Развитие орфографической зоркости и оперативной памяти на уроках русского языка

Разделы: Начальная школа


“Перед человеком три пути:
Путь размышления – это самый благородный;
Путь подражания – это самый легкий;
Путь личного опыта – это самый тяжелый путь”.

Конфуций.

Сформировать орфографическую зоркость – значит научить детей видеть орфограммы. Умение замечать при письме орфограммы является изначальным умением, мотивирующим надобность в правилах и развивающим способность выделять при письме те случаи, когда пишущего подстерегает опасность допустить ошибку.

Орфографическая грамотность должна закладываться в младших классах. Лингвисты, психологи, методисты подчеркивают зависимость результатов обучения орфографии от его первоначального этапа, от того, на сколько развита у учащихся способность обнаруживать в словах места, которые нужно писать по правилам. Значит, задача учителя – формировать орфографическую зоркость учащихся. Исследования показывают, что у детей, пришедших в 5 класс, процент видения орфограмм колеблется от 30 до 50%.

Изучение работ психологов (А.Р. Лурия, М.С. Шехтер, П.И. Зинченко и др.) позволило выделить в структуре орфографической зоркости следующие компоненты:

Мотивационный компонент связан с коммуникативной направленностью письменной речи и предполагает осознание учащимися необходимости грамотного письма и постановки орфографической задачи.

Операционный компонент связан с опознаванием орфограммы на основе знания ее признаков и их определением в речевой ситуации.

Операционный компонент на первоначальном этапе формирования орфографической зоркости предполагает активное участие фонематического слуха, звукового анализа в процессе проговаривания, а на последующих этапах – целенаправленное зрительное восприятие.

Контролирующий компонент складывается на основе самопроверки написанного в результате сличения воспринимаемых зрительных образов с их следом в памяти.

Таким образом, мы видим, что на формирование орфографической зоркости оказывают большое влияние следующие психические процессы:

а) активное зрительное и слуховое восприятие, включающие в себя целенаправленный анализ;

б) логические операции сравнения, конкретизации, систематизации, классификации;

в) зрительная память, включающая в себя запоминание и воспроизведение зрительных образов орфограмм;

г) непроизвольное и произвольное внимание, обеспечивающее действие самоконтроля и самопроверки.

Орфографическая зоркость развивается постепенно, в процессе выполнения разнообразных упражнений, обеспечивающих зрительное, слуховое, артикуляционное, моторное восприятие и запоминание орфографического материала.

В своей paботе я наметила основные цели:

1) научить детей слуховой зоркости – слуховому восприятию;

2) научить зрительной зоркости – зрительному вниманию;

3) научить мыслить, рассуждать, доказывать, видеть общие и частные признаки, говорить, вести диалог на уроке и т.д.

С чего следует начать?

1. Прежде всего необходимо научить слышать звуки, определять их количество в слогах, а затем в словах, различать гласные и согласные, ударные и безударные. Эту работу помогут осуществить различные звуковые схемы. Нельзя пренебрегать этой работой, так как впоследствии учащиеся будут писать без пропусков букв.

2. Второй этап в этой работе – это выработка орфографической зоркости. Я учу ученика видеть и узнавать орфограммы. А этот навык формируется в деятельности и является результатом многократных действий.

3. И третье, что необходимо для достижения грамотного письма, – это научить детей самоконтролю, т.е. ученик должен уметь сам контролировать себя во время проверки своей работы.

Еще в период обучения грамоте, когда мы говорим о звуках, учим детей распознавать их, обозначать определенной буквой, появляются первые орфограммы, а значит и необходимость формировать орфографическую зоркость и самоконтроль. Для этого я использую схемы В.В. Смирновой и в дальнейшей работе мы с ребятами используем их на уроках русского языка (Приложение № 1, 2).

Справедливо замечено педагогом-психологом Н.Ф. Талызиной, что осмысление материала вызывается его 100–200 кратным повторением. Например, чтобы ребенок научился писать букву а, он должен написать ее 100–200 раз на протяжении какого-то периода времени. Если он сразу напишет эту букву 100 или 200 раз, то это не даст желаемого результата. Надо этот период растянуть на довольно длительное время, в процессе которого и формируется навык.

