Программа элективного курса для предпрофильной подготовки девятиклассников "Технология профессионального успеха"

Разделы: Технология, Администрирование школы


Пояснительная записка.

Учащиеся выпускного класса основной школы часто испытывают серьезные затруднения в выборе профиля обучения в старшей школе. Как правило, они совершают этот выбор под влиянием случайных факторов (например, за компанию, по совету взрослых), попадая под влияние средств массовой информации и общественных стереотипов. При этом подростки считают, что располагают достаточным количеством информации о той или иной профессии для выбора профиля дальнейшего обучения.

Целью профильной ориентации, как компонента предпрофильной подготовки, является подготовка к совершению ответственного выбора - предварительного самоопределения в отношении профилирующего направления собственной деятельности (“Концепция профильного обучения”), то есть преодоление затруднений учащимися при выборе профиля обучения в школе 3 ступени, определении пути дальнейшего образования.

Цель элективного курса “Технология профессионального успеха” состоит в оказании информационной, научно-методической, психолого-педагогической поддержки учащимся 8-9 классов общеобразовательного учреждения МОУ СОШ п. Малиновский в выборе профиля обучения, определении пути дальнейшего образования и профессионального роста, личностного самопознания и саморазвития.

Преподавание данного курса проводится по выбору учащихся 8-9 классов с начала учебного года, предваряя заполнение учащимися и их родителями рейтинговых карт профессионального самоопределения, являющихся основой в дальнейшей работе по формированию профильных классов (групп), выбору их направленности, разработке учебного плана.

При изучении элективного курса учащимися используются материалы учебников для 10-11 классов “Технология профессионального успеха” под редакцией доктора педагогических наук, профессора С. Н. Чистяковой, Москва “Просвещение” 2003 (далее №1), для 11 класса. “Технология” под редакцией В. Д. Симоненко, Москва Издательский центр “Вентана-Граф” 2003 (далее №2), учителем методические рекомендации к учебнику “Технология профессионального успеха” А. В. Гапоненко, О. В. Кузиной, Москва “Просвещение”, 2004 г.

Учебники “Технология профессионального успеха” и “Технология” написаны в полном соответствии с разделом “Профессиональное самоопределение и карьера” Обязательного минимума содержания основных образовательных программ Государственного стандарта среднего (полного) общего образования по технологии.

Изучение технологии, как базового предмета, не предусмотрено БУПом 2004 года при профильном обучении. Раздел “Профессиональное самоопределение и карьера” является актуальным и представляет интерес для учащихся не только в старшей школе, но и в 8-9 классах (по результатам опроса) основной школы, поэтому и разработан элективный курс “Технология профессионального успеха” для 8-9 классов.

Тематическое планирование элективного курса “Технология профессионального успеха”.

Наименование темы Количество учебных часов по классам
8 9
    -
Тема №1    
Рынок труда и океан профессий. Какие профессии Вас привлекают. 7 8
1. Профессия – человек – время. 1 1
2. Какие бывают профессии. Виды профессионального труда. 1 1
3. Отечественная классификация профессий. 1 1
4. Средства получения информации о рынке труда и путях профессионального образования 1 1
5. Региональный рынок образовательных услуг. Где и как можно приобрести профессию. 1 1
6. Профессиональные планы и состояние здоровья. 1 1
7. Самопрезентация на рынке труда и образовательных услуг. 1 2
Тема №2    
Познай себя 9 -
1. Ваши интересы и склонности. 1 -
2. Внимательны ли Вы. 1 -
3. Проверьте Вашу память. 1 -
4. Что помогает нам познать мир. 1 -
5. Каковы Ваш характер и темперамент. 1 -
6. Зачем нужно уметь контролировать свое поведение. 1 -
7. Ваши ценности в жизни. 1 -
8. Как Ваши чувства влияют на Вашу жизнь. 1 -
9. Общительны ли Вы. 1 -
Тема №3    
Технология решения творческих задач. 12 12
1. Понятие творчества. Развитие творческих способностей. 1 1
2. Метод мозговой атаки. Мозговой штурм. 1 1
3. Метод обратной мозговой атаки. 1 1
4. Синектика-новый метод поиска творческих решений. 1 1
5. Морфологический анализ. Морфологическая матрица. 1 1
6. Ассоциации и творческое мышление. 1 1
7. Метод фокальных объектов. 1 1
8. Метод гирлянд случайностей и ассоциаций. 1 1
9. Функционально-стоимостный анализ. 1 1
10. Алгоритм решения изобретательских задач. 1 1
11. Изобретения. Рационализаторские предложения. 1 1
12. Создание творческого проекта. 1 1
Тема №4    
Творческое решение практических задач 6 14
Профессиональная проба “ человек-природа”. 1 2
Профессиональная проба “ человек-техника” 1 2
Профессиональная проба “человек-знаковая система”. 1 2
Профессиональная проба “человек-художественный образ”. 1 2
Профессиональная проба “человек-человек”. 1 2
Эвристический контроль. - 2
Выполнение проекта “Мои профессиональные намерения” 1 2
Итого 34 34

Соответствие элективного курса “Технология профессионального успеха” обязательному минимуму содержания основных образовательных программ.

