"Вечный спутник" (философская лирика Ф.И. Тютчева)

Разделы: Литература


Цели:

  1. Познакомить учащихся с поэзией Тютчева-философа.
  2. Обратить внимание на современность и будущность тем его лирики (вечный спутник);
  3. Раскрыть Тютчева как поэта во взаимоотношениях с природой, чувствами, душой, в отношениях его с Россией.

Оборудование:

  • Книги. Стихи. Тютчева.
  • Портреты, иллюстрации.
  • Слайды.

Ход урока

К поэзии Федора Ивановича Тютчева были в разной, но весьма высокой степени внимательны Жуковский и Пушкин, Вяземский и Аксаковы, Некрасов и Фет, Тургенев, Лев Толстой и Фёдор Достоевский, Владимир Соловьев и Максим Горький.

Вместе с тем и при жизни поэта, и после его смерти некоторые критики и историки литературы конца XIX и начала XX века видели в Тютчеве создателя усладительных песнопений, представителя “чистого искусства”, автора без будущего, интересного разве только для рьяных эстетов.

Прошли годы и десятилетия, и имя Ф.И. Тютчева упоминается в первом ряду великих русских поэтов. Можно с уверенностью утверждать, что Тютчев в большей степени поэт нашего XX века, чем его собственного XIX.Более того, пытаясь сегодня показать очарование поэзии Тютчева, глубину содержания, мы можем сказать, что этот поэт шагнет и в XXI век. Да, он вечный спутник бытия.

Почему?

Беспокойство за судьбу планеты, тревога по поводу того, что возобладают силы зла и человечество ждет гибель, эти беспокойство и тревога - наиболее устойчивые состояния души поэта.

Он кожей ощущал хаос и мечтал о гармонии, он одним из первых в мировой поэзии предугадал катастрофичность цивилизации. Он всем существом почуял, что мы, земляне, “плывем, пылающею бездной со всех сторон окружены”. Мы прочитаем у него и о космосе души, о таинствах природы и человека, о необыкновенном, божественном чувстве-любви.

С первого взгляда Тютчев прост и доступен. Но всю жизнь читаешь и всю жизнь открываешь в нем новые глубины и высоты. Поэтический мир Тютчева многомерен. Он противостоит плоскостному восприятию вселенной. Это мир Коперника, Кеплера, Эйнштейна.

За полвека с лишним Тютчевым написано всего около четырехсот стихотворений, но еще Фет читал на сборнике стихов поэта:

Муза, правду соблюдая,
Глядит, а на весах у ней
Вот эта книжка небольшая
Томов немногих тяжелей.

(В руках – томик стихов Ф.И. Тютчева)

Да, стихов немного, но, как тонко оценил первый биограф Тютчева И.С. Аксаков, велико их философское содержание, ибо: Для Тютчева жить – значило мыслить”, а размышляя, он пришел к выводу: “Все во мне – и я во всем…”.

Но откуда в этом человеке столько глубины, цельности, величия души?

Когда мы говорим о Пушкине – мы вспоминаем Михайловское, о Лермонтове-Тарханы, о Тургеневе - Спасское-Лутовиново, о Льве Толстом – Ясную Полину и т.д. Тютчев же – это село Овстуг Орловской губернии Брянского уезда – родовое имение Тютчевых (родился 23 ноября 1803 г)., т.е. это особая усадебная среда, дающая ощущение внутренней свободы, самопознания и самораскрытия; это особая культура, идущая от духовной связи с природой, с народной средой, почему поэт и смог сказать позднее “Эти бедные селенья…”

Домашнее воспитание: Рядом всегда были 3 человека, оказавшие влияние на умственное развитие будущего поэта: мать, Екатерина Львовна, дядька Н.А. Хлопов, отпущенный на волю крепостной, и молодой поэт переводчик Семен Егорович Раич (Амфитеатров) – домашний учитель.

“Необыкновенные дарования и страсть к просвещению милого воспитанника изумляли и утешали меня; года через три он уже был не учеником, а товарищем моим, - так быстро развивался его любознательный и восприимчивый ум”, - писал позднее Раич. В свою очередь, и учитель, как свидетельствует Аксаков, “был человек в высшей степени оригинальный, бескорыстный, чистый, вечной пребывавший в мире идиллических мечтаний”.

