Из опыта работы по системе Л.В. Занкова

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа


1. На доске:

Котята за капустой ходили в огород. Там у капустных грядок им повстречался крот.

Прочтите.

Почему я выделила некоторые слова?

Сколько групп слов я нашла?

Сегодня на уроке мы продолжим работу над грамотным безошибочным письмом.

Запишите по памяти слова с безударной гласной в корне, проверяемой ударением.

(Котята, ходили, повстречался.)

- Выделите “лишнее”, объясните.

2. На чистописании мы будем писать буквы, которые вы отыщите их в предложениях и назовете сами:

Согласные в существительных ед. числа, которые находятся в слабой позиции (д, т).

Следующая буква спряталась в глаголе, у которого основа состоит из корня и суффиксов и обозначает непарный мягкий согласный звук. (л)

д т л т д л л т д

3. Я считаю, что все эти буквы могут быть в словах орфограммами. Докажите, так ли это.

Прожить жизнь без ошибок нельзя, даже на солнце есть пятна

- А сможем ли мы записать эту пословицу без ошибок?

Чтобы грамотно записать эту пословицу нужно выполнить еще одну интересную работу.

4. Отгадайте слово: (ребус) сирень

- Все лето цветут эти цветы, созревшие семена собраны в легкий пушистый шарик. Дунешь на шарик, полетят в воздух летучие семена. Одуванчик.

- О каком цветке написал С.Маршак:

Чернеет лес, теплом разбуженный,
Весенней сыростью объят.
А уж на веточках жемчужины
От ветра каждого дрожат.
Природой бережно спеленутый,
Завернутый в зеленый лист… Ландыш

- Легенда гласит, что этот юноша был так влюблен в себя, что не мог отвести взор от своего отражения. За это боги превратили его в цветок. Нарцисс

- Назовите одним словом все записанные слова. Цветы

- Это слово переводится как звезда. астра

5. - Я зашифровала слово, попробуйте догадаться (по начальным буквам)

- Какое слово получилось? (солнца)

- Видите ли в нем орфограмму?

Можно ли ее проверить? Я могу: поставлю слово в начальную форму: солнце. (дети возражают и доказывают, что данное слово не является проверочным)

Подберите слова, чтобы согласная слышалась четко.

Солнца, солнце, солнышко, солнечно.

6. Под диктовку Худо лето, когда солнца нету. Подчеркнуть орфограмму. Найдите слово с похожей орфограммой во втором предложении (см. пункт 1), запишите его.

Капустных - капуста.

7. Чем хорошо лето? Правда здорово, что летом много цветов? А вы знаете, что цветы способны слышать музыку?

Запишите: (под диктовку) Цветы ощущают разницу между веселой и грустной музыкой. Проверьте (предложение записано на доске)

- Какую работу можете предложить с предложением?

Подчеркнуть основу, указать части речи.

8. Можете ли вы сформулировать, над какой темой мы начали с вами работу?

9. Работа по учебнику. Упр 227 (учебник А. В. Поляковой 3 кл.)

10. Вывод правила.

11. Записать прилагательное с данными существительными

Поздний (час, время, весна)

Какая часть слова изменяется при изменении прилагательного? Можно ли сказать, что мы образовывали новые слова? Образуйте однокоренные слова.

Опоздать, запаздывает, поздно.

- Какое из слов является проверочным?

12. Наш урок подходит к концу. Я хочу предложить вам следующее высказывание:

Прожить жизнь без ошибок нельзя, даже на солнце есть пятна. Это жизнь, а научиться писать без ошибок, думаю, в наших силах. Для этого нужно научиться видеть прекрасное в обыкновенном - вот несомненный признак мудрости.

Разработка нестандартного урока обобщения знаний в первом классе

Тема: Праздник Знаний

Цели: Обобщение знаний учащихся за I полугодие 1 класса. Развитие интереса к учению, формирование положительной мотивации учебной деятельности. Воспитание культуры умственного труда, формирование навыков коллективной работы.

Форма проведения: Игра-соревнование.

Оборудование:

  1. Фонарики из красной и синей бумаги.
  2. Рисунки елочек. 3. Рисунки-эмблемы команд (снежинка, снеговик)
  3. Трафареты с изображением животных
  4. Таблица с геометрическими фигурами.
  5. Конфета-сюрприз.

Оформление доски:

Праздник Знаний

Г   Е   П   С   Т   Ф   Е   З   А   В     Б В

Пусть Новый год, который вы встречаете,
Счастливым годом в вашу жизнь войдет,
И все хорошее, о чем мечтается,
Пусть сбудется и обязательно придет!

2. Распределение детей по командам.

Дети делятся на две команды:

Снежинки (команда девочек), Снеговики (команда мальчиков).

Учитель:

- У каждой команды должно быть свое название. Название команды - это отгадка загадки, которую я вам прочитаю.

Слушает команда девочек:

Белая звездочка с неба упала,
Мне на ладошку легла - и пропала. (Снежинка)

Слушает команда мальчиков (доскажи словеччко):

Круг похож на снежный ком,
Станет он ... (снеговиком).

Разделились на 2 команды.

- Итак, команда девочек “Снежинки”, а команда мальчиков “Снеговики”.

Прикалывают эмблемы.