Обязательный минимум  содержания образования Тематический план элективного курса Используемый материал учебников

№ 1 и № 2

Изучение рынка труда и профессий: конъюнктура труда и профессий, спрос и предложения работодателей на различные виды профессионального труда, средства получения информации о рынке труда и путях профессионального образования Рынок труда и океан профессий. Какие профессии Вас привлекают.

Профессия – человек – время . Виды профессионального труда. Средства получения информации о рынке труда и путях профессионального образования

Глава 1 (№1). Океан профессий. Какие профессии Вас привлекают.

1. Профессия и человек.

2. Профессия и время.

3. Какие бывают профессии.

4. Наиболее распространенная отечественная классификация профессий.

Виды и формы получения профессионального образования. Региональный рынок образовательных услуг. Центры профконсультационной помощи. Поиск источников информации.

О рынке образовательных услуг. Планирование путей получения образования, профессионального и служебного роста. Возможности квалификационного и служебного роста. Характер профессионального образования и профессиональной мобильности

Средства получения информации о рынке труда и путях профессионального образования. Региональный рынок образовательных услуг

 

5. Где и как можно приобрести профессию.

 

Сопоставление профессиональных планов с состоянием здоровья, образовательным потенциалом, личностными особенностями Профессиональные планы и состояние здоровья 7. Профессиональный успех и здоровье
Подготовка резюме и формы самопрезентации для получения профессионального образования и трудоустройства Самопрезентация на рынке труда и образовательных услуг 6. Профессиональный успех на студенческой скамье.

22. Где и как искать работу

Выполнение проекта по уточнению профессиональных намерений Технология решения творческих задач. Творческое решение практических задач. Профессиональные пробы человек-природа, человек-техника, человек-знаковая система, человек-человек, художественный образ. Эвристическая контрольная. Выполнение проекта “Мои профессиональные намерения” Глава 1 (№2). Технология решения творческих задач (параграфы 1-14).

Глава 3 (№1). Погружение в практику – лучший способ принятия верного решения (параграфы 17-23)

Содержание программы и методические рекомендации к ней.

Рынок труда и океан профессий. Какие профессии Вас привлекают.

Содержание первого раздела элективного курса “Технология профессионального успеха” направлено на подготовку учащихся к ситуации социального, жизненного и профессионального выбора.

Профессия – человек – время. Основная цель данной темы - актуализация перед школьником проблемы выбора профильного образования на этапе обучения в старшей школе, на после школьных этапах образовательной деятельности, в ходе дальнейшего выбора профессий, должностей, трудовых постов, мест работы и т. д. В изучение данной темы включены две основных содержательных линии: первая (см. параграф “1. Профессия и человек” учебника №1) - познакомить учащегося с понятием "профессия" и некоторыми основными терминами, которые также могут встречаться в деловых текстах, информационно-справочных материалах и при неформальном обсуждении данной проблемы; вторая (см. параграф “2. Профессия и время” учебника №1) – показать, что мир профессионального труда постоянно меняется и выбрать профессию в начале нового века приходится по правилам не похожим те, которыми пользовались родители и учителя.

Любая социально востребованная деятельность может стать основой для обретения человеком чувства собственной необходимости для общества. Это служит основой для профессионального успеха, ощущения себя делателем чего-либо полезного для общества, состоявшимся носителем набора уникальных знаний, умений, компетенций, за которые работодатель готов платить заработную плату, а окружающие люди – обеспечивать определенное социальное признание.

Шесть основных характеристик (см. параграф “2. Профессия и время” учебника №1), позволяющие отделить профессиональную деятельность от любой другой, можно брать за основу при создании в ходе практической работы эвристических ситуаций, направленных на выработку у учащихся ценностного отношения к пониманию роли профессионального труда в его жизненной перспективе.

При изучении данной темы целесообразна постановка вопросов, создающих ситуацию неопределенности; вопросов, на которые не существует единственно правильного ответа, требующих для ответа на них построения нескольких различных версий, что может потребовать приложения определенных творческих усилий, нестандартности и гибкости мышления.