Затем Москва (1819 г.), словесное отделение университета, по окончании которого в 1822 г. Тютчев был прикомандирован к государственной коллегии иностранных дел. 22 года провел он вдали от Родины, больше всего в Мюнхене. А Германия того периода – это удивительный мир идеалистической философии. Позднее, помните, герой “Онегина” Ленский:

Он из Германии туманной
Привез учености плоды…

Увлечен был немецкий философией и Тургенев.

Вот и Тютчев познакомился здесь с философом Шеллингом, подружился с Генрихом Гейне (1828 г.) Именно философия Шеллинга отвечала на многие вопросы, волновавшие юношество тех лет: познаваемость мира, смысл жизни, бытия. Но, выходя из периода ученичества, Тютчев не остается простым последовательным идей Шеллинга. В нем была сильная русская духовная закваска, и это проявилось в первых его стихах, где идеалистически-философское восприятия мира обретает точную и образную художественную форму. Поэзия становится для Тютчева формой выражения духовного бытия.

При этом не надо забывать, что Тютчев всегда служил. Главным образом, - это дипломатическое поприще. Свои обязанности выполняет легко, но без усердия, не выслуживаясь.

Воспитанный в определенной среде, он оставался светским человеком: бывал на приемах и балах, в театрах и прочие, но, как писал Пушкин, до, поры:

Пока не требует поэта
К священной жертве Аполлон
В заботах суетного света
Он малодушно погружен;
Молчит его святая лира;
Душа вкушает хладный сон,
И меж детей ничтожных мира,
Быть может, всех ничтожней он.
Он лишь божественный глагол
До слуха чуткого коснется,
Душа поэта встрепенется…

(“Поэт”, т.2, стр.110).

Вот этот высокий душевный трепет мы чувствуем во всей лирике Тютчева, о чем бы он ни писал: о России, о природе, о любви.

Может быть, больше всего в его поэтическом восприятии природы.

Тютчев и природа.

С сердечной любовью к родной природе, с чутким вниманием, умной печалью, напоминающей Чехова и Левитана, пишет Тютчев стихи об осени и зиме, о весне и лете, о грозах и звездах…

Принято считать, что природа – это фон стихов Тютчева, место действия, пейзаж. В действительности для него природа - это второе имя жизни, это все (помните: “Все во мне-и я во всем”).

Природа – некий мир, необъятный мир, в котором растворяется и другой необъятный мир – души человеческой.

Все стихотворения Тютчева – о природе, в таком широком понимании слова.

Но важно еще и то, что в стихах Тютчева о природе нетрудно уловить глубокое чувство родного русского пейзажа.

Есть и еще одна черта в тютчевских стихах о природе. Поэт не только отдавался очарованию мгновения. Ему хотелось охватить природу в целом, объять ее – чувством и мыслью. Такой взгляд на природу хочется назвать мудрым, потому что поэт не питал иллюзий, будто природа им познана. Мудрым потому, что он напряженно и тревожно всматривался в нее и задавал ей вопросы:

I. Это сказано устами уже старого человека, который умел сливаться с природой и одушевлять ее. Природа – сфинкс. И тем она верней
Своим искусом губит человека
Что, может статься, никакой от века
Загадки нет и не было у ней.

II. Это духовный бунт человека.

Тютчев ничего не решает, никому не советует, никого не напутствует. Он оставляет более полное и целостное решение загадки будущим поколениям. Это и делает его поэзию вечной.

Состояние души поэта и природы всегда совпадают. А если мы говорим о том, чем жила и что чувствовала эта душа, то мы всегда говорим о любви.

Любовная лирика Тютчева занимает особое место. Здесь особая страсть и целомудрие, свет, прозрачность и трагизм. Это чувство для Тютчева – самое прекрасное, божественное: “О Господи, дай жгучего страданья…”, т.к. нет ничего ужаснее, чем мертвая душа. Даже страдание для души благодатнее, чем равнодушие, забвение. Потом мы услышим эти мотивы и у Заболоцкого (“Душа обязана трудиться”). Три ключевые любовные истории были в жизни Тютчева, да будь они благословенны, ибо дали миру удивительные поэтические шедевры лирики.

Первая любовь к 14-летней Амалии Лерхенфельд, зажегшей в душе 19-летнего Тютчева чистое и восторженное чувство. Через десятилетия отозвавшуюся стихотворением:

Я помню время золотое,
Я помню сердцу милый край.