- Какой самый веселый, зимний, волшебный праздник? (Новый год) Какую песню поют ребята у новогодней елки? (“В лесу родилась елочка...”) А вы знаете, как и почему родилась эта традиция украшать именно елку под Новый год? Обычай этот сложился недавно, хотя и имеет глубокие корни. Древние земледельцы верили, что вечнозеленые деревья оказывают благотворное влияние на урожай. У них-то и зародился обычай приносить в дом еловые ветки, украшать их. У нас в классе тоже есть елочки (открываем доску с изображением елочек), которые мы будем украшать. Для того, чтобы елочки были праздничными и нарядными, нам понадобятся все знания, смекалка, умения, которые вы получили за полгода учебы в школе. Что нам понадобится еще?

Г   Е   П   С   Т   Ф   Е   З   А   В     Б В

(Дружба)

- Об этом могут сказать те, кто хорошо знает алфавит. Впишите следующую по алфавиту букву. Составьте слово из этих букв. Какое слово получилось?

Все:

- Дружба.

З. Игра.

I. Интеллектуальная разминка.

1) Отгадывание загадок.

“Снежинки”
Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки.
Радость детям подарила
И на санках прокатила. (Зима)

“Снеговики”
Серебристой бахромой
На ветках висит зимой
И весною на весу
Превращается в росу. (Иней)

2) Закончи предложения.

“Снежинки”: Декабрь год кончает, а зиму... (начинает)

“Снеговики”: Январь - году начало, а зиме... (середина)

II. Проведение игры “Истинно - Ложно”.

На доске плакат:

- Дайте оценку высказываниям (истинное, ложное)

1. Все фигуры на чертеже - круги.

2. Некоторые фигуры на чертеже - круги.

3. Ни одна фигура на чертеже не является кругом.

4. Все фигуры на чертеже - многоугольники.

5. Ни одна фигура на чертеже не является многоугольником.

6. Некоторые фигуры на чертеже - треугольники.

7. На чертеже нет ни одной фигуры, которая являлась бы многоугольником.

III. Конкурс команд.

Учитель:

- Скоро у нас праздник - Новый год. В этот день мы дарим и получаем подарки. Самый первый подарок на Новый год мы с вами сегодня получим - это паровоз из леса со зверюшками. Дед Мороз попросил их поприсутствовать на нашем празднике (открываю паровозик со зверями). Эти звери необычные - они приехали из волшебного леса и привезли с собой задания. Выполним? Кто активнее всех будет работать и давать правильные ответы, тому предоставляется право повесить на елку фонарик (“Снеговики” украшают свою елку красными фонариками, “Снежинки” - голубыми).

Ребенок подходит к паровозу, берет одну зверюшку. Читает. (С обратной стороны написаны задания.

- После выполнения задания зверюшки занимают места у елочек в хороводе.

1) Задание по математике:

“Снежинки”

У трех братьев по одной сестре.

Сколько их всего? (4)

“Снеговики”

Два отца и два сына купили 3 апельсина. Каждый получил по апельсину. Как это случилось? (сын, отец, дедушка)

2) Задание по математике:

  • “Снежинки” На доске: Гладкийледокблеститнасолнышке.
  • “Снеговики” На доске: Лыжникилегкоскользилипоснегу.

Задание: раздели предложение на слова.

3)3адание по грамматике: найди “третье лишнее”, докажи.

“Снежинки”: на доске: Горе, нагорный, гора.

“Снеговики”: на доске: Боль, большой, больница.

4) Ребус:

“Снежинки”          “Снеговики”

           

    (весело)                  (сова)

5) 3адание по математике: На карточках:

“Снежники”

5....2=7

....-1=8

“Снеговики”

3...4=7

...-8=1

7)3адание по естествознанию:

“Снежинки”

- Какой год длится 1 день? (Новый год)

- Кто собирает яблоки спиной? (еж)

“Снеговики”

- 12 братьев друг за другом бродят, друг друга не обходят. (12 месяцев)

- У какого зверя осенью в листопад появляются детеныши? (у зайца)

Почему паук не запутывается в своих сетях?

8) 3адание по этической грамматике:

- В обиходе вежливого человека всегда присутствуют слова, которые мы называем “волшебными”.

“Словарь вежливых слов”

- Растает даже ледяная глыба
От слова теплого. . . (спасибо)

- Зазеленеет старый пень,
Когда услышит. . . (добрый день)

- И во Франции, и в Дании
На прощанье говорят. . . (до свиданья)

- Когда нас бранят за шалости,
Говорим. . . (прости, пожалуйста)

9) 3адание по грамматике:

“Один звук из слова марш!”

“Снежинки”

  • экран — кран
  • склон - слон
  • горсть — гость

“Снеговики”

  • полк — пол
  • тепло — тело
  • краска — каска

4. Подведение итогов.

Выявляются победители.

Учитель:

- Чья елка наряднее? На этом празднике старались обе команды, и поэтому у нас получился такой дружный хоровод у елки. Наш праздник подходит к концу. Вы все старались! Дружно работали. Молодцы! Мы показали свои знания, полученные за полгода. Продолжайте, ребята, шагать по этой удивительной стране знаний. Во всем нужны знания. Знания - основа всему. Книг на свете великое множество - читайте их. Это ключ к знаниям. Успехов вам!

Каждый праздник заканчивается подарками, сюрпризами. Подарки вы получите от Деда Мороза на новогодней елке, а сегодня вас ждет сюрприз. Мне известно, что зверюшки приготовили вам сюрприз. Отгадайте загадку. В отгадке ключ к разгадке.

Есть спина,
А не лежит никогда.
Есть четыре ноги,
А не ходят и три.
Сам всегда стоит,
А всем всегда сидеть велит. (Стул)

- Прочитайте, что написано в таблице:

(С Новым годом!)