Внеклассное мероприятие "Черчение с увлечением"

Разделы: Технология, Внеклассная работа


Цели:

  • активизировать знания по предмету,
  • развивать творческое, абстрактное мышление, пространственное воображение,
  • отрабатывать умение определять проекции детали,
  • выполнять технические рисунки,
  • формировать познавательный интерес,
  • воспитывать внимание.

План:

  1. Введение. Организационный момент.
  2. Представление команд, жюри.
  3. 7 туров игры + игра со зрителями.
  4. Подведение итогов.

В игре участвуют две команды по 5 - 6 человек (один из них капитан), учитель в роли ведущего, члены жюри (лучшие из учеников), подводящие итоги после каждого тура.

За каждый правильный ответ жюри начисляет один балл. Если команда не знает ответа, то может обратиться за помощью к своим болельщикам. Верные ответы болельщиков приносят команде по 1 баллу. Побеждает команда, набравшая больше баллов.

Представление членов жюри.

Представление капитанами команд (название, девиз, эмблема).

1 тур “Блиц-турнир”

Вопросы задаются одновременно обеим командам. Право ответа получает быстрее среагировавшая команда.

  1. Какие изображения называются графическими?
  2. Что такое проецирование?
  3. Что такое вид детали?
  4. В какой стране в 1970 г. был утвержден декрет о реформе мер, в результате которой за основную единицу измерения длины был принят метр – одна десятимиллионная часть четверти меридиана (т.е. расстояние от полюса до экватора). (во Франции)
  5. Название какого инструмента, необходимого при выполнении чертежа, образовано от слияния двух тюркских слов, переводимых как: черный и камень? (карандаш)
  6. Почему проекции называются прямоугольными?
  7. Какой инструмент несравнимо старше своих собратьев по графическим работам, так как был найден на территории Франции в галльском кургане 1 века н.э. В пепле, засыпавшем Помпею девятнадцать веков назад, археологи также обнаружили множество этих инструментов. На протяжении многих веков этот инструмент был незаменимым и верным помощником архитекторов и строителей. (циркуль)
  8. Какие способы проецирования вы знаете, и чем они друг от друга отличаются?
  9. В какой стране во II веке н.э. впервые стали делать бумагу, используя для ее изготовления стебли бамбука и луб шелковичного дерева. (Китай)

2 тур “Устами младенца. Рассуждалки”

Предлагаем обеим командам рассуждения некого “младенца”, а вы должы дать названия этих тел. Право ответа получает быстрее среагировавшая команда.

Рассуждалка № 1: у теннисного шарика такая же форма (сфера)

Рассуждалка № 2: одно из чудес света имеет такую же форму. (пирамида)

Рассуждалка № 3: “это” можно получить, вращая прямоугольный треугольник вокруг оси; оно похоже на колпак. (конус)

Рассуждалка № 4: “это” есть у всех детей и некоторых спортсменов, я “этим” люблю играть. (мяч, имеет форму шара)

Рассуждалка № 5: “это” похоже на спичечный коробок. (параллелепипед)

Рассуждалка № 6: “это” похоже на бублик. (тор)

Рассуждалка № 7: “это” можно получить, если вращать прямоугольник вокруг оси; оно похоже на бидончик. (цилиндр)

3 тур “Конкурс капитанов”

На вопросы ведущего отвечают капитаны команд. Тот, кто на вопрос отвечает первым и правильно, приносит команде 1 балл.

1. “Зоркий сокол”. Каждому капитану на глаз, как можно точнее нужно определить размеры: крышки стола; окна; двери; классной доски; стенда; высоты подоконника.

Кто из капитанов определит размеры наиболее точно.

2. Эти предметы очень хорошо вам знакомы, но на чертеже выглядят непривычно. Какие это предметы?

Если ответ дан капитаном с первой попытки (рисунок 1, 4, 7), то команда получает 1 балл, со второй попытки (рисунок 2, 5, 8) – 0,5 балла. Ответы к заданию на рисунках 3, 6, 9.

2.1.

рисунок 1

рисунок 2

рисунок 3

2.2.

рисунок 4

рисунок 5

рисунок 4

2.3.

рисунок 7

рисунок 8

рисунок 9

Назовите количество геометрических тел, входящих в группу? Что это за геометрические тела? По имеющемуся чертежу составьте группу, используя комплект геометрических тел.

(рисунок 10)

4 тур “Черный ящик”

Выполнение этого задания потребует от вас большой внимательности.

Для каждой команды приготовлен свой “черный ящик”, внутри которого находятся наборы (для каждой команды различные) моделей геометрических тел: призмы, пирамиды, шар, конус и т.д. Всего в ящике 8 моделей.

К доске приглашается по два представителя от каждой команды, им предлагается открыть свой ящик и осмотреть набор моделей не более минуты. После осмотра ящик вновь будет закрыт. Вы должны написать на доске названия и выполнить технический рисунок группы тел. На составление списка и выполнение изображений отводится 5 минут.

Игра со зрителями №1 “Найди продолжение пословицы”

В качестве домашнего задания вам было предложено подготовить пословицы, связанные по смыслу с темой нашей игры. Ведущий будет зачитывать начало пословицы, а вам необходимо будет правильно ее продолжить.

  • Делать аккуратно, добротно.

У халатности три брата: авось, небось … (да как-нибудь.)

Лучше сидеть сложа руки, чем делать … (спустя рукава.)

Большая работа требует … (большой заботы.)

  • Иметь навык.

Побеждают не числом, а уменьем… (и умом.)

Не то молодец, кто нашел себе дело, а тот молодец, … (кто исполняет умело.)

Умелый тоже ошибается, да … (скоро поправляется.)

У кого сноровка, тот и … (работает ловко.)

Человек без умения – … (недоразумение.)

  • Ценить мастера.

Кто ладно строит, тот… (дорого стоит.)

Мастером нельзя родиться, мастерству… (надо учиться.)

Мастерские руки – от… (доброй науки.)

Передовиком каждый может стать, кто… (науку в дело приложит.)

Работай руками и головой… (- будешь передовой.)

5 тур “Разрезалки”

Для решения этой графической головоломки нужно обладать сочетанием логики и хорошей геометрической интуиции, не лишней будет и удача.

На рисунке слева - фигура, составленная из горизонтальных, вертикальных и диагональных отрезков. (рисунок11)

Задание состоит в том, чтобы разрезать ее одним разрезом на две равные (по размерам и форме) части. Как правило, это можно сделать единственным образом. Вам осталось только догадаться, как. (Ответ к заданию на рисунке 12)

рисунок 11 рисунок 12

6 тур “Загадочное животное”

Следующее задание будет по-настоящему творческим. Каждой команде выдается словесное описание образа диковинного животного, используя наборы геометрических тел, создайте его модель.

“В зоопарк привезли новое животное. Вот как оно выглядит: туловище - цилиндр, на вершине которого голова в виде правильной треугольной призмы: на ее гранях - два шарообразных глаза. У него также два конических рога, уши - полуовальные пластины, ноги - высокие параллелепипеды, уши – треугольные пирамиды”.

Игра со зрителями № 2

Зрителям предлагается расположить геометрические фигуры, составляющие треугольник (рисунок 13) таким образом, чтобы фигура стала целостной (без пустого места) (рисунок 14).

рисунок 13 рисунок 14

7 тур “Финальный”

Выполните моделирование формы по техническому рисунку с недостающими на нем линиями. Закончите технический рисунок. (рисунок 15)

рисунок 15

Жюри подводит итоги и объявляет победителя. Председатель жюри отмечает самых активных и эрудированных участников команд и болельщиков. Награждение команд.