Например, вопрос 4 (о профессиях писаря и оператора ЭВМ), приведенный в конце раздела, можно интерпретировать различным образом:

  • являются ли эти трудовые занятия профессиями;
  • какие другие профессии могут быть использованы в качестве примера “отмирающих” или “изменяющихся до неузнаваемости”;
  • какие требования возникают к компетенции работника на разных этапах развития цивилизации;
  • как в новых культурно-исторических условиях изменяется содержание труда;
  • в чем родственные трудовые занятия имеют или не имеют черты профессионального труда.

Виды профессионального труда. Основой для теоретических сведений о видах профессионального труда служат наиболее распространенные “зарубежная” и “отечественная” классификации профессий (см. параграфы “3. Какие бывают профессии” и “4. Наиболее распространенная отечественная классификация профессий” учебника №1). Учащимся предлагается найти собственные основания для разделения мира профессий на группы, исходя из личных представлений. Это сделано, во-первых, для того, чтобы избежать однозначного толкования какого-либо способа типологизации мира профессий как “единственно правильного” и, во-вторых, для того, чтобы способствовать созданию “личного образовательного продукта” – выделению собственных приоритетов для более обоснованного выбора места продолжения образования и трудовой деятельности.

Главной целью работы учащихся является не столько изучение научных основ классификации видов труда, сколько преодоление такого стереотипа, что оплата труда – это решающий фактор выбора трудового занятия и места работы. Именно поэтому предлагается начинать работу со знакомства с широко используемой в зарубежной профориентации классификацией профессий Дж. Холланда по типу образовательной среды. Приведенная в учебнике краткая характеристика и графическое изображение соответствующей этой классификации может позволить школьнику построить версию о своей принадлежности к тому или иному типу.

Продолжить работу с данной темой можно изучением отечественной классификации, созданной Е. А. Климовым, которая более широко использовалась в последние десятилетия в школьной практике и, как правило, хорошо знакома педагогам и психологам.

Вторая глава учебника начинается с методики дифференциально-диагностического опросника (ДДО), которая может иллюстрировать данный теоретический материал.

Важно не упустить при изучении данной темы многообразие классификационных оснований, предложенных Е. А. Климовым (предмет, цель, орудие, условия труда, характеристики общения и т. д. ), чтобы избежать излишне упрощенного взгляда на проблему при применении только классификации по предмету труда при использовании методики ДДО.

Заканчивать изучение данной темы следует созданием эвристической ситуации, которая позволит старшекласснику сопоставить объективные ориентиры в мире профессий (востребованность профессии, ее доходность, ее требования к индивидуальным особенностям) со своими собственными предпочтениями.

Средства получения информации о рынке труда и путях профессионального образования. Перед старшеклассником часто остаются без ответа ключевые вопросы, необходимые для ориентации на современном рынке образовательных услуг. Выпускник средней школы планируя поступление на выбранный факультет какого-либо вуза, не всегда предполагает, что таким образом выбирает не только место обучения, но и ту или иную специальность. Несмотря на продолжительное существование “старой” и “новой” системы построения уровней высшего образования, часто и родители, и школьники, не видят между ними существенной разницы. Ряд ловушек подстерегают школьника и его родителей в связи с увеличением числа вузов, не обеспечивающих заявленный ими в рекламе уровень качества образования. Поэтому изучение темы “Средства получения информации о рынке труда и путях профессионального образования” служит своего рода профилактикой таких проблем (см. параграф “ 5. Где и как можно приобрести профессию” учебника №1).

В ходе практических занятий можно использовать справочники для абитуриентов вузов и учреждений среднего специального образования и рекламных материалов, ряда информационных ресурсов Интернета.

Ввиду быстрой изменчивости точных адресов, которыми может воспользоваться педагог при подготовке данного занятия, они не приводятся в учебнике. При этом необходимо отметить, что насыщенность информационного поля сети ресурсами, ориентированными на будущего абитуриента, очень высока и обычное использование соответствующего раздела любой поисковой системы предоставит огромное количество материала с разной степенью структурированности и достоверности, внешней привлекательности, возможностей неформального включения в виртуальный диалог с представителями студенческой и преподавательской общественности. Если же пользователь стремится к сопоставлению этих ресурсов с “официальной” информацией, но он может воспользоваться телекоммуникационными источниками, созданными при участии Министерства образования РФ и официальными сайтами наиболее известных вузов страны.

Региональный рынок образовательных услуг. При изучении данной темы используется образовательная карта региона: Советский район, город Югорск, ХМАО, Тюмень и Тюменская область, Екатеринбург и Свердловская область. Карта может быть рассмотрена и интерпретирована с позиций, предложенных в параграфе “5. Где и как можно приобрести профессию” учебника №1.

