Интегрированный урок по информатике и биологии на тему: "Диаграммы Excel. Развитие жизни на Земле на ранних этапах истории Земли (в архее и протерозое)"

Разделы: Химия, Биология, Информатика


“Мир един, не создан никем из богов и никем из людей, был, есть и будет вечно живым огнем, закономерно воспламеняющимся и закономерно угасающим”.

Гераклит Эфесский

(конец VI - начало V в. до н.э.)

Задачи урока:

  • Обобщить и систематизировать знания по теме диаграммы Excel. Показать возможности дополнения диаграмм другими данными, как можно использовать диаграммы Excel в других науках;
  • Развивать у учащихся интерес к предмету, умение составлять диаграммы по данным и редактировать ее, развивать логическое мышление при работе с электронным учебником, интеллектуальных способностей, уровень восприятия
  • Воспитывать у учащихся отношение к миру и природе, к ее исследованию, формировать бережное отношение при выполнении различных заданий на ВТ.
  • Ознакомить учащихся с геохронологической шкалой исторического развития Земли, проследить изменения состава атмосферы Земли, рассмотреть развитие жизни на ранних этапах истории Земли (архее и протерозое);
  • Развивать навыки работы с электронным учебником, навыки сравнения, умение анализировать;
  • Воспитывать познавательный интерес к предмету, работоспособность и профилактика утомления

Тип урока:

  • биология - урок изучения нового материала
  • информатика – урок обобщения и систематизации знаний

Метод урока: интегрированный урок (биология, информатика), межпредметная связь с химией

Форма проведения урока: классно-урочная, групповая, индивидуальная, парная

Оборудование урока:

  • Windows-98, слайды:
    • пояснения к диктанту и с ответами на диктант,
    • история развития жизни на Земле (геохронологическая таблица),
    • построение диаграмм (мастер диаграмм),
  • Химический состав атмосферы,
    • карточки с заданиями, электронный учебник “Биология 11”, звуковой диктант, графопроектор, телевизор, видеомагнитофон, видеофильм “Прогулки с динозаврами”, макет Динозавра

Ход урока

1. Постановка цели урока

Видеосюжет на экране телевизора “Прогулки с динозаврами”

Вступительное слово учителя. Миллионы лет назад один из уголков космоса потряс мощный взрыв. Огромная старая, отжившая звезда в одно мгновение превратилась в гигантское вращающееся облако, которое разметало в пространстве остатки своего некогда раскаленного тела.
Сотни миллионов лет таинственные силы притяжения снова стягивали простейшие частички этого облака — атомы — в шар. Шар уплотнялся, становился все массивнее. Чудовищное давление в его центре зажгло неугасимый огонь, он охватил весь шар и родилось Солнце. Остатки холодной планеты постепенно сжались в шары поменьше — планеты.

Учитель информатики: Сегодня мы проводим урок необычный совместно биологию и информатику. Тема урока - Диаграммы Excel

На уроке мы обобщим знания по теме диаграммы Excel. Покажем возможности дополнения диаграмм другими данными, как можно использовать диаграммы Excel в других науках.

Учитель биологии: Тема урока по биологии – развитие жизни на Земле

Но прежде чем приступим к изучению новой темы давайте проверим, как вы усвоили предыдущую тему.

II. Работа на повторение

Учитель биологии.

  • Назовите главные направления эволюции органического мира
  • Что такое ароморфоз?
  • Что такое идиоадаптация?
  • Что такое дегенерация?

Предлагаем вам звуковой графический диктант по двум вариантам.

Раздаем листочки для работы, подпишите ваши фамилии и варианты

1 вариант, 2 вариант. Вопросы записывать не надо, только ответы на вопросы: А, И или Д. И так, приступаем.

Диктант записан на фонографе, на графопроекторе показаны

Ароморфоз

Идиоадаптация

Дегенерация

Вопросы диктанта:

I вариант

  1. Возникновение многоклеточности
  2. Образование цепного хвоста (у обезьяны)
  3. Образование у земноводных трехкамерного сердца
  4. Усложнение головного мозга
  5. Утрата густого шерстного покрова (у слонов)
  6. Возникновение теплокровности
  7. Утрата органов кровообращения и пищеварения у бычьего цепня
  8. Появление цветка у покрытосеменных
  9. Возникновение ползучего стебля у земляники
  10. Удлинение шеи у жирафа
(А)
(И)
(А)
(А)
(И)
(А)
(Д)
(А)
(И)
(И)

II вариант

  1. Возникновение хорды
  2. Усложнение головного мозга
  3. Утрата конечностей у китов
  4. Образование хобота у слона
  5. Утрата листьев и превращение их в колючки (у кактуса)
  6. Появление лазящего стебля у винограда и плюща
  7. Переход к внутреннему оплодотворению у позвоночных
  8. Утрата корней, хлорофилла и листьев у повилики
  9. Утрата четырех пальцев из пяти (у лошадей)
  10. Возникновение хлорофилла
(А)
(А)
(И)
(И)
(И)
(И)
(А)
(Д)
(И)
(А)

Слайд на графопроекторе

Приложение 1

А теперь обменяйтесь листочками и проверьте правильность выполнения вашей работы по правильным ответам на графопроекторе, выставляют оценки соседу по парте.

Учитель сообщает результаты диктанта.

III. Изучение нового материала

Слова учителя биологии: А теперь переходим к новому материала. Запишите тему сегодняшнего урока. (Тема записана доске)

Вначале Земля была рыхлым неплотным шаром больше нынешнего Солнца. Постепенно уплотнившийся он начал нагреваться, плавиться, затем остыл, но только с поверхности. Для того, чтобы вычислить дату рождения Земли пришлось дожидаться полетов в космос — на Луну. Движение пород не давало точно определить возраст, так как не было ясно древние породы берутся на пробу или более молодые. По расчетам Луна должна бы быть ровесницей Земли. Пробы из девяти районов Луны показали возраст — 4-4,5 млрд. лет.

