Сценарий большой психологической игры "Хрустальные люди"

Разделы: Школьная психологическая служба

Классы: 7, 8, 9

Ключевые слова: психология подросткового возраста, коррекция поведения, ненасилие, развивающая игра


  1. Игра-проживание
  2. Цель игры – создание условий для осмысления ценности человеческой жизни.
    Задачи игры:
    • - возможность самостоятельного принятия решений;
    • - проживание последствий своего выбора.
  3. Задачи развития:
    • - развитие и осмысление личной системы жизненных ценностей и смыслов;
    • - расширение представлений о последствиях применения насилия во взаимоотношениях между людьми;
    • - применение навыков самоанализа и рефлексии.
  4. Предполагаемый психологический результат – осознание насилия и ненасилия как стратегий поведения и взаимоотношения между людьми.
  5. Сюжетная канва: мы предлагаем ребятам разбиться на две группы, каждая будет заниматься с отдельным ведущим, в отдельном помещении. Далее группы разводятся в разные помещения и получают разные инструкции. До определенного момента ребята будут существовать автономно: учиться и приобретать знания и способности Артиста и Хрустального человека. Потом группы встретятся. Как пройдет эта встреча, как поведут себя дети, зависит от стратегий, которые выберут участники игры.
    Тип сюжета – реальный.
  6. Время на игру и на обсуждение – в среднем 1 час. 40 мин. (в зависимости от количества участников)
  7. Участники:
    • - возраст 13-15 лет (7-9 класс);
    • - размер группы от 10 до 30 человек;
    • - взрослых-ведущих – двое;
    • - возможно участие педагогов, но не в смешанных группах, поскольку, как показывает опыт, они невольно навязывают детям свой выбор.
  8. Продолжение темы игры возможно на классных часах, внеклассных мероприятиях, уроках (истории, биологии, литературы, психологии).
  9. Формы обсуждения игры – озвучивание чувств, разбор ситуации (встречи), обратная связь.
  10. Схема игры:
№ этапа Время на проведение Содержание каждого этапа Задачи, решаемые на каждом этапе Необходимые материалы
1 10 мин. Введение в игру Мотивация на игру

Определение референтной группы

3 помещения (актовый зал, учебный кабинет, гостиная)
2 40 мин. Обучение Развитие эмоциональной сферы

Развитие самосознания и самоощущения

Для Хрусталии: кусочки горного хрусталя (пирамидки или многогранники), свечи, спички, фольга, планшеты – по количеству участников группы; музыка “Звуки фэн-шуй”, “Менуэт”, “Для релаксации”.

Для группы Артистов: бумага А4 плотная, шляпная резинка, ножницы, восковые мелки; ткань обрезы или портьеры, тюль; шляпы и шляпки различных фасонов; грим; музыка – вальсы Штрауса.

3 7-10 мин. Подготовка к встрече Развитие коммуникативных навыков, готовности к сотрудничеству и других социально-психологических свойств личности

Развитие личностной критичности

-
4 10-15 мин. Встреча Формирование способности построения своей деятельности в контексте ситуации и отношений с другими людьми

Развитие способностей самопрезентации

Учебный кабинет, колокольчики по количеству Хрустальных людей
5 20-25 мин. Обсуждение и завершение игры Развитие рефлексии и саморефлексии

Развитие и осмысление личной системы жизненных ценностей и смыслов

Кусочки горного хрусталя по количеству Артистов

Подробный сценарий игры.

Класс встречается в учебном кабинете (1 этап). Ведущие предлагают ребятам на выбор две встречи – два занятия, на которых они приобретут особые знания и способности, но в каждом сможет участвовать только половина класса. Класс самостоятельно делится на две группы, в каждой оказываются ребята, которым комфортно и интересно друг с другом. Далее ведущие разводят участников в разные кабинеты: одну группу в актовый зал или другое помещение, предполагающее наличие сцены, - это группа Артистов. Другую – в гостиную или другое помещение, оформленное в стиле Хрустального замка. О том, чем они будут заниматься, как называется их группа, ребята узнают от своего ведущего в начале занятия.

Работа группы Артистов (2 этап) строится на основе занятия по сценическому мастерству с общей информацией о профессии артиста. Проводит занятие преподаватель театральной студии (или педагог-организатор). Вначале в качестве разминки можно предложить упражнение на беспредметное действие: все сидят/стоят полукругом; первый передает какой-то воображаемый предмет, вещь, следующий берет, предполагая для себя, что это такое, передает его следующему и так до конца. Затем ведущий спрашивает ребят, какой предмет они себе представляли. Отвечают, начиная с последнего. Первый говорит, какой предмет или вещь он “отдавал”.

