Начальная история села Тейкова

Разделы: История и обществознание


Свою любовь к родному краю наш земляк, писатель Владимир Смирнов, высказал следующими строками:

Не полынь у дороги,
Не лист на осине –
Вырос мал-городок
Посредине России.
Он характером прям,
Он к друзьям хлебосолен,
У него на руках,
Трудовые мозоли.

В своей работе мне очень хотелось рассказать о том, что дорого мне.

I. Градообразующие предприятия и основатели

Писатель-очеркист Н.П. Чулков писал о том, что И.П. Каретников “Принадлежал к древнему Московскому купеческому роду”. Он же указывал, что из этого рода в Москве был известен “тяглец Дмитриевской сотни Андрей Семенов”, упоминаемый “в переписных книгах 1725 г.”, а также “сын его Петр, во время 2-ой ревизии 1747 г. уже носивший фамилию Каретников…”1. Андрей Семенов содержал мастерскую по изготовлению конских экипажей, карет, за что и удостоился прозвища “Каретник”, так “прилепившиеся к нему, что при “ревизии” 1747 г. сын Андрея Петр записал себя на фамилию Каретников. Сын Петра Иван уже с полным основанием был записан в Церковных святках как “Иван сын петров Каретников”.

А.С. Ершов в своих путевых очерках писал: “Переезд Каретниковых в Тейково из Москвы после чумы 1771 г. и указав о выселении фабрик дает возможность предполагать, что у Каретниковых было какое-то мануфактурное и довольно крупное производство… Из Москвы в Тейково Каретников прибыл со значительным…”2. Автор не утверждает, что Каретниковы были мануфактуристами в Москве, хотя и располагает свидетельство внука И.П. Каретникова – С.И. Каретникова, что “Один из их рода жил в Петербурге у своего дяди купца и там научился наюойному искусству”3. Более достоверным выглядит тот факт, что заняться мануфактурным делом Иван Каретников решил уже в Тейкове. А поначалу, поселившись, в Василево он первым делом арендовал у помещика Петра Татищева на 13 лет десятину земли, напротив Церкви, где собирались базары, и на той десятине построил каменный торговый дом. И не столько сам продавал, сколько скупал товары у местного люда и по высоким ценам перепродавал их в Москве, Петербурге, на ярмарках. Нарастив капитал, Иван Каретников, видимо, и решил заняться мануфактурным делом. “…наняв землю у помещика, а потом, купив ее, устроил не “кубовое” или “горшечное” заведение мастера-одиночки, работающего со своей семьей, а мануфактуру с наемными рабочими…”3 Годом снования Каретниковской мануфактуры в Тейкове считается 1787 г. это дата указывалась в проспектах выставок: промышленной 1837 г. во Владимире, российских мануфактурных в 1849 и 1853 гг., Всероссийской художественно-промысловой 1882 г. в Москве.

Всемирной 1899 г. в Париже. Есть предположение, что в Ивановском крае текстильная промышленность стала распространяться из Тейкова. Одним из доказательств этой версии могут служить свидетельства И.Ф. Штукенбекер, который писал о Каретниковской фабрике в 1842 году: “Это первая ситцевая фабрика, основанная во Владимирской губернии в период царствования Екатерины П…”4 После смерти Ивана Каретникова остались три сына: Петр, Иван, и Алексей. Первый, по примеру отца, основал и пустил набивную ситцевую фабрику в Шуе, Иван и Алексей остались при деле отца. От Ивана, который из-за болезненности Алексея все бразды правления взял на себя, сохранился собственноручный документ, в котом не без гордости говорится: “Отец мой, 2-й гильдии купец Иван Каретников, заведя на наемной у помещика Татищева земле ситцевую и ткацкую миткальную фабрику… И при том употребляя по дозволению помещика крестьян его в работу при фабрике, обучив их мастерству и мастерствам, нужным для выделывания миткалей, выбоек, ситцев в доброте и достоинстве иностранным равняющимся…” На деле “дозволения помещика” оборачивалось тем, что поскольку Каретников-отец купил у помещика землю не только под фабрику, но и ту, на которой стояли крестьянские избы, то работавшие на фабрике крепостные крестьяне были не только на оброке, но и платили Каретниковым за пользование пахотными землями и лесом. А так как, крестьяне числились за помещиком, то и ему платили оброк.


1Чулков Н.П. Русское купечество. М., 1907.С.
2Ершов А.С. Поездка в село Иваново и Шую// Владимирские губернские новости ”, 1849, № 6.
3там же.
4Штукенбекер И.Ф. Статистические труды. М.,1842.

