристике определите страну:

7. 1. Большая численность населения, причем большая часть населения проживает в ее западных регионах. Для населения характерен отрицательный прирост, многонациональный и многорелигиозный состав. Столица ее – многофункциональный город. (Россия).

7. 2. Какой из указанных народов исповедует одну из нескольких мировых религий?

а) евреи
б) французы
в) хиндустанцы
г) китайцы
д) арабы.

(б,д)

7. 3. Приведите в соответствие страны и господствующие в них религии:

1. Греция

2. Египет

3. Мексика

4. Таиланд

а) буддизм
б) ислам
в) католицизм
г) православие. (1г 2б 3в 4а)