Вопрос 14, приведенный в конце данного раздела, ставит перед учащимся необходимость увязать стремление приобрести достойную профессию с необходимостью получения профессионального образования в конкретном учебном заведении.

Если учащийся стремится получить соответствующее своим сформировавшимся запросам высшее образование, с наибольшей эффективностью можно использовать те справочники о высшей школе на бумажных и электронных носителях, которые придерживаются следующего алгоритма: группа родственных специальностей - конкретная специальность – информация о специальности и требованиях к будущему специалисту – группы вузов, где ее можно получить - информация о конкретном вузе, об особенностях поступления в него и обучения в нем, о путях подготовки в вуз - запасные варианты.

Необходимо иметь информацию о том, что представляет собой то или иное учебное заведение, а также о том, по каким критериям их можно сравнивать между собой, можно свести к следующим сведениям: тип учебного заведения; государственное оно или негосударственное; уровень образования, которое дает вуз; по каким специальностям ведется подготовка; насколько востребованы на рынке труда носители этих специальностей; оказывает ли учреждение помощь в трудоустройстве по его окончании и как складывается профессиональный маршрут его выпускников; каковы отзывы выпускников этого учебного заведения о нем; каковы ограничения для абитуриентов по полу, возрасту, состоянию здоровья, специальным или творческим способностям; каков порядок приема, в какие сроки нужно подавать заявление; какие другие документы нужно предоставить; как сдаются вступительные экзамены и что именно необходимо сдавать; как учебное заведение “котирует” результаты ЕГЭ; есть ли у учреждения лицензия и государственная аккредитация; каково содержание ученой программы профессионального образования; какова продолжительность обучения; как осуществляется оплата за обучение и в каком размере (если обучение бесплатное, то каковы другие расходы, связанные с обучением); можно ли беспрепятственно прекратить обучение в нем; какие формы обучения представлены в учебном заведении (дневная, вечерняя, заочная, дистанционная и т. д. ); насколько качественный состав преподавателей в нем, какова материальная база; какова транспортная доступность этого учебного заведения; существует ли возможность проживания в общежитии и т. д.

Работа по данной теме может завершиться подготовкой материализованного образовательного продукта в виде мини или микропроектной работы, представленной как обзор литературных и справочных источников, веб-страниц и веб-сайтов, теле- и радиопередач, письменного взаиморецензирования, выступлений с компьютерными презентациями и т. д. При этом конкретизированная информация о путях получения профессионального образования в условиях региона может послужить обоснованным вариантом выбора как для самого учащегося, так и “запускающим механизмом” для личной заинтересованности его сверстников в получении обоснованной информации о версиях своего профессионального саморазвития.

Профессиональные планы и состояние здоровья. Изучение данной темы проводится с использованием материала учебников №1 и №2. Проблема негативного или позитивного влияния профессии на здоровье и, наоборот, влияния состояния здоровья человека на возможности выполнения им своих обязанностей, не является для подростка личностно значимой, изучение этой темы может не вызвать сразу существенного интереса подростков. Однако сниженный фон показателей здоровья у выпускников в то же время делает эту тему актуальной

Для создания эвристических ситуаций при изучении данной темы можно пользоваться примерами профессий из повседневной жизни, так и аналогичными примерами из ряда “экзотических” профессий, а также видов деятельности, так или иначе отраженных в художественной литературе, кинофильмах, материалах СМИ. Ряд характеристик профессиональной деятельности, негативно или позитивно влияющих на здоровье, можно найти как в типично привлекательных “офисных”, так и в ряде относительно знакомых учащимся “массовых” профессиях (учителя, продавцы, водители, охранники, сотрудники правоохранительных органов).

Самопрезентация на рынке труда и образовательных услуг. Изучение данной темы целесообразно проводить с использованием параграфов “6. Профессиональный успех на студенческой скамье” и “22. Где и как искать работу” учебника №1.

В параграфе “6. Профессиональный успех на студенческой скамье” дан материал о достижениях в профессиональном образовании, которые будут цениться на последующих этапах профессионального развития. Активной деятельности человека по самопродвижению на рынке труда посвящен параграф “22. Где и как искать работу”.