Палеонтологи создали геохронологическую шкалу — летопись возникновения и развития жизни на Земле. Она разделена на эры и периоды, длительность которых измеряется миллионами лет.

Историю Земли делят на эры. Эры на периоды, периоды на эпохи, эпохи на века. Разделение на эры и периоды не случайно окончание одной эры и начало другой знаменовалось существенными изменениями лика Земли: одни организмы исчезали, и место занимали другие формы жизни.

Большинство тел умерших животных и растений исчезли навсегда: беспозвоночные, бактерии и грибы разрушили их останки, а дальнейшее довершили вода и ветер.

Слои горных пород в разные эпохи сохранившие остатки живых существ складываются в геологическую летопись планеты. Находки окаменелостей и отпечатков их позволяет проследить историю развития жизни на Земле.

Историю Земли делят на 5 эр: архейская, протерозойская, палеозойская, мезозойская, кайнозойская. Названия эр греческого происхождения:

  • Архей – древнейшая
  • Протерозой – ранняя жизнь
  • Палеозой – древняя жизнь
  • Мезозой – средняя жизнь
  • Кайнозой – новая жизнь

Мы живем в кайнозое.

Менялся не только животный и растительный мир, менялся и состав атмосферы, эти процессы взаимосвязаны.

Древняя атмосфера не содержала свободного кислорода и была насыщена вулканическими газами, т.к. в этот период была активная вулканическая деятельность, сопровождающаяся выбросами газов.

Какими?

CH4, NH3, H2, H2S, CO2 и т.д. (ответы учащихся)

Давайте проследим как изменяется состав атмосферы с течением времени, в различные эры и составим диаграмму.

Учитель информатики:

Вопросы для повторения:

  • Что называется диаграммой?
  • Опишите порядок создания диаграмм при помощи Мастера диаграмм (показать на слайдах)
  • Как проводится редактирование диаграммы?
  • Как редактировать отдельные элементы диаграммы?
  • Как создать диаграмму на одном рабочем листе с таблицей?
  • Как создать диаграмму на новом листе рабочей книги?
  • По какому принципу выбрать тип диаграммы? (область применения)
  • Как дополнить диаграмму новыми данными?

Пояснения к построению диаграмм

  • Выбрать всем одинаковый тип диаграмм: либо плоскую, либо объемную
  • Выбрать тип диаграммы, которая бы показывала изменение общего количества в течение какого-то периода времени, отображая сумму введенных значений
  • Легенду разместить справа от диаграммы
  • В легенде должны располагаться газы
  • На оси х – периоды

IV. Работа на закрепление

Слово учителя информатики

Работа в парах на компьютерах. Каждая группа учащихся выполняют свой вариант диаграмм, на каждом компьютере 2 периода. Один ученик собирает все диаграммы и делает общую на все периоды.

До работы учащиеся записываются в журнале по ТБ.

1. Выполняют работу на компьютерах.

Задания на компьютерах (5 вариантов)

Приложение 2.

2. По окончании работы ученик со сводной диаграммой, распечатав ее на принтере, объясняет, как выполнили работу, и делает выводы

Древняя атмосфера Земли не содержала свободного кислорода и была насыщена вулканическими газами, в состав которых входили сероводород, метан, углекислый газ, азот, водород, хлор, пары воды и ряд других газов.

В атмосфере ранней Земли почти не было молекулярного кислорода, и отсутствовал газ озон О3, который в современных условиях задерживает большую часть ультрафиолетовых лучей Солнца. На раннем этапе развития Земли эти лучи, которые, как вы знаете, губительно действуют на все живое, свободно поступали на поверхность Земли. Поэтому жизнь не могла зародиться на суше, она зародилась в воде, которая снижала вредное воздействие ультрафиолетовых лучей.

С возникновением фотосинтеза у организмов привело к появлению и накоплению в атмосфере свободного кислорода.

По мере накопления в атмосфере кислорода, появления озоновой преграды на пути распространения ультрафиолетовых лучей, жизнь стала распространяться не только в воде, но и на суше.

Учитель биологии.

В современной атмосфере Земли около 21% кислорода, и для горения это достаточно. А если бы воздух земной атмосферы содержал кислорода меньше 18%, то горение в нем углерода стало бы невозможным, “естественный” (например, от удара молнии) огонь никогда бы не появился. И первобытный человек так и не узнал бы, что огонь можно использовать для своих нужд…

Еще хуже, если содержание кислорода в атмосфере было бы больше 30 %. В такой газовой среде первый же удар молнии вызвал бы катастрофу – гигантский пожар, а может быть и взрыв. Ведь в этих условиях и сырая древесина горит как порох!

С растительным и животным миром периода архей и протерозой познакомимся по электронному учебнику. Перейдем к компьютерам.

Работа с электронным учебником. Учителя комментируют работу учащихся.

Ученики записывают в таблицу данные.

История развития жизни на Земле

Геохронологическая таблица

Эра

(млн лет)

Период

(млн лет)

Климат

(глобальные геологические изменения)

Животный и растительный мир

(основные ароморфозы)

Архей      
Протерозой      

По окончании работы учащиеся отвечают на вопросы учителя биологии.

  • Какие растения и животные появились в архее
  • Какие растения и животные появились в протерозое

Слово учителя информатики. На этом мы заканчиваем наш урок. Всем спасибо.

Выставление оценок по информатике и биологии

V. Задание на дом: по биологии – гл. 3, §53, по информатике - конспект (задания на доске)

VI. Рефлексия