Классный час по теме: "Овеянные славою флаг наш и герб"

Разделы: Классное руководство


Цели:

  • познакомить учащихся с историей создания гимна, герба и флага России,
  • способствовать формированию у учащихся чувства патриотизма, интереса к истории и символике своей страны,
  • развитие творческого потенциала учащихся.

Подготовительная работа

1. Всем учащимся дается задание: ознакомиться с историей символики России.

2. Формируются 4 команды по шесть человек из учащихся. Каждая команда рассаживается за своим игровым столом.

3. Все команды готовят к игре свой флаг и герб, которые будут представлять в конце игры.

4. Классный руководитель готовит 4 конверта, в которых находятся отдельные полоски бумаги с напечатанными строчками гимна России.

Оформление, оборудование и инвентарь:

А) на классной доске написаны цветными мелками эпиграфы:

“Плох тот народ, который не помнит, не ценит и не любит своей истории”. (В.М.Васнецов)

“Древняя эмблема или цвет нации, подобно гербу древнего рода, должны всегда и неизменно сохраняемы нетронутыми. В противном случае сама эмблема теряет символическое и историческое свое значение, не приобретает популярности в народе и становится не более как официальным, казенным штемпелем”. (В.Г. Белинский )

Б) карточки-задания для команд

В) магнитофон и аудиокассета с записью гимна России.

Г) карточки с номерами и буквами для ответов для каждой команды.

Ход игры

1) Вступительное слово классного руководителя:

- Дорогие ребята! Сегодня мы с вами совершим увлекательное путешествие по удивительной дороге под названием “История” и поговорим о символике нашей страны.

Люди сложили о России много песен и сказок. Русские сказки начинаются так: “В некотором царстве, в некотором государстве…” Ведь страна - это не просто поле или лес, города и села, где живут люди. Это - государство. А каждое государство обязательно имеет гимн - главную песню страны, а еще флаг и герб.

Вопросы, которые вы сегодня услышите и на которые попытаетесь правильно ответить, очень разнообразны по степени серьезности и глубины.

За правильные ответы вам будут выдаваться символические жетоны.

2) Начало игры. Ведущий – классный руководитель.

- Первая наша остановка называется “Герб России”.

Ведущий: командам нужно выбрать из предложенных вариантов гербов РСФСР, СССР, России герб Российской Федерации (смотри приложение 1)..Варианты гербов раздаются для выполнения задания каждой команде. Каждый герб имеет порядковый номер. По мере выполнения задания команда поднимает карточку с номером правильного ответа и получает жетон.

Ведущий предлагает вопросы для викторины. Жетон получает та команда, которая быстрее и правильно ответит на вопрос.

1. Что такое герб? (В скобках далее указываются правильные ответы. Это отличительный знак каждого государства)

2. Очертание какого старинного вооружения напоминает герб? (Щит)

3. Опишите герб.

(В поле красного щита расположен золотой двуглавый орел. В лапах орла - скипетр и держава. Скипетр - это жезл. Символ власти. Он украшен резьбой и драгоценными камнями. Держава - это золотой шар с крестом наверху. Сегодня они напоминают нам о прошлом нашей страны и символизируют независимость России от других государств. На груди орла красный щит с изображением святого Георгия, колющего змия.

Сколько лет нашему гербу? (Более 500 лет)

Где мы можем увидеть изображения герба? (Он изображается на пограничных столбах, на монетах, на важных документах).

Как называют всадника, изображенного на гербе? Что вы о нем знаете? (Это - Георгий Победоносец, который пронзил чудовище копьем, а конь растоптал змея. Это христианский воин, который олицетворяет добро и добродетель. Он убивает копьем черного змия- символ зла).

Что вы знаете о другой составной части современного герба России – двуглавом орле? (Две головы орла символизируют единство страны: он как бы смотрит одновременно на Запад и Восток. Крылья орла подняты, чтобы все знали, что Россия – могучая страна.)

Ведущий: команды продолжают путешествие и останавливаются на станции “Гимн России”.

- станция “Гимн России”

Ведущий читает задание: из предложенных вам вариантов ответов (задания записаны на отдельных листах и демонстрируются на доске) надо выбрать правильный. По мере выполнения задания команда поднимает карточку с буквой правильного ответа и получает жетон.

1. Преображенский марш был сочинен:

А) в начале XVIII в.,
Б) в конце XVIII в.,
Г) в 1833 году,
Д) в 1858.

2. Гимн “Гром победы, раздавайся!” исполнялся на музыку:

А) полонеза,
Б) кадрили,
В) военного марша,
Г) английского гимна.

3. В 1833 году официальным гимном Российской империи стала песнь:

А) “Коль славен наш Господь в Сионе”,
Б) “Гром победы, раздавайся!”,
В) “Боже, царя храни!”,
Г) “Боже, храни короля!”

4. Первым гимном Советского Союза:

А) стала “Марсельеза”,
Б) стал Преображенский марш,
В) стал “Гимн партии большевиков” А. В. Александрова,
Г) стал “Интернационал”.

5. Современный государственный гимн России исполняется:

А) на музыку М. И. Глинки,
Б) на музыку А. В. Александрова,
В) на музыку С. В. Михалкова,
Г) на музыку А. Ф. Львова.

После выполнения теста ведущий вручает каждой команде по конверту, в котором находятся четыре отдельные полоски с написанными на них строчками гимна и предлагает собрать их в куплет. Выполнив задание, представители команд зачитывают свои куплеты в соответствии с порядковым номером строчки и получают жетоны. Затем учащиеся прослушивают запись гимна России.

Ведущий: наша следующая станция “Флаг России.

Задание: командам нужно выбрать из предложенных вариантов: Андреевского флага, флага СССР, черно-желто-белого флага XVIII века, флага Российской Федерации флаг России (приложение 2)

Варианты флагов раздаются для выполнения задания каждой команде. Каждый флаг имеет порядковый номер. По мере выполнения задания команда поднимает карточку с номером правильного ответа и получает жетон.

Ведущий предлагает вопросы для викторины. Жетон получает та команда, которая быстрее и правильно ответит на вопрос.

1. Как иначе называется флаг? (Знамя)

2. Какой царственной особой и в каком году учрежден Андреевский флаг? (Петр I - 1712 г.)

3. Кого историки считают “отцом” Российского флага? (Петр I)

4. Что означают цвета на нашем флаге? (Белый, синий, красный. Белый цвет означает мир, чистоту, синий - небо, верность и правду, красный - храбрость. Все три цвета издавна использовались в народных костюмах. Из белого, синего, красного полотна шили рубахи, женщины носили сарафаны красного и синего цвета.)

Когда поднимают флаг? (Под флагом солдаты идут в бой, чтобы защищать свою родину. Флаг поднимают во время спортивных соревнований в случае победы наших спортсменов. Его вывешивают во время торжественных праздников на улицах и зданиях”.

Ведущий: последняя станция нашего путешествия “Символика вашей команды”

Ведущий говорит о том, что собственную символику имеет не только государство. Учащиеся демонстрируют подготовленные дома гербы и флаги своей команды и объясняют их значение. Каждой команде вручается жетон.

Заключительное слово ведущего:

Вот и завершилось наше путешествие. Я благодарю вас за активное участие в игре, а лучших знатоков символики России мы определим по количеству жетонов. Награждение знатоков “орденом умника”.

Все мы должны знать и почитать нашу символику, поскольку она зримо воплощает, прежде всего, современную Россию, в которой все мы живем. Предлагаю дома придумать и нарисовать герб своей семьи.