В ходе практической работы по теме о профессиональном успехе на студенческой скамье можно провести аналогии между изложенными в учебнике примерами учебных заведений, являющихся “брендами” в своей области (естественно-научными, техническими) и теми региональными учебными заведениями (не обязательно высшими), выпускники которых ценятся на рынке труда. Важно поставить закономерный вопрос – а что именно необходимо предпринимать будущему выпускнику того или иного учебного заведения, независимо от его известности или престижности, чтобы уже после его окончания иметь возможность аргументировать в диалоге с работодателем – почему именно ему целесообразно отдать предпочтение при приеме на работу? Определить где и как искать работу, можно воспользовавшись информацией о том или ином банке вакансий (как “элитном”, так и “массовом”); о том, как проходит в том или ином конкретном учреждении собеседование при приеме на работу; как принято составлять резюме в тех или иных профессиональных сообществах. Для того, чтобы занятие оказалось полезным, интересным и подготовленным, целесообразно либо воспользоваться консультациями представителей служб занятости, кадровых агентств, менеджеров по персоналу, либо тематическими “карьерно-ориентированными” сайтами или материалами СМИ. Поскольку механизмы самопрезентации на рынке труда могут иметь выраженный манипулятивный характер, учитель, по своему усмотрению, может уделить внимание этической стороне соперничества между людьми в ситуации конкуренции на рынке профессионального труда.

Познай себя.

Тема №2 элективного курса посвящается изучению структуры личности. Эти знания помогут учащимся определению своих личностных качеств и утверждению в правильности профессионального выбора.

Ваши интересы и склонности. Положительная профессиональная мотивация определяется профессиональными интересами учащихся к тем или иным сферам деятельности. Способности здесь играют не самую главную роль, так как подавляющее большинство профессий требует от претендентов лишь “относительной” профессиональной пригодности. При наличии достаточно сильной мотивации необходимые профессионально важные качества образуются путем вырабатывания индивидуального стиля деятельности.

Целью данного параграфа является выявление у учащихся профессионального интереса к той или иной области знания, оказание психолого-педагогической помощи в выборе профиля дальнейшего обучения.

В параграфе приводятся психолого-педагогическая методика ДДО и психологический тест “Творческий потенциал”.

Для того чтобы провести работу по методике в группе, следует воспользоваться специальной инструкцией. После того, как школьники заполнят бланк ответов, можно воспользоваться ключом для обработки ДДО, приведенным в приложении. Результатом работы индивидуальный рейтинг сфер профессиональной деятельности, по результатам которого следует предложить обсуждение в группе либо письменную работу по анализу результатов теста. “Согласны ли Вы с полученными результатами?”, “Если нет, то почему?”, “Какие профессии предпочтительны для выбравших такую же сферу профессиональной деятельности, как и Вы?” - вот возможные вопросы для обсуждения.

Тест “Творческий потенциал” направлен на выявление таких особенностей личности, как самостоятельность, инициативность, оригинальность подхода к работе в избранной профессиональной сфере (или профиле обучения). Для того, чтобы сделать правильный выбор, необходимо знать не только сферу своих интересов, но и другие особенности своей личности – лидер Вы или исполнитель, нужна ли Вам работа, требующая творческих способностей, или собранности и аккуратности? По итогам этого теста следует обсудить его результаты с учащимися. В изучении этой темы также логично предложить школьникам устроить презентацию своих способностей, интересов и увлечений, возможно, не связанных со школой.

Внимательны ли Вы? На данном занятии рассматривается проблема изучения внимания как психического явления и его развития. Следует объяснить учащимся важность всех качеств внимания как факторов, влияющих на успешность профессиональной и учебной деятельности.

В данном разделе предлагаются два теста, направленные на изучение внимания (тесты Мюнстерберга и “Найди различия”). В параграфе также даны упражнения для развития внимания, которые можно использовать на уроке, либо заменить их играми, направленными на развитие внимания (“Печатная машинка” “Съедобное - несъедобное”, “Опиши, не глядя” и т. п. ).

Проверьте Вашу память. Здесь память рассматривается как форма психического отражения реальности, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта. При этом следует помнить, что результаты тестов дают лишь актуальный срез измеряемого качества, тогда как большинство характеристик личности и поведения способны динамично изменяться.

В параграфе 9 учебника №1 приведены психологические методики “Объем памяти” (изучение кратковременной памяти), “Память и мышление” (изучает общие способности, связанные с сочетанием памяти и мышления, основанные на способности к запоминанию), “Образная память”, “Словесно-логическая память”. Для их правильного выполнения необходимо строго придерживаться инструкции.

По результатам изучения особенностей своей памяти школьникам предлагается проанализировать, какие виды памяти соответствуют сферам (видам) деятельности, при этом каждый учащийся должен сделать письменные выводы по своим собственным результатам.

Что помогает нам познавать мир. Одна из самых давних сфер интереса психологов – это познание тех механизмов, благодаря которым формируется мышление и другие когнитивные процессы.

