Деловая игра на тему: "Личностное самоопределение. Семья и брак. Система семейных отношений и стили семейного воспитания"

Разделы: Школьная психологическая служба, Социальная педагогика


Цель игры: помощь в исследовании и решении семейных психологических проблем, улучшение психического здоровья семьи, а также развитие самосознания с целью само изменения и коррекции поведения личности в семье.

Задачи деловой игры:

  • групповой опыт противодействует отчуждению, помогает решению межличностных проблем
  • группа отражает общество в миниатюре, а семья является социальной (общественной) структурой
  • в группе участники могут идентифицировать себя с другими
  • группа облегчает процессы самораскрытия, само исследования и самопознания

Ход игры

  1. Знакомство
  2. Разминка
  3. Основная часть
  4. Релаксация
  5. Заключение

1. Знакомство:

Цель: Возможность представить себя обществу с такой стороны, которая нравится самой личности.

Каждый присутствующий называет свое имя и одно свое достоинство, например “Меня зовут Марина Николаевна, жизнь в семье является важной частью моей жизни”.

2. Разминка:

Цель: Помочь участникам привыкнуть друг к другу, потренировать внимание и сообразительность.

Все игроки встают в круг, каждый участник группы (начиная с ведущего) по очереди называют числа натурального ряда: один, два… Запрещается называть числа заканчивающиеся на цифру 3 или кратные 3. Если игроку досталось такое число, он должен молча подпрыгнуть и хлопнуть в ладоши. Тот, кто ошибся, выбывает из игры. (Продолжительность игры – 5 минут)

3. Основная часть: “Само презентация”

Ребята делятся на 3 группы. Выбирают лидера. Вытягивают карточки, на которых написано, какой стиль семейного воспитания предполагается для их семьи (группы). Опираясь на системы семейных отношений, изложенных в раздаточном материале (приложение 1), каждая “семья” расписывает в тетради, какие отношения складываются в их семье (время подготовки - 10 минут). Затем каждая “семья” презентует обществу “свои семейные отношения” (5-7 минут для каждой “семьи”)

(приложение 2 – демократический стиль семейного воспитания)

(приложение 3 – авторитарный стиль семейного воспитания)

(приложение 4 – попустительский стиль семейного воспитания)

Пока учащиеся готовятся к само презентации собственной “семьи” я провожу тестирование гостей, присутствующих на открытом уроке, с помощью теста “Супружеских отношений” (приложение 5)

4. Релаксация:

Цель: Обсуждение происшедшего с разных позиций “здесь и сейчас”.

После определения позиции каждой семьи нужно опросить каждого члена коллектива, “Какой стиль семейных отношений более приемлем, а какой нет? Почему?”

Например: Мне более приемлем стиль семейных отношений демократический, так как в таких семьях люди интересуются друг другом. Неприемлем попустительский, так как каждый из членов семьи живет своей жизнью, а другой человек ему безразличен.

5. Заключение:

Игра окончена. Спасибо всем. Вы справились с поставленной задачей. Я уверена, каждый из вас зная стили семейного воспитания выберет тот стиль, который ему более приемлем, а развивая самосознание, откорректирует свои отношения с родителями; в дальнейшем создавая собственную семью, минимизирует конфликтные ситуации и создаст благоприятный психологический климат. Ответы на интересующие Вас вопросы Вы найдете в литературе представленной на стенде, а также на индивидуальной консультации и беседе у школьного психолога