В своей работе я использую mci одически с приемы, которые позволяют выработать навык звукобуквенного анализа, предупредить ошибки, развивают орфографическую зоркость, самоконтроль, такие как:

1. Проверка орфограмм, списывание упражнения с орфограммами;

2. Сверка слов, написанных на доске, со словами в тетради;

3. Подчеркивание орфограмм;

4. Дано несколько слов с разными орфограммами. Выписать определенные;

5. Написание слов по памяти и подчеркивание орфограмм;

6. Игра “Огоньки”: дети прикрепляют красные кружки под орфограммами и записывают слова с орфограммами в тетрадь;

7. Письмо с проговариванием;

8. Письмо с комментированием;

9. Словарная, творческая работа;

10. Устное объяснение орфограмм;

11. Диктант “Проверяю себя”;

12. Диктант с обоснованием;

13. Диктант с постукиванием перед словом с орфограммой;

14. Диктант “Найди слова”.

При формировании правописных умений и навыков у учащихся необходимо помнить, что немаловажное значение имеет уровень развития оперативной памяти (кратковременной памяти). Поэтому я стремлюсь развивать у детей этот вид памяти.

Работа ведётся по алгоритму:

1. Прочитай предложение, записанное на доске вслух, пойми смысл.

2. Отчетливо и ясно проговаривай каждое слово по слогам.

3. Читай предложение по слогам про себя.

4. Просматривай как пишутся слова, особенно трудные. Объясняй все орфограммы.

5. Закрывай глаза и мысленно “пиши” каждое слово. При этом проговаривай трудные слова по слогам. (“Если не уверен в написании какого-то слова, открой глаза, рассмотри его еще раз и снова сделай с ним эту же работу”.)

6. Запиши предложения в тетрадь. (Доска с записанным предложением закрывается.) (Проговори слово, запиши и проверь.)

7. Предложение открывается. Проверь от последнего слова к первому.

На уроках русского языка я использую игры, развивающие оперативную память и внимание (Приложение № 3).

В тетрадях стало меньше исправлений, увеличилась скорость письма, дети стали более внимательны.

Вся эта работа помогает умственному развитию детей, развивает память, наблюдательность, зоркость, учит детей анализировать и синтезировать. Русский язык для большинства становится любимым предметом.

Проведя анкетирование детей о выборе любимого предмета, 61,5% детей выбрали русский язык.

Содержание и требования усовершенствованных программ в 1–4 классах определяют ряд существенных задач, направленных на формирование у учащихся практических умений и навыков, которые необходимо решать не только на уроке, но и в часы самоподготовки.

Организация обучения грамотному письму без предварительной подготовки отрицательно сказывается на формировании у учащихся прочных умений и навыков. Поэтому для обеспечения орфографической грамотности на уроках большое значение имеет работа по предупреждению ошибок.

На уроках русского языка использую следующие приемы, такие как:

1. Проговаривание трудных по написанию слов (хоровое, индивидуальное).

2. Звуковой анализ слов.

3. Проведение выборочного комментирования.

4. “Словарь для справок”, “Орфографический словарик”.

5. Использую на уроках таблицы; сигнальные карточки при проведении предупредительного и выборочного диктантов; карточки, содержащие трудные по написанию слова.

Анализируя ошибки, надо знать причины их возникновения, чтобы вовремя помочь ученику ликвидировать их. К примеру, ученик может допускать ошибки в таких случаях: не знает правило или, наоборот, правило знает, но применить его на письме не может; смешивает правила или не понимает смысла того, о чем пишет. В целях обеспечения орфографической грамотности учитель не может не учитывать всего этого. И в связи с этим необходим систематический анализ ошибок в знаниях учащихся. Опыт работы показывает, что такой анализ ведется в разных формах, но наиболее эффективным, на мой взгляд, является тот, где учитель фиксирует не только типичные ошибки учащихся класса, но и типичные индивидуальные ошибки учащихся, у которых ослаблена орфографическая зоркость.

Дата проведения работы и вид работы

Типичные ошибки учащихся

Типичные индивидуальные ошибки слабоуспевающих учащихся

4 мая 2006 г. Диктант

Правописание безударных гласных в корне слова.

1. Кирилл

К. (правописание безударных гласных непроверяемых ударением, правописание имён собственных.)

2. Даша П. (жи-ши, парные согласные в корне слова, правописание предлогов, ча-ща).

Подобная форма анализа ошибок дает учителю возможность не только вовремя ликвидировать типичные ошибки, допущенные большинством учащихся класса, но и своевременно прийти на помощь ученикам, методически правильно спланировать индивидуальную работу с ними.