В параграфе 11 учебника №1 предлагаются психологические тесты и методики “Логическое мышление”, “Проверьте свое техническое мышление”, “Числовые ряды”. По результатам тестов необходимо провести разъяснение о том, что не бывает хороших или плохих видов мышления, потому что люди творческих профессий часто не проявляют высоких способностей к логическому и математическому мышлению, а личности с высочайшими показателями по коэффициенту интеллекта, часто не могут справиться с нестандартными, творческими заданиями.

В работе над материалами данного параграфа целесообразно предложить учащимся дискуссию на следующие возможные темы: “Я мыслю, следовательно, я существую”, “Что первично – мышление или речь?”, “Думают ли животные?” и т. д.

Каковы Ваш характер и темперамент. В данном параграфе учебника приведены материалы, позволяющие оценить характеристики личности, не относящиеся к профессионально важным, но, несомненно, влияющие на успешность в жизни и карьеру. В частности, даны графическая и проективная методики для изучения темперамента личности и тест “Каков Ваш характер”, позволяющий определить, насколько легко или тяжело окружающим людям взаимодействовать с Вами (Вашим характером).

Педагог может по итогам изучения данной главы предложить учащимся творческую работу на тему “Я и мой характер” (эссе, рассказ, рисунок, т. п. )

Зачем нужно уметь контролировать свое поведение. Этимологически термины “мотивы” и “эмоции” происходят от одного латинского глагола movere, что означает “двигаться”. В самом деле, если потребности толкают к действию, то эмоции часто лежат в основе поступков.

По результатам методик, приведенных в данном параграфе, учащимся рекомендуется занести в тетрадь результаты собственного анализа своих результатов и сделать выводы о том, правильную ли позицию они заняли в своем самовоспитании.

Ваши ценности в жизни. Материал данного раздела требует особого внимания и корректности. Педагогу следует помнить, что его задача – не транслировать собственные ценностные ориентации на учащихся, а дать им возможность задуматься и сформировать свои индивидуальные взгляды.

В параграфе 14 учебника №1 приводится методика “12 предложений”, позволяющая учащимся определить наиболее значимые для них ценности. При анализе результатов данного задания самое важное – толерантность и уважение к выбору другого.

Это занятие можно провести в форме дискуссии, в которой необходимо сделать акцент на морально-этической составляющей ценностных ориентаций.

Как Ваши чувства влияют на Вашу жизнь. Следует помнить, что эмоции и их проявление в поведении проявляются одновременно.

В данном параграфе учебника №1 приведена психологическая методика “Самооценка эмоциональных состояний”. Инструкция дана в тексте параграфа, подробный анализ результатов теста приводится в приложении.

Следует обратить внимание учащихся на то, что поведение зависит от культуры и социальной среды, в которой воспитывался человек. Специфика данной темы позволяет провести занятие в форме экскурсии и в результате обсудить полученные впечатления.

Общительны ли Вы. Этот параграф учебника должен дать учащимся представление о различных формах и функциях общения. Можно провести игры “Прием на работу”, “Общение без слов”, “Письмо другу” и т. д. Рекомендуется воспользоваться дополнительной литературой при подготовке к занятиям, так как вероятность возникновения у учащихся дополнительных вопросов очень велика.

Следует настоятельно рекомендовать школьникам фиксировать в своих тетрадях (конспектах – дневниках выбора профессии) все результаты, полученные ими при исследовании своих индивидуальных качеств. При завершении изучения главы учащиеся, прочитав ее заключение, могут составить свой небольшой психологический портрет и обсудить его при желании с теми людьми, чье мнение для них является значимым.

Технология решения творческих задач.

Основная идея отбора содержания по данной теме состоит в следующем: жизнь (точнее, наши отношения с окружающей действительностью) технологична.

Потому что каждый день в любой деятельности перед человеком возникают всевозможные проблемы и нужно уметь справляться с ними так, чтобы в результате и мир, и человек стали совершеннее.

Для этого необходимо учиться видеть и осознавать каждую проблему как задачу, для решения которой надо найти свои, оптимальные способы, т. е. разработать продуктивную технологию, “ноу-хау” (что буквально переводится “знаю как”).

Технологический подход к жизненным и производственным задачам требует постоянного развития, тренировки такого свойства (качества) ума, как “творческость”, т. е. способность не теряться в любой ситуации, преодолевать возникшие затруднения, а это значит анализировать обстоятельства, ставить правильные цели и находить нестандартные пути их достижения с помощью обоснованного проекта своих действий.

