"День космонавтики". Урок по предмету "Окружающий мир" по программе Н.Ф. Виноградовой "Начальная школа XXI века", 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Задача урока: создать благоприятные условия для ознакомления детей с праздником “День космонавтики”.

Цели урока:

  1. организовать деятельность учащихся для ознакомления с весенним календарным праздником 12 апреля - “День космонавтики”;
  2. содействовать развитию устной речи, мышления и воображения, содействовать развитию фантазии и навыка рисования по заданию; содействовать формированию коммуникативной и интеллектуальной культуры первоклассников;
  3. воспитывать интерес к урокам окружающего мира, дисциплину и взаимоуважение, воспитывать чувство патриотизма и любовь к родной природе, содействовать формированию экологического воспитания;
  4. организовать деятельность по формированию и коррекции устной речи учащихся.

Оборудование: энциклопедия “Я космонавт”, мультимедийный плеер.

ХОД УРОКА

1. Оргмомент.

Прозвенел и смолк звонок
Всех собрал нас на урок.
Все у парты ровно встали,
Улыбнулись, подравнялись,
Тихо сели за свой стол
Начинаем разговор!

  • Проверка организованности рабочего места учащихся
  • Постановка целей и задачи урока
  • Настрой на работу

2. Проверка домашнего задания.

- А сейчас мы с вами будем играть в очень интересную игру, она называется “Слушай внимательно и отвечай правильно”. Правила игры таковы: вам необходимо очень внимательно выслушать мой вопрос и ответить на него правильно, при этом подняв руку. За правильный ответ и не нарушение правил вы будете получать жетон. У кого их будет больше, тот станет “знатоком природы”, и получит приз.

- Ребята, а давайте с вами посмотрим в окно.

- Какое время года наступило? (весна)

- А что же изменилось с приходом весны в неживой природе?

- Как стало светить солнце? (ярче)

- Какое стало небо? (голубое)

- Что произошло со снегом? (растаял)

- Увеличился ли день по сравнению с зимним днем? (да)

- Что произошло с температурой воздуха? (стала выше 0)

- Какие весной выпадают осадки? (дождь, снег с дождем)

- А что же произошло в живой природе?

- А что происходит с природой во время весны? (природа оживает, просыпается)

- А теперь первый ряд подумает, и расскажет нам, как же изменилась жизнь животных с приходом весны? Обратите внимание, что самое главное в жизни животных весной? (появление детёнышей)

- Второй ряд расскажет нам о жизни птиц с приходом весны?

- А третий ряд о жизни насекомых с приходом весны?

- Ребята, а что же происходит с растениями и деревьями с приходом весны?

- Вопросы мои закончились, а теперь посчитайте, у кого больше всего жетонов, тот и становиться “знатоком природы”. Знатоку природы вручается корона “ЗНАТОК ПРИРОДЫ”.

3. Изучение нового материала.

- Ребята, а какой сейчас месяц? (апрель)

- А какой апрельский праздник близится? Вы не знаете? Тогда я вам подскажу.

(слайд № 1) Приложение 1.

- 12 апреля 1961 год – в этот день впервые в космосе побывал человек - Юрий Алексеевич Гагарин, и поэтому весной наша страна отмечает ещё один праздник – ДЕНЬ КОСМОНАВТИКИ!

- Давайте хором прочтем дату праздника, она написана на доске.

- Ребята, наш урок очень необычный, сегодня мы тоже побываем в космосе. Но для начала нам необходимо знать, кто же такой космонавт? Как вы думаете? (человек, который работает в космосе) Как вы думаете, каждый ли может стать космонавтом? А каким должен быть настоящий космонавт? Что должен уметь настоящий космонавт? Какая должна быть дисциплина?

- Ребята, не каждый человек может стать космонавтом. У настоящего космонавта должно быть крепкое здоровье, а самое главное он должен быть выносливым, ведь прежде чем полететь в космос нужно пройти очень сложные тренировки. А так же в космосе космонавты находятся в невесомости, а это выдержать сможет не каждый, это очень тяжело. Он должен быть внимательным, выполнять все правильно, много знать, хорошо учиться, читать много о космосе, тренировать память.

- А вот что бы отправиться в путешествие вы должны подчиняться всем выше перечисленным правилам “Настоящего космонавта”, а самое главное вы должны быть внимательными! А сейчас мы с вами немножко отдохнем, отдых нам необходим для дальнейшего путешествия. Повторяйте за мной.

4. Физминутка. (учитель включает космическую музыку)

Давайте послушаем музыку и представим, что мы летим в космическое пространство, вокруг нас проносятся звёзды и галактики. (дети имитируют движения полёта)

- А что бы отправиться в космос нам нужна, а вот что нам нужно мы с вами узнаем, отгадав ребус. (слайд №2)

Правильно, для начала нам нужна ракета. И сейчас каждый из вас нарисует свою ракету, а потом мы выберем самую красивую и надёжную, и отправимся на ней в космос на другую планету.

(музыкальное сопровождение)

- Молодцы, ребята! Вы все очень хорошо потрудились, и все ваши ракеты отправятся в космос.