Пожар, разорение Москвы в 1812 году уничтожили оставшиеся там мануфактуры, подняли спрос на ткани периферийных мануфактурных производств. Сын Ивана Каретникова, Степан, имея в своем распоряжении довольно крупный капитал, закупил паровые, печатные машины и в 1840 году пустил “пунцово-красильную” фабрику, на которой было занято 850 рабочих, из них 270 набойщиков. Вместе с кустарями-одиночками, перерабатывающими пряжу в суровье, на Каретниковых трудились более трех тысяч человек. Из узкого миткаля изготовляли кубовые и красные, нередко с рисунком, ситцы, из широкого- кашемировые, с двухсторонней набивкой, платки, пестрые, на манер персидских, ткани. Из Англии была выписана двух колерная цилиндровая машина, ее обслуживали английские механики. Предприимчивый Степан Каретников, учитывая важное торговое значение Плеса, перевелся из Шуйской гильдии купцов значение Плеса, перевелся из Шуйской гильдии купцов в Плесскую, в которой занял ведущее положение, помог городу в перестройке торговых рядов. Степан Каретников сильно поддержал в материальном плане молодого зятя-ротмистра Деспот-Зеновича, который впоследствие был приближен к императорскому двору.

В мае 1859 года в Тейкове случился пожар, в котором сгорели 76 крестьянских дворов и частные миткалевые мастерские при них. В 1860 году многие мануфактуры в России встали из-за резкого снижения ввоза хлопка из Америки. Но Каретниковская мануфактура, еще до того наладившая прямые связи с хлопкоторговцами в Средней Азии, Персии, простоев не знала. Из окрестных 20-ти мелких фабрик с Каретниковыми конкурировала только фабрика А.Д.Захарова. На всемирной выставке 1873 года в Париже они обе представляли в Русском отделе Тейковский текстиль. Но вскоре после этого фабрика Захарова, как и подобные ей в округе, были “поглощены” Каретниковыми. Перед смертью Степан Иванович завещал все имущество жене и сыну Василию, которые в 1877 году основали единую фирму “Товарищество А. Каретниковой с Сыном”. Устав Товарищества был переправлен в Плевну, где в то время, близ фронта русско-турецкой войны, находился император Александр П, и там был подписан. В права директора-распорядителя вступил Василий Степанович Каретников.

В конце 70-х годов ХIХ века мануфактура состояла из трех отделений. “Первое отделение бумагопрядильное заключает в себе до 34000 тысяч веретен и вырабатывает бумажной пряжи до 85т. пудов, второе отделение миткале-ткацкое состоит из 850 механических станков, вырабатывающих миткаля, бязи, бриллиантина, репса и т.п. до 350 т. кусков; третье отделение ситце-набивное имеющее семь печатных машин, один перотин и около 100 человек набойщиков, набивающих руками. Это отделение старейшее по своему основанию, вырабатывает ситца и крашенных миткалей до 320 т. кусков. Так что вся выработка мануфактуры по всем отделениям достигает до суммы 3-х миллионов рублей”.1


1Журов Ф. Село Тейково прежде и в настоящее время// Владимирские ведомости. 1879,  № 10.

На мануфактуре работало около 4000 рабочих, не только местных, но даже иностранных. При фабрике была больница и библиотека. Библиотека содержалась на средства подписчиков и помощи владельца, сюда приходили не только отечественные издания, но и немецкие, французские, английские.

Авторитет Тейковского текстиля в конце ХIХ века постоянно рос. На Всероссийской художественно-промысловой выставке 1880 года в Москве “Товарищество” было отмечено золотой и серебряной медалями за “производство хорошего качества пряжи, миткаля, бриллиантина, канифаса и других тканей…при разнообразных рисунках”. В 1889 году фирменный ярлык “Товарищества” украсили несколько медалей Всемирной выставке в Париже.

Положение рабочих во многом зависит от личности хозяина. Примечателен в этом плане Василий Степанович Каретников. Дважды (во время Крымской войны и Гражданской войны в Америке) он не останавливал и не сокращал производство. Даже терпя убытки, предприниматель давал возможность заработать на хлеб. Много числится за ним и других добрых дел. Василий Степанович усердно заботился, поддерживал и благоустраивал все церкви села Тейкова, а одна из них – обширная теплая Никольская церковь – была отделана преимущественно на его средства; в его фабричную больницу принимались и пользовались медикаментами и врачебной помощью люди всякого звания и из любой местности безвозмездно. Он построил, но к сожалению, не успел закончить, двухэтажное каменное здание для двух школ; для мальчиков и девочек, и богадельни для престарелых людей обоего пола. Стоимость этого здания оценивалась не менее 30 тысяч рублей. На содержание школ и богадельни Василий Степанович завещал 50 тысяч рублей.