Процесс творчества и приемы развития творческих способностей рассматриваются при изучении элективного курса в основном на примере технического изобретательства, позволяющего по сравнению с другими видами творчества более конкретно (пооперационно) уяснить логику, процедуры и составляющие поисковой деятельности, а также конкретные показатели (характеристики) креативности (способности к творчеству).

В учебнике №2 (параграфы 1-14) рассмотрены лишь некоторые методы из огромного количества известных процедур решения творческих задач, необходимых во всех сферах человеческого труда, а именно - метод мозговой атаки (МА), метод контрольных вопросов, метод обратной мозговой атаки, синектика, морфологический анализ, морфологические матрицы, ассоциации, метод фокальных объектов (МФО), метод гирлянд случайностей и ассоциаций, функционально-стоимостный анализ (ФСА), алгоритм решения изобретательских задач (АРИЗ).

Умелое их применение в жизненных и производственных ситуациях — это огромный капитал личности, реальный путь обретения собственного имиджа, благополучия и условие конкурентоспособности на рынке труда.

Эти методы, широко применяемые в изобретательстве, помогут учащимся осознать основные процедуры своей умственной поисковой деятельности, ее саморегуляции и самооценки. Отдельные принципы и элементы этих методов можно использовать при создании собственных творческих проектов разного уровня сложности.

Система практических заданий, проводимых в конце каждого занятия, поможет испытать учащимся свои личностные творческие возможности и получить определенный опыт выбора методов решения соответствующей задачи.

Изучение данной темы заканчивается созданием творческого проекта.

Творческое решение практических задач.

Профессиональные пробы. Важной составляющей курса является выполнение школьниками творческих практических заданий – профессиональных проб. Они выполняют задачу уточнения избранного профиля и направления дальнейшего обучения и представляют собой деятельность, позволяющую подростку, выполняя конкретные действия, задания, отвечая на вопросы, проверить себя в правильности сделанного выбора. Пробы являются диагностическими и развивающими. В ходе их выполнения школьник приобретает опыт примеривания на себя деятельности, которую хочет освоить, продолжая образование. Важнейшие педагогические требования к выполнению проб: они должны носить характер завершенных действий, иметь творческий потенциал, быть непродолжительными.

При изучении элективного курса учащиеся выполняют пробы по пяти профессиональным сферам: человек – человек, человек – техника, человек – природа, человек – художественный образ, человек – знаковая система. Суть любой профессиональной пробы – обучение школьников основам деятельности: выбору цели и подтверждению его правильности, планированию, последовательности действий, предвидению, анализу, оценке результатов, рефлексии. .

Каждая профессиональная проба представляет собой самостоятельный логически завершенный структурный модуль учебно-трудовой деятельности. В процессе выполнения пробы, моделирующей элементы конкретного вида профессиональной деятельности, учащиеся:

  • осознают себя субъектами трудовой деятельности, ориентированной на профессиональное самоопределение;
  • соотносят знания о себе и об избираемой профессиональной сфере;
  • получают опыт соответствующей профессиональной деятельности;
  • уточняют свои профессиональные намерения.

Например, в школе есть гуманитарный и социально-экономический профили (человек – человек). В основе профессиональных проб могут быть различные задания: провести урок русского языка и родной речи в начальной школе; выяснить, какие нуждающиеся в социальной помощи люди (старики, больные) проживают в ближайшем окружении, составить их список и организовать оказание им помощи силами сверстников.

Если же старшеклассник желает выбрать естественно-научный профиль (человек – природа), то профессиональная проба может заключаться, например, в составлении плана озеленения своего двора, аргументации преимуществ составленного плана и т. п.

Для школьников, выбравших художественный профиль (человек – художественный образ) профессиональная проба может заключаться в выполнении пробы по составлению композиции “икебана” или подготовке выступления по результатам изучения искусства художников-передвижников.

При организации и проведении проб возникают затруднения с привлечением специалистов различных направлений. Можно использовать специалистов системы дополнительного образования, родителей, учителей школы, ресурсы ближайшего социального окружения.

Например, школьник планирует обучаться на социально-экономическом профиле. В поселке, где он учится, имеется юридическая консультация. Необходимо договориться, чтобы этот школьник поработал у юриста в качестве ученика, походил у него в “подмастерьях” и выполнил ряд несложных поручений. Такая проба наиболее продуктивна, так как она осуществляется на конкретном рабочем месте, в реальных условиях.

Более того, ученик может сам проявить инициативу, составить и впоследствии, выполнить пробу самостоятельно и предоставить подготовленный им отчет. Выполнение проб, их итоги следует обсуждать коллективно, так как, проговаривая свои действия вслух, школьники убеждаются в правильности сделанного выбора.

