Из опыта создания учебных презентаций по химии в среде приложения PowerPoint

Разделы: Химия


Использование приложения Microsoft PowerPoint (кратко PP), стандартной части пакета Microsoft Office, может в значительной мере ускорить работу и повысить эффективность работы учителя. Можно сказать, что ЭВМ с установленным на нем PP, в комбинации с проектором и экраном заменяет практически все, ранее используемые средства представления изображений: диапроектор, кодоскоп, эпидиаскоп.

Очень важно, чтобы на компьютере, который вы используете для демонстрации презентаций (системы слайдов или системы демонстрационных кадров), был установлен (инсталлирован) вариант Microsoft PowerPoint такой же, как тот, с помощью которого вы создавали презентацию или более новый. Например, если на ЭВМ инсталлирован Microsoft PowerPoint пакета Office 2003 (PP 2003), то с его помощью можно демонстрировать презентации, созданные, как в PP 2003, так и в более ранних версиях (PP XP, PP 2000, PP 98, PP 96). Обратная картина невозможна. Нельзя продемонстрировать презентацию, созданную в PP XP, если на ЭВМ установлено более старое приложение, например, PP 98. Приятным нововведением в РР XP является то, что презентацию, созданную в этом приложении, можно сохранить как в формате PP XP, так и форматах более старых приложений.

Слайды и презентации могут быть самыми обычными, а могут быть с элементами анимации. Так, например, уравнение химической реакции можно привести сразу, а можно привести только его фрагмент, содержащий начало уравнения. Остальные элементы уравнения будут появляться по мере объяснения материала учителем. Аналогично, можно привести на слайде готовый рисунок, например, аппарата Киппа, а можно показать в виде мультфильма последовательность его сборки и работы. В слайд можно вставить ссылку на мультфильм или видеофрагмент, которая запускается соответствующей управляющей клавишей, размещенной автором на поле слайда. Сразу отметим, что для того, чтобы демонстрировать видеофрагменты, необходимо, чтобы:

1. Параметры компьютеров, на которых как создается, так и будет показываться презентация, были не ниже следующих: Pentium IV или Celeron 2,4; не менее 256 Мб оперативная память; видеокарта с памятью не менее 128 Мб или не менее 64 Мб, при условии, что видеокарта не интегрированная. При менее мощном компьютере скорость показа видеофрагментов будет слишком мала и эффект от их демонстрации будет негативным. При использовании видеофрагментов, не забывайте, что при их относительно высоком качестве их объем достаточно велик, поэтому на жестком диске должно быть достаточно места. Так, например, видеофрагмент длительностью 25-30 с при низком качестве изображения и звука займет на диске около 4 Мб. Аналогичный видеофрагмент с высоким качеством изображения и звука может занять около 15 Мб. Большим может оказаться и размер презентации (при наличии нескольких видеофрагментов - до нескольких десятков Мб). Поэтому демонстрировать их удобнее с CD- или DVD-дисков.

2. На компьютерах, с помощью которых будет, как создана, так и показана презентация, установлены программы для просмотра видеофрагментов (например, Windows Media Player и набор сodec’ов - помощников-декодировщиков) или инсталлировать их. Один из самых распространённых наборов сodec’ов - K-lite Codeks Park, он свободно (бесплатно) распространяется через Интернет и, к тому же, содержит удобный плейер для посмотра видео. Сайты, на которых можно ознакомиться с различными коллекциями кодеков K-Lite и скачать их, можно найти, например, по адресу: http://nmn.ru/codecs.html.

Одну из удачных бесплатных коллекций аудио и видео кодеков с приложением полезных утилит K-Lite Codec Pack 2.30 FULL можно скачать по адресу http://www.free-codecs.com/download/K_Lite_Codec_Pack.htm. K-Lite Codec Pack разработан для всех пользователей вне зависимости от их уровня знаний в области цифрового видео. При наличии K-Lite Codec Pack 2.30 FULL вы в 99,99% случаев вы просмотрите любой видео файл.

С помощью РР можно показать последовательность фотографий, отражающих реальный лабораторный химический процесс или заводской технологический процесс. В этом случае, необходимо, чтобы на ЭВМ были предварительно установлена (инсталлирована) программа, обеспечивающая запуск и показ слайд-шоу.

РР можно использовать для проведения текущих контрольных работ. В этом случае на экране проектора можно с определенной задержкой во времени представить последовательность тестовых заданий, например, с закрытым выбором. Учащиеся должны лишь заполнить шаблон, отметив правильнее ответы на тестовые задания. Тут же можно устроить самопроверку результатов, представив кадр, содержащий правильные ответы на тестовые задания.

Общие подходы к созданию и оформлению слайда

Так как слайд демонстрируется аудитории с большого расстояния, то шрифты и графические объекты на нём должны быть крупнее, чем для распечатки обычных документов или просмотра с экрана ЭВМ. Размер объектов конкретного слайда зависит от размеров аудитории и числа зрителей.