Своевременная и сознательная работа учащихся по исправлению своих ошибок – важнейшее условие обеспечения их орфографической грамотности в дальнейшем. Её можно разделить на два вида:

а) работа над типичными ошибками учащихся класса;

б) работа над индивидуальными ошибками, выполняемая как в классе, так и дома.

Предупреждение ошибок я осуществляю на каждом уроке, давая детям очень короткие по времени упражнения, так называемые упражнения-пятиминутки, на которых использую стихотворные упражнения по орфографии (Приложение № 4). Эти упражнения помогают мне добиться прочной грамотности учащихся. Они могут быть разнообразными по форме и по содержанию.

Цель устных упражнений – тренировать учащихся в правильном, литературном произношении слов; письменных – вырабатывать умения правильно писать слова на те орфографические правила, которые дети еще не изучали, но на которые очень часто встречаются слова как в детской речи, так и в грамматических и орфографических письменных упражнениях.

Например:

1. Я читаю загадки, а учащиеся записывают слова-отгадки, а затем составляют

предложение со словами-отгадками. Пример: Стоит Антошка на тонкой ножке.

(Гриб.)

Орфографические сказки используются с учетом психологических особенностей детей.

Они помогают учить детей не только видеть орфограммы, определять их тип, но и выполнять орфографические действия, т.е. подбирать проверочные слова.

А вот средством оценки (контроля) качества орфографической подготовки является диктант, хотя в школьной практике используют также списывание.

Прием списывания одно из лучших средств развития орфографической зоркости.

Он соединяет в себе и письмо по памяти, и орфографическое чтение, и комментированное письмо. Орфографическое прочтение просто необходимо.

Каждый урок я начинаю с орфографической зарядки. Формы могут быть любые: по памятке, в парах, по упражнению. Особенно интересна орфографическая зарядка с использованием столбиков слов:

карандаш

радостный

сказка

земляника

опасный

березка

Москва

солнце

легкий

сапоги

сердце

сладкий

хорошо

известный

гладкий

Задание получает каждый ряд по одному столбику слов на 1–2 минуты, по истечении которых читаются слова так, как написаны, указываются орфограммы и делается вывод, что все слова в первом столбике на непроверяемую гласную, во втором столбике – на непроизносимую согласную и как её проверить, в третьем столбике – на парную согласную и как её проверить.

При подборе языкового материала для списывания важно не только учитывать нарастающую сложность, но и оценивать его привлекательность с точки зрения содержания, выразительности. В то же время важно выстраивать эту работу так, чтобы каждое записываемое предложение представляло собой новую ступеньку сложности, используя алгоритм для списывания:

· Прочитай предложение так, как оно слышится.

· Прочитай предложение, как оно пишется.

· Повтори по памяти.

· Подчеркни орфограммы и “опасные места”.

· Еще раз прочитай предложение так, как оно пишется.

· Пиши и подчеркивай орфограммы, не смотря в книгу.

· Проверь по книге.

Чтобы выяснить уровень орфографической зоркости у учащихся нашей школы, я провела в семи классах списывание с заданием: подчеркнуть все изученные орфограммы.

Тяжелые капли забарабанили по голове и плечам капитана королевской стражи. Он хотел что-то крикнуть. Струи дождя заткнули ему рот, залили глаза. Капитан втянул голову в плечи, согнулся, закрывая лицо руками.

(По С. Прокофьевой)

В тексте встречаются орфограммы: безударные гласные в корне проверяемые ударением, непроверяемые безударные гласные в корне слова, парные согласные, жи-ши, ча-ща, ь – показатель мягкости согласного.

Таким образом, во всех тестируемых классах школьники не смогли выделить все орфограммы на “Правописание безударных гласных проверяемых ударением” – это показывает, что она является одной из наиболее сложных орфограмм в начальном обучении. Поэтому необходимо целенаправленно планировать работу по умению видеть данную орфограмму. Результаты, полученные в ходе анализа списывания отображены на диаграммах (Приложение № 6).

С целью выявления уровня грамматико-орфографических умений групп учащихся проводилось два экспериментальных среза с использованием разнообразных заданий, включающих в себя грамматические и орфографические упражнения.