А еще через несколько лет встреча с ней – уже Крюденер Адлерберг и

Я встретил вас – и все былое
В отжившем сердце ожило…

Первая его жена – графиня Элеонора Ботмер. Ей посвящено стихотворение “Еще томлюсь тоской желаний…”

Другая дама его сердца – Эрвестина Пфеффель-Дернберг. Он подарил ей 12 лет счастливой жизни.

Но совершенно необыкновенным был его роман с юной Еленой Александровной Денисьевой. История ее великой и трагической любви к Тютчеву вся перелилась в стихи: от “Предопределении” до “Весь день она молчала в забытьи”.

В канун первой годовщины смерти Е.А. Денисьевой Тютчев пишет стихи, поражающие простотой и непосредственностью выражения безмерной печали: “Вот бреду я вдоль большой дороги…”.

Однако Тютчев всегда говорил: “Я более всего любил в мире: Отечество и поэзию…”

Огромное место в его творчестве занимает Россия, ее народ, его душа, ее настоящее и будущее.

Мы начнем со строчек, которые всегда всплывают в памяти, когда мы говорим о России:

Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить:
У ней особенная стать -
В Россию можно только верить.

Давайте и мы поразмышляем о том, почему Тютчев, европейски образованный человек, был убежден в том, что Разум бессилен что-либо объяснить и понять, если речь идет о России? Почему в нее можно только верить?

Эти стихи о будущем России, но давайте посмотрим другие его строки, где Тютчев говорит о своем веке, да разве мы не можем сказать его же словами, что это и наш век? В этих строках для него снова Вера и Россия неразъединимы.

Стихотворение “Наш век”.

Как вы поняли: что такое “растление духа” (безверие, сомнение, мнимое господство разума)?

Возникает тогда другой вопрос: А можно ли человеку жить без веры?

А если нет, то почему Тютчев говорит о своем поколении, которое “жаждет веры” -“но о ней не просит”. Как это?

Дискуссия.

Итог. Трагедия России начинается тогда, когда начинается утрата веры (“растление духа”). У Тютчева это попытки найти ответ. Может быть, вы тоже бесконечно будете искать этот ответ, над которым так мучался, всегда сомневался поэт. Но был уверен в одном - спасет Россию – вера.

Глубоким сочувствием к людям согрето стихотворение “Слезы людские”.

Поэт не раз признается своим близким, что его неотвязно преследуют ощущения “внутренней тревоги” и “чувство тоски и ужаса”.

Время – пространство – смерть - равно могущественные и враждебные человеку силы в глазах Тютчева. Именно они заставляют его “такой болезненной живостью и настойчивостью” испытывать “сознание непрочности и хрупкости всего в жизни”.

Стихотворение “Брат, сколько лет сопутствовавший мне…”

И в то же время поэт восклицал:

Счастлив, кто посетил сей мир
В его минуты роковые!
Его призвали всеблагие
Как собеседника на мир.
Он их высоких зрелищ зритель.

“Роковые минуты” истории - переломные, революционные, те в которые и мы с вами живем.

Поэт, сердцу которого дано было так глубоко высказать себя, высказать так, чтобы другой понял его, понял, чем оно живет, ставил недоуменные вопросы. Ставил в растерянности и неверии, что это возможно: высказать себя и быть понятым. “Мысль изреченная есть ложь” - горестный афоризм, обобщающий поэтовы вопросы и выводящий их на новый уровень. Не высказать. Не понять. Почему? Да потому, что чувство, мысль, переживание не до конца выразятся в слове. Душа останется неизреченной. Но коль скоро она хочет высказаться, она обречена на ложь. И это говорит поэт, которому природой и культурой дано всевластие над словом. Поэт говорит, что между душой и словом вечно останется некий зазор, они с трудом накладываются друг на друга. И он, Тютчев, боялся лжи. Прибегал к слову только тогда, когда “не мог молчать”.

А что думаете вы?

Задание на дом.

Какое стихотворение Тютчева вас привлекло, показалось созвучным вашему настроению? На какие размышления оно вас направило? Напишите.

Творческое:

а) Сделать обложку к томику стихов Тютчева.

б) выписать ставшие афоризмами строчки Тютчева.

Приложение