- Мы с вами знаем, на чем летим в космос, экипаж, это мы с вами, собран, но прежде нам необходима небольшая тренировка, для того, чтобы в космосе чувствовать себя комфортно, посмотрите, на этих иллюстрациях изображены настоящие тренировки космонавтов.

- А теперь и нам с вами предстоит набольшая тренировка. Встаньте все из-за парт, и повторяйте за мной.

5. Физминутка.

Топай Мишка, топай Мишка,
Приседай со мной братишка,
Наклоняйся вправо, влево,
Посмотри на потолок,
Сядь тихонечко за парту,
Мы продолжим наш урок.

- А теперь нам осталось узнать, как же будем питаться в космосе, и что нам придется одевать. (слайд №3)

- Космонавт не должен теряться в сложной обстановке и всегда должен быть готовым выйти и сориентироваться в любой аварийной ситуации. Одежда, которую одевает космонавт, называется – скафандр. Он спасает и защищает от пожара и различных повреждений. Конечно, в нем не очень удобно, он стесняет движения, но это безопасно. Скафандр имеет свою систему подачи воздуха. Если к нему подключить автономную систему дыхания, то человек может выходить в открытый космос. Эта система находится в ранце. Надевают его за спину, как и ваши портфели, только весит такой ранец около сорока килограммов. Но при невесомости этот вес совсем не ощущается.

В космосе нет воздуха, там очень низкое давление, и космонавтам надо знать, как работать в скафандре при этих условиях. На земле разряженный воздух можно создать в барокамерах - это устройство в виде громадного цилиндра, из которого выкачивают воздух и создают давление, как на высоте 60 километров. Работать на этой высоте также опасно, как и в космосе.

За одни земные сутки в космосе проходит 16 космических суток со сменой дня и ночи, т.е. за одни земные сутки солнце в космосе восходит и заходит 16 раз! Ночь в космосе длиться 45 минут! (слайд №4)

- Ребята, в космосе надо уметь и правильно кушать! Ведь там же невесомость. Если будешь жевать, не закрывая рта, или разговаривать при этом, то крошки хлеба, каша сразу же вылетят у тебя изо рта, и будут плавать прямо перед твоим носом. Если какая-нибудь крошка, летая в невесомости, попадает в дыхательное горло, может произойти беда.

- Вот и всё, мы с вами полностью готовы к полёту! Все уже заняли свои места, сели ровно, руки положили на парту, закрыли глаза, приготовились к полету, (звучит космическая музыка), 5-4-3-2-1-0 впуск!

- Откройте глаза, оглянитесь вокруг, представьте, мы с вами на другой планете. (слайд №5)

Она безжизненна, нам необходимо зародить здесь жизнь. А что же мы для этого сделаем? Самое главное нам нужен…? (воздух). А что же ещё…? (вода, плодородная почва, фруктовые сады, леса, поля…). А зачем сеять рожь, пшеницу? А нужны ли нам животные и птицы, насекомые?

А самое главное наша планета будет чистой. Поэтому мы и назовем её Чистота.

- Вот и все, наше путешествие подошло к концу, нам пора возвращаться.

(звучит космическая музыка) (слайд №6)

- Теперь мы с вами на нашей планете, планете Земля, мы должны содержать ее в чистоте. Мы все друг другу нужны в этом мире, без животных, птиц, насекомых, леса и пруда нам не обойтись никогда!

Все-все, все на свете друг другу нужны,
И мошки не меньше нужны, чем слоны.
Нельзя обойтись и без чудищ нелепых,
И даже без хищников злых и свирепых.
Нужны все на свете, нужны все подряд,
Кто делает мед, и кто делает яд.
Плохие дела у кошки без мышки,
У мышки без кошки не лучше делишки.
Да! Если мы с кем-то не очень дружны,
Мы все-таки очень друг другу нужны.
А если нам кто-нибудь лишним покажется,
То это, конечно, ошибкой окажется.
Все-все, все на свете друг другу нужны,
И это вы, дети, запомнить должны!

6. Итог урока.

- Ребята, вот и подошло наше путешествие к концу! Вы все сегодня очень хорошо поработали!

- Давайте вспомним, какой весенний праздник к нам близится?

- А как звали человека, который первым побывал в космосе?

- Что вы еще запомнили из нашего путешествия?

- Что вам больше всего понравилось?

- Ребята, теперь мы с вами знаем, каким должен быть настоящий космонавт, что он должен знать. Мы знаем, на чем летают в космос, что особенное там одевают, чем и как питаются. Мы с вами прошли подготовительную тренировку, побывали в космосе и создали Чистую планету. Теперь мы знаем, что всё живое взаимосвязано и всё нуждается во всем, и ничего мы не можем вычеркнуть, мы не имеем право, что-то погубить, все на планете должно жить! Мы должны всё охранять и оберегать! А самое главное всё содержать в чистоте!

- Если вам понравилось путешествовать, возьмите красную ракету у вас на парте и прикрепите её на плакат. На этом плакате я уже прикрепила свою ракету, потому что мне очень понравилось путешествовать с вами.

- Урок окончен!