Первый срез (констатирующий) проводился в 3 классе в середине ноября с целью выявления уровня орфографических умений и включал в себя следующие задания:

Безошибочно списать текст с карточки;

В 4 предложении подчеркнуть все изученные орфограммы.

Зима настала

Подули студеные ветры. Ударил мороз. Он сковал пруд крепким льдом. Зябко молодым осинкам. Мерзнут березки. Ждут они зимней одежды.

Вот и выпал cнег. Шапками oн лег на ветки деревьев. Укрыты снежком озимые хлеба. Не страшны им холод и вьюга. Стоят они под пушистой перинкой.

Результаты работы оценивались по следующим критериям:

1. Время, затраченное на выполнение всей работы;

2. Количество допущенных ошибок.

Фамилии учащихся Время, затраченное на работу Количество ошибок при списывании текста Количество выделенных орфограмм, % Уровень
Сергей К. 24 6 33,3 Н
Дима Щ. 17 3 66,6 С
Алена Л. 20 2 83,3 С
Наташа П. 14 0 100 В
Ульяна С. 17 2 83,3 С
Анжела С. 15 0 100 В

Анализ результатов позволил разделить детей на три группы:

В – высокий уровень (время выполнения 12–14 мин); допущено не более 1 ошибки.

С – средний уровень (время выполнения 14–20 мин); допущено не более 3 ошибок.

Н – низкий уровень (время выполнения 20–30 мин); допущено более 5 ошибок.

Итак, анализ результатов первого среза показал, что слабым “местом” у детей оказались слова с глухими и звонкими согласными и безударной гласной в корне. Это связано, на мой взгляд, с невнимательностью и высокой отвлекаемостью детей данного возраста, а также с низким уровнем грамматико-орфографических знаний, умений и навыков.

Затем проводилось целенаправленное обучение с использованием большого количества занимательности при изучении тем “Парные звонкие и глухие согласные в корне слова”, “Безударные гласные в корне слова”.

По итогам экспериментального обучения в конце декабря четвертого класса в этой же группе ребят был проведен второй срез (контрольный).

Были предложены задания, аналогичные первому срезу, но на новом языковом материале:

1. Безошибочно списать текст.

2. Во втором предложении подчеркнуть все изученные орфограммы.

Снежинки

Жили-были снежинки. Родились они в снежном облаке. С каждым часом снежинки делались прекраснее и наряднее. Одна снежинка была, как звездочка, с шестью лучами. Другая снежинка напоминала цветок с шестью лепестками. Третья снежинка сверкала, как дорогой камень. Выросли снежинки и полетели к земле белой стаей.

Критерии оценивания работы те же, что и в первом срезе.

Фамилии учащихся Время, затраченное на работу Количество ошибок при списывании текста Количество выделенных орфограмм, % Уровень
Сергей К. 18 2 83,3 С
Дима Щ. 14 1 100 В
Алена Л. 16 0 83,3 С
Наташа П. 12 0 100 В
Ульяна С. 14 0 100 В
Анжела С. 14 0 100 В

Итак, результаты контрольного списывания показали, что в группе учащихся 67% соответствует высокому уровню, 33% – среднему уровню сформированности знаний, умений и навыков.

Если сопоставить результаты первого и второго срезов, то можно увидеть, что учащиеся повысили свой грамматико-орфографический уровень. Они поднялись на ступень выше. Три человека перешли со среднего уровня на высокий, один с низкого на средний уровень. Два человека остались на прежнем уровне. Если посмотреть на таблицу, то у этих детей сократилось число допущенных ошибок и им немного не хватило перейти на следующий уровень.

Работая по данной теме я пришла к выводу:

·  Работу по развитию навыков грамотного письма нужно начинать уже в букварный период на основе разъяснения несоответствия произношения и написания.

·  Ввести понятие “опасное место”, чтобы насторожить детей на появление возможной ошибки.

·  Орфографические правила вводить с выполнением нужных упражнений, а также с поэтапным использованием памятки для работы над ошибками.

·  Развивать фонематический слух.

·  Обучать правильному списыванию текста.

·  Прививать интерес к чтению.

·  Интегрировать уроки русского языка и чтения.

·  Развивать словарный запас детей.

Всё это позволяет повысить уровень грамматико-орфографических умений, орфографическую зоркость и оперативную память младших школьников.

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3-5

Рисунок 1

Рисунок 2

Рисунок 3

Рисунок 4

Рисунок 5