Урок внеклассного чтения в 6-м классе "Сравнительный анализ стихотворения С.Есенина и рассказа А.Платонова «Корова»"

Разделы: Литература

Класс: 6


Цели урока:

1. обучающая: обучить навыкам сравнительного анализа, выразительному чтению стихов;

2. развивающая: умение делать выводы, обобщать, развитие устной и письменной речи;

3. воспитательная: на примере произведений писателя и поэта 19 века воспитать чувство жалости к животным, бережное отношение к природе.

Наглядность: портреты поэта и писателя, тексты.

Ход урока

Слово учителя: ребята, на уроке литературы, мы прочитали с вами рассказ А.Платонова “Корова”, дома вы должны были найти и прочитать стихотворение с таким же названием, написанное поэтом XIX века С. Есениным. Нам предстоит сегодня сравнить произведения разных авторов и жанров, но названные одинаково. Что же в них сходное и различное, попробуем выяснить. Приготовили тексты, ручки, тетради, карандаши. Запишем в тетради тему урока и разделим лист на две колонки. Озаглавим “сходное” и “различное”.

Беседа по тексту.

- Как называются произведения? (Оба произведения названы “Корова”).

- О чём эти произведения? (О корове, которая потеряла сына).

- Как описываются животные в произведениях? Что объединяет эти описания? (У А. Платонова: “худое тело…рога, лоб, добрые тёплые глаза; у С. Есенина: “Дряхлая, выпали зубы, свиток годов на рогах”).

- О чём думают коровы? Как авторы очеловечивают образы животных? (У С. Есенина: “Думает грустную думу о белоногом телке; у А. Платонова: “корова, тоскующая о своём сыне”. У обоих авторов коровы сравниваются с матерями, а их телята – с сыновьями.)

- Почему грусть – основное настроение животных? (У С. Есенина: “грустная дума”; у А. Платонова : корова грустная, печальная, тоскующая. Тоскуют и грустят, т.к. их телят должны повести на убой.)

- Какое время года изображено в произведениях? Почему пейзаж помогает выразить чувства и переживания героинь? (Осень - время печали, грусти; осенняя пора усиливает грусть и такое настроение. У А. Платонова: “…отрожавшие и отшумевшие поля за лето”; у С. Есенина: “скоро на гречневой свее”).

- Что ожидает коров? (Их ожидает гибель: одну поведут на убой, а другая сама попадёт под поезд).

- Как относятся к животным в произведениях? (У С. Есенина: “Бил её выгонщик грубый”; у А.Платонова: “Берегли, любили, без коровы плохо, ухаживали).

- Где подробнее описано переживание коровы? Почему? (У А. Платонова описанию переживаний коровы отведено больше места (ученики находят в тексте и читают отрывок), т.к. жанр произведения (рассказ) позволяет более подробное описание.

- Почему телёнок не с коровой? (У С. Есенина – повели на убой; у А. Платонова- подавился).

- Как автор показывает, что ожидает коров?(У С. Есенина: “…свяжут петлю на шее и поведут на убой”, у А. Платонова: от переживаний попадёт под поезд).

- Чему учат произведения? (С. Есенин рассказывает о горькой судьбе коровы, автор призывает читателя быть добрее к животным, любить их и не обижать. А. Платонов своим произведением доказывает, что животные тоже любят своих детей, переживают их гибель, и людям надо к ним добрее относиться.

Слово учителя.

- Проверим записи. Прочитаем, что у нас получилось.

Сходное. Различное.
1. Одинаковые названия.

2. Тема произведений.

3. Одинаковые “портретные” описания животных.

4. Авторы очеловечивают животных.

5. Основное настроение- грусть.

6. Время года- осень.

7. Жизненный итог-гибель героинь.

8. Главная мысль произведений.

1. Разное отношение к животным.

2. Произведения разные по роду и жанру: рассказ и стихотворение.

3. Разные причины гибели животных.

Выводы по уроку: Сегодня на уроке мы увидели, что у разных по жанру произведений разных авторов гораздо больше сходного, чем различного.

Домашнее задание: Напишите сочинение на тему: “Чему научили меня произведения А. Платонова и С.Есенина?”