За свою полезную для общества деятельность он не однократно награждался знаками отличия. В субботу 25 октября 1880 года в 10.30 утра благовест известил о выносе тела скончавшегося от паралича сердца Василия Степановича Каретникова. Заранее заполнившая обширную площадь перед домом толпа заколыхалась. За крестом стройными рядами в блестящих облачениях шло многочисленное духовенство, прибывшее из окрестных мест. Шествие возглавлял отец Досифей, архимандрит Суздальского Спасо-Евфимиева монастыря. Обширный Никольский храм, вмещающий до трех тысяч человек, не смог вместить всех желающих. Много прибыло почетных лиц из Москвы, Владимира, Иванова. Родовая усыпальница Каретниковых, как и других почетных граждан, находилась в ограде церковного комплекса. Сейчас на этом месте установлен крест (это произошло в сентябре 2001).

II. Храмовый комплекс села Тейкова

Уже в 1618 году в селе Тейкове был один Божий храм, деревянная церковь Живоначальной Троицы с двумя приделами: Николая Чудотворца и Ильи Пророка. В церкви все: образа, свечи, книги, ризы, церковные сосуды, колокола на колокольне… – было подарено помещиками-вотчиниками и прихожанами. На церковной земле жили священники Филипей Петров и Степан Андреев, диакон, пономарь.1

Во второй половине ХVII века (1672 год) в селе занялись ремеслом, ткачеством, крошением полотен, холстов. В 1692 году на средства помещиков и прихожан вместо деревянной церкви, которая сгорела во время смуты, была построена каменная Троицкая холодная. Позднее были воздвигнуты Никольская зимняя церковь, “весьма обширная”, Ильинская церковь и колокольня. Прочное устройство храмов, их величина, замечательное украшение внутри, роспись стен и сводов дают основания полагать, что устроители имели хорошие средства.

Территория храмового комплекса во второй половине ХIХ века была обнесена оградой и имела вид неправильного многоугольника. Это характерная черта архитектуры для больших торговых сел Владимирской губернии.

Остановимся сначала на основе храмового комплекса пятиглавой каменной холодной церкви Живоначальной Троицы. В историческом описании отмечается замечательное украшение, о ней говорится как о “весьма красивой, в два света и великой”. Все пять глав ее были покрыты английским железом, кресты позолочены червонным золотом… Своды поддерживались четырьмя столбами, иконостас был высотой в пять сажень, в пять-шесть ярусов, весь был вызолочен известным московским мастером Бошкаревым. За позолоту храма было отдано 23000 рублей, за резьбу 7000. рублей золотом. Стены храма были расписаны известным мастером иконописи и церковной росписи Иваном Быковым с сыновьями и иконописцем села Тейкова Тимофеем Медведевым (крепостной графа Голицына).2 Троицкий храм был освящен в 1699 году. Это была самая древняя из каменных церквей.


1Журов Ф. Церкви в с. Тейково //Владимирские губернские ведомости. 1879, №6//.
2Земин И.И. Сборник документов и материалов по истории Тейкова 1955.

В описании известного краеведа Федора Журова “Церкви в селе Тейкове” содержится запись: “К украшению этого храма более прочих усердствовали Почетный Гражданин Каретников и церковный староста, 2-й гильдии купец Иван Гаврилович Павлов…”. Настоятелем храма в это время служил протоирей Александр Парвицкий, который и венчал Василия Степановича Каретникова с Юлианией Ивановной Поповой. В метрической книге Троицкой церкви села Тейкова Шуйского уезда Владимирской губернии, которое состоялось 29 октября 1850 года, свидетельствует актовая запись под номером 31 о бракосочетании Василия Степановича Каретникова и Юлиании Ивановны Поповой.

По православным законам “совершителем бракосочетания”… должен быть священник того прихода, членами которого числятся жених или невеста, если жених или невеста принадлежат к разным приходам, то брак может быть венчан в приходской церкви жениха, или в приходской церкви невесты, смотря потому, где какой обычай. Семейство Каретниковых состояло в приходе Троицкой церкви, которая являлась главным и самым красивым храмом села Тейкова она была построена вместо деревянной церкви в 1694 году “усердием князей Прозоровских, владельцев села и приходских людей…” и “по благословению Суздальского Митрополита Иллариона, была освещена в прежнее наименование – в честь Святой Живоначальной Троицы”.