В ходе выполнения подростками профессиональных проб учителю необходимо обратить внимание на развитие у них личностных характеристик, способствующих социально-профессиональной адаптации по окончании основной и полной (средней) школы: рефлексии, активности, мобильности, креативности, последовательности и самостоятельности в принятии решения о профессиональном самоопределении с учетом собственных интересов, склонностей и возможностей.

Предлагается учащимся выполнение профессиональных проб, ориентированных на потребности местного рынка труда. Это дает педагогам и учащимся простор для фантазии, проявления собственной познавательной активности, повышает заинтересованность подростков к проблеме профессионального самоопределения.

Эвристическая контрольная. При проведении эвристической контрольной проводятся практико-ориентированные опросы, разные по содержанию и сложности. Учащимся предлагается ответить на вопросы, заинтересовавшие их. Эти вопросы ориентированы на проверку образовательного потенциала школьников и их творческих способностей.

Завершается изучение четвертого раздела элективного курса подготовкой учащимися проектной работы по уточнению профессиональных намерений. В работе обосновываются дальние и ближние цели профессионального продвижения, согласованность их с общественными и личными ценностями.

При подготовке проекта старшеклассникам целесообразно использовать результаты изучения всех четырех разделов курса, а также рекомендовать им обратиться к дополнительной литературе. Основными смысловыми и содержательными линиями, отраженными в проекте, должны быть ответы на следующие вопросы:

  • Какие ценности, связанные с продолжением моего образования, для меня актуальны, приоритетны?
  • Готов ли я отказаться от желаемого выбора ради какой-то другой цели? Или для меня приоритетно исключительно продолжение образования?
  • Имеется ли у меня только один вариант выбора или я уже сейчас могу назвать несколько вариантов продолжения образования?
  • Могу ли я сейчас хотя бы примерно определить, какая сфера профессиональной деятельности меня интересует по окончании школы? Если не могу, но возможно ли обозначить эти сферы какими-либо условными, общими характеристиками-названиями?
  • Знаю ли я, какие профессии сейчас наиболее востребованы на местном, региональном, общероссийском, мировом рынке труда и какие образовательные усилия нужно приложить, чтобы приобрести эти профессии? Выпускники каких учебных заведений в моем регионе (ХМАО) более легко находят себе работу? Как можно начать делать карьеру прямо в стенах учебного заведения? Как я смогу выгодно презентовать себя на рынке труда?
  • Знаю ли я, кем работают мои родители, и где они получали профессиональное образование? Окажет ли это влияние и на мой выбор? Собираюсь ли я в чем-либо повторить профессиональный путь своих родителей? В чем именно?
  • На что я обращу внимание в первую очередь, делая выбор места продолжения образования?
  • Знаю ли я, какие “дни открытых дверей”, выставки, сайты Интернета я собираюсь посетить, чтобы лучше сориентироваться в возможных путях продолжения образования и способах поиска работы? Какими специальными печатными изданиями я собираюсь воспользоваться?
  • Знаю ли я свои недостатки, которые могут помешать мне в выборе направления продолжения образования?
  • Каковы мои сильные стороны и достоинства, которые позволят мне продолжить обучение?
  • Кто из окружающих может помочь мне при реализации намерений и в чем могла бы заключаться такая помощь?

Список использованной и рекомендуемой литературы.

  1. Программы общеобразовательных учреждений МО РФ: Твоя профессиональная карьера: 8-9 кл. М. : “Просвещение”, 1999.
  2. Программы общеобразовательных учреждений МО РФ: Технология: 10-11 кл. М. : “Просвещение”, 1999.
  3. Твоя профессиональная карьера: Учебник для 8-9 кл. общеобразоват. учреждений. / Под. ред. С. Н. Чистяковой, Т. И. Шалавиной. \ М. : “Просвещение”, 2003.
  4. Технология профессионального успеха: Учебник для 10-11 кл. М. : “Просвещение”, 2003.
  5. Технология: Учебник для 11 кл. \ Под редакцией В. Д. Симоненко / М. “Вентана – Граф”, 2003.
  6. Методические рекомендации к учебнику “Технология профессионального успеха”:А. В. Гапоненко, О. В. Кузина, С. О. Кропивянская и др. М. “Просвещение”,2004.
  7. Общесоюзный классификатор профессий рабочих, должности служащих и тарифные разряды. М. : “Экономика”, 1987.
  8. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения. Ростов-на-Дону: “Феникс”, 1996.
  9. Климов Е. А. Психология профессионализма. М. : “Флинта”, 2003.