Шрифты

Во всей презентации используется один и тот же шрифт, С экрана легче читается шрифт Arial, для глаз более привычен Times New Roman или Garamond.

Если в заголовке слайда всего не более трех-четырех слов, можно использовать шрифт вплоть до 54 пунктов; Длинные слова в строке (например, презентации) можно набрать шрифтом 20-24 пункта. По умолчанию РР загружает шрифт заголовка в 44.

Для текста подзаголовков слайда РР по умолчанию загружает шрифт 32 пункта. В классе вполне различимы подзаголовки, набранные шрифтом 20-28 пунктов.

В поле основного текста слайда целесообразно использовать шрифт 18-20 пунктов. Шрифт 14-16 пунктов используется реже. Такой шрифт пригоден лишь для небольших аудиторий.

Стильность слайда

Слайд не должен “рябить”. Число декоративных элементов на нём должно быть сведено к минимуму. Одновременно на слайде желательно иметь лишь один элемент выделения текста - или полужирный (Bold) или подчеркнутый (Underline) или курсив (Italic). Выделение курсивом воспринимается хуже, чем полужирным или подчеркиванием.

Цвет фона и букв

Лучше всего выглядит слайд, на котором текст белого или светлых тонов представлен на тёмном спокойном фоне, например, темно-синем, чёрном, темно-коричневом (терракота и темнее). Однако, если вы используете шрифт белого цвета, не забудьте все графические элементы сделать такого же цвета.

Заготовка первого слайда появляется при запуске РР на экране по умолчанию. Для того, чтобы создать заготовку для второго и последующих слайдов следует просто нажать кнопку Создать слайд на панели 3 Форматирование.

Вставка текста в презентацию

Текст, созданный с использованием других программ, можно вставлять в презентации, а затем применять автоматическое форматирование заголовков и основного текста. Таким образом, можно вставлять документы, созданные в форматах Microsoft Word (DOC), Rich Text Format (RTF), и в формате обычного текста (TXT). Документы в формате HTML можно вставить в презентацию с сохранением структуры заголовка, они будут появляться на экране в текстовом поле.

Следует учитывать, что при вставке из другого приложения текст приобретет формат используемый в презентации, так поменяется тип шрифта его положение и многое другое. Чтобы этого избежать необходимо кликнуть на значок, который появится в конце вставленного текста, и выбрать исходное форматирование

Например, возьмем текст, созданный в редакторе Word:

К небольшим порциям твердых веществ

Na2CO3; NaCl; MgO; NaNO3; CaCO3; NaOH; Fe(OH)3; AgCl; AgNO3; CaO; FeO

добавили воду и опустили электроды прибора для определения электролитической проводимости веществ. В каких случаях лампа загорится? Напишите уравнения диссоциации.

Вставим его в PowerPoint:

Рис. 1 Вставка текста в текстовую рамку и выбор параметра вставки

Заметно, что изменилось начертание шрифта, подстрочные индексы стали обычными и т.д.

Щелкнув кнопку , параметры вставки, и выбрав исходное форматирование, мы получим следующий вид фрагмента слайда:

Рис. 2. Преобразование текста после применения параметра вставки

Как видно некоторые проблемы исчезли, но не все. Их уже придется исправлять вручную.

При вставке объектов, созданных в других приложениях следует также учитывать необходимость согласования цвета букв, линий рисунка, схемы, диаграммы и цвета фона. Неправильно подобранный фон может полностью замаскировать тест и рисунки, может сделать их неразличимыми от фона.

Особенности использования эффектов анимации

В презентации следует использовать ограниченное число элементов анимации и достаточную скорость их применения: “Быстро”. Мелькание анимационных эффектов или, наоборот, слишком медленный показ фрагментов слайда, резко снизит эффективность использования презентации. Так, например, построчное появление текста или части строки следует применять редко. Человек успевает считывать информацию быстрее, чем текст появляется на экране. Такая подача материала оправдана лишь в специальных случаях, например, на этапе введения нового материала проблемным методом, когда учитель, показав на слайде левую часть уравнения, предлагает учащимся самим предсказать вероятные продукты реакции. Правая часть химического уравнения (продукты) показывается тогда, когда учащиеся уже предложили варианты продуктов реакции, в том числе правильный, и их следует поддержать, показав правильное решение проблемы.

Число слайдов в презентации

С методической точки зрения весь урок не целесообразно проектировать как последовательную демонстрацию слайда за слайдом. Несмотря на то, что использование презентации значительно экономит время подачи информации, число слайдов в одной презентации должно быть ограниченным (не более 9-20 в презентации или 1-3слайда в минуту). В противном случае, внимание учащихся быстро начинает падать, и презентация начинает восприниматься ими даже негативно.

В качестве примера в приложениях приведены разработанные нами презентации по теме “Галогены”

Приложение 1: “Элементы подгруппы VIIA”

Приложение 2: “Кислородные кислоты галогенов