Юлиания Попова

Юлиания Попова

 

В.С. Каретников

В.С. Каретников

Ильинская церковь – памятник ХVII века. Построена она в период 1694–1699 гг. вместо придела Святого Илии Пророка к деревянной церкви Живоначальной Троицы. Ильинская церковь – редкий для Ивановской области образец “церкви под колоколом”. Построена она в традициях допетровской культуры. Колокольня шатровая, ярусная. Нижний ярус богато декорирован. Декор живописен, пластичен, изразцы поливные, нежно-розового цвета. Плоские грани восьмерика завершаются квадратными углублениями – “ширинками”. Арки звонницы с килевыми завершениями – архивольтами, полны устремленности вверх, зрительно увеличивают высоту колокольни. Они устремлены к небольшой луковичной грани шатра, 4 ряда убывающих по размеру окошек – слухов. Ильинская церковь упоминается в 12-ом томе издания “всемирная история архитектуры” ЮНЕСКО. Эта церковь – исключительный памятник русской старины. Вновь построенная колокольня для всего церковного комплекса была освещена в 1699 году.

В 1756 году четвертого апреля пожаром было истреблено все село, пострадали и церкви. Сгорели все деревянные части, кресты и колокола попадали. В 1773 году построена, а в 1799 году освещена вновь воздвигнутая колокольня. В 1838 году, 31 августа, начали лить новый колокол для вновь построенной колокольни, его вес составил 425 пудов. Сооружался на средства фабрикантов села Тейкова Каретникова, Макарина, торговца и промышленника Захарова.

В метрической книге Троицкой церкви села Тейкова Шуйского уезда Владимирской губернии, существует актовая запись под номером 31 о бракосочетании Василия Степановича Каретникова и Юлиании Ивановны Поповой, которое состоялось 29 октября 1850 года.

Никольская церковь значится памятником архитектуры ХУП века как пример церкви базиликового типа. “Церковь Николая Чудотворца замечательна по своей обширности, замечательна внутренняя роспись сводов и стен”. Церковь имела деревянное завершение из пяти глав (ХVIII в.). Здание неоднократно перестраивалось.

В исторических документах сохранились сведения о событиях в селе Тейкове в период с 1845 года – построена кладбищенская церковь Покровская с колокольней.

В ХIХ веке в селе бывало по 19 крестных ходов. Три из них по установлению церкви, на воду, и 16 по благочестивому обыкновению: 1 – вокруг села, установлен в воспоминание прекращения первой холеры, 5 – в разные улицы, к находящимся там часовням, 1 – на кладбище, в храм Покрова Пресвятой Богородицы и 9 – вблиз находящиеся деревни. 1


1 7/4/ ноября 1918 года – вынос икон из церквей Тейковской волости, пострадала и Троицкая церковь. Всем священнослужителям властями отказано в выдаче какого-либо продуктового пайка. В сентябре 1919 г. в Троицкой церкви г. Тейково состоялось любопытное собрание церковно-приходского совета под председательством протоирея о. Ионна Невского.

Заслушано воззвание к народу с покорнейшей просьбой подержать священство, по силе возможности, хлебом насущным на предстоящий год. Воззвание заканчивалось словами: “Войдите в наше положение и, собравши с миру по нитке, дайте господнему рубашку”.

Пятого февраля 1920 года священнослужители были лишены избирательных прав и исключены из списков для голосования. В апреле 1922 года производились изъятия икон и церковных ценностей изТроицкой, Никольской. Ильинской церквей для оказания помощи голодающим Поволжья. В 1924 году по постановлению уездного исполкома изъято церковное имущество и ценности во всех церквях.

1 мая 1924 года постановлением уездного исполкома запрещено проводить церковные службы, обряды, собрания, шествия религиозных общин. В марте 1927 года закрыта Троицкая церковь, а в ее помещение оборудован зрительный зал кинотеатра на 650 мест и драматический театр. В мае–июне 1946 “Театр кино” сгорел в результате пожара, возникшего в кинобудке и зрительном зале. В 1950– 1952 годах на месте Троицкого храма и расположенного вокруг него кладбища построен жилой 30-ти квартирный дом.

В декабре 1929 года – в феврале 1930 Ильинская церковь закрыта для всех требуя исполнения и церковных служб. Здание было передано местному совету для использования по своему усмотрению. До 1990 года использовалось как складское помещения. Ранее, в апреле 1929 года, были сняты колокола с колокольни, использование колокольни признано невозможным по причине ветхости кирпичной кладки и давности постройки. Были сняты 4 тяжеловесных колокола (общий вес – 903 пуда) и семь малых колоколов, общий вес которых 37 пудов, было принято постановление об использовании снятых колоколов как сырье для нужды индустрии. В настоящее время Ильинская церковь с марта 1990 года возвращена верующим и здесь проводится богослужение, и совершаются требы.

В феврале 1927 года принято постановление о закрытие Никольской церкви. 5 мая 1929 года Никольская церковь окончательно закрыта, по постановлению местных властей здание Никольской церкви передано под клуб для членов артели инвалидов. Выписка из постановления Тейковского городского исполкома от 25 мая 1929 года: “Закрыть Никольскую церковь, группу верующих и церковный совет распустить, здание передать под культурные цели артели инвалидов, изъять все колокола”.1 С 1950 года в Никольской церкви располагалась макаронная фабрика. В 2000 году здание передано верующим.


1 Сборник документов, лист 11.

Покровская церковь была закрыта в 1929 году. Сейчас полностью разрушена, кладбище нарушено, а земля ныне занята домашними строениями. Останки церковного здания использовались под складские помещения.

Сейчас мы можем говорить о духовном возрождении. Все оставшиеся церковные здания переданы Ивановской епархии и используются по назначению. Восстановление Никольского храма идет в основном за счет добровольных пожертвований.

III. Заключение

В этой работе я проследила историю становления градообразующего предприятия г. Тейково – хлобчато-бумажного комбината. Это экономическая основа нашего небольшого городка.

Духовной же основой является храмовый комплекс, которому я также уделила внимание.

Экономика и духовность должны быть тесно связаны. Нам есть, чем гордиться!

С чего бы вот?
А все с того!
Что есть такое – Тейково,
Хоть так скажи,
Хоть так спроси –
Стоит – и все! –
Среди Руси.

Владимир Смирнов

Село Тейково стало основой текстильной промышленности Ивановского края. Основатели Тейковской мануфактуры Каретниковы внесли свой вклад не только в развитие промышленности края и страны, они принесли славу Родине своими тканями, которые неоднократно получали награды на международных выставках. Это были люди, которые заботились не только о своих доходах, но и о нуждах села. Архитектурные памятники города Тейкова, в частности храмовый комплекс, известны за пределами не только области, но и страны. Село стало основой районного промышленного города.

Список использованной литературы.

  1. Археологическая карта России. Ивановская область .М., 1994.
  2. Бабичев В.А., Зимин И.И., Смирнов В.М. Текстильный хлопчато-бумажный.Исторический очерк Ярославль. ВВКИ. 1983.
  3. Барская Х.И. География Ивановской области.
  4. Даль В.И.Толковый словарь живого великорусского языка.М., 1984.
  5. Ершов А.С. Поездка в село Иваново и Шую.//Владимирские губернские новости.1846, № 6.
  6. Журов Ф. Село Тейково прежде и в настоящее время //Владимирские губернские ведомости. 1879, № 10.
  7. Журов Ф. Село Тейково // Будни-2.1997. февраль № 7.
  8. Журов Ф. Церкви в с. Тейково//Владимирские губернские ведомости. 1879, №6.
  9. Земин И.И. Сборник документов и материалов по истории Тейкова/рукописная книга/. 1955.
  10. Из прошлого Иванова//Ивановская область.1936, № 5.
  11. Ивановский областной архив. Архивный фонд Шуйского уездного суда. Дело № 1077.
  12. Материалы краеведческого музея средней школы №4 г. Тейкова
  13. По земле Ивановской: Историко-краеведческий очерк. Ярославль, ВВКИ, 1983.
  14. Смолин Е. Ильинская родословная. Ярославль, ВВКИ, 1985.
  15. Чулков Н.П. Русское купечество. М., 1907.
  16. Шошин М. Наши города. ОГИЗ-ИВГИЗ, 1945.
  17. Штукенбекер И.Ф. Статистические труды. М., 1842.
  18. Шутов Г.К. Два века в рабочем строю. Ярославль, ВВКИ, 1987.
  19. Экземплярский Г.М. Из прошлого г. Тейкова и Тейковской мануфактуры.//Ивановская область. 1937, №3.

Приложение