После разминки ведущий предлагает ребятам сыграть в кукольный магазин. Он сам будет выступать в качестве продавца, поэтому он точно должен знать свой товар. Куклы должны быть готовы к открытию магазина, которое состоится… (далее называется вымышленная дата, но конкретное время – через 40 минут от начала работы на этом этапе). Ребята самостоятельно выбирают, какой куклой они будут: заводной, механической, роботом, простой игрушкой. Определяют свой костюм, макияж, назначение (игрушка для ребенка определенного возраста, сувенир, тематическая, ритуальная). Продумывают, какие движения и будет ли выполнять кукла, будет ли она говорящей, какой у нее характер, мимика. В процессе подготовки ребята обучаются нехитрым приемам выражения различных эмоций и чувств, вживания в роли различного характера (трагическую, комическую, драматическую), поведения на сцене и пр. Когда подготовка завершена, вместе с ведущим-продавцом решается вопрос, где и как будут располагаться куклы на сцене, т.е. идет оформление “витрины магазина”. Когда все куклы расположились на свои места, ведущий дает команду “Замерли!”. Ведущий быстро меняет свой образ (костюм, аксессуары) на образ продавца, включает тихую медленную музыку (вальсы Штрауса). Дети наблюдают эту смену, понимают, что представление начинается, они – куклы, продавец пришел в магазин:

Ах, (продавец всплескивает руками, тревожно) еще ничего не готово, ничего не готово… А скоро придут дети с мамами, папами, будут смотреть моих кукол, выбирать, покупать, будут забирать их домой, (с гордостью) будут играть с ними, любоваться на них. (озабоченно) А вдруг что-то не так? Что-то поломалось, не работает?! Надо проверить, все проверить…

Продавец ходит по залу и проверяет, насколько устойчиво стоят куклы, работают ли и т.п. Это, действительно, спектакль, поэтому от настроя ведущего, зависит, как сыграют дети эту сцену.

Все работает, все отлично. (в зал, торжественно, раскинув руки) Магазин открыт! (поклон) Занавес, (детям) спектакль окончен, всем спасибо! Вы можете пока не снимать макияж, не освобождаться от атрибутов роли. Впереди у вас последнее задание.

Заключительным заданием (3 этап) является следующее:

Итак, теперь вы знаете, в чем заключается профессия артиста, чем она отличается от других, чего она требует от человека, решившего посвятить свою жизнь служению Мельпомене. Сейчас перед вами будет поставлена задача, которую вы можете решить коллективно, индивидуально или разбившись на группы, но самостоятельно. Потом я отведу вас в помещение, где вас ждут участники другой группы. Вы не знаете, кто они и чему обучались. Ваша задача: поднять сидящих.

Ребята самостоятельно готовятся, роль ведущего – наблюдатель, на все вопросы ребят он повторяет задание, в крайнем случае, можно уточнить: “вам ничего не запрещено”.

Работа группы Хрустальных людей (2 этап) проводится в помещении без мебели, кроме стульев и/или кресел. Ведущий в облачении из белого и голубого (любого прозрачного или блестящего) материала приглашает участников занять любое место в комнате. Звучит запись “Звуки фэн-шуй” (колокольчики, журчание воды, звуки природы, звон Музыки ветра).

Ведущий (медленно, нараспев): Выберите наиболее комфортное для себя место в этом зале. Устройтесь поудобнее, закройте глаза и вслушайтесь в звуки, окружающие вас: переливы хрустально чистой горной реки, перезвоны хрустальных колокольчиков, хрустально звонкое и чистое пение дивных птиц… Вы находитесь в царстве Хрусталии. Люди, живущие здесь, тоже хрустальные, поскольку являются Хранителями хрустальных сердец. Сегодня вы – жители нашего царства. Протяните вперед руку. Вы получите волшебный камень, благодаря которому приобретете знания и способности хрустальных людей (Ведущий по очереди обходит детей и вкладывает в руки кусочки горного хрусталя) Сожмите его между ладонями, почувствуйте, как он наполняется вашим теплом и как, многогранно увеличив его, возвращает вам свою чистоту, нежность, тепло и… хрупкость. Вы – хрустальные люди: благородство камня внутри вас, его чистота и свет очищает ваши мысли и желания. Только светлые помыслы, доброта, любовь и стремление щедро делиться этим наполняют вас… (Звуки становятся тише, через несколько секунд тишины звучит тихая спокойная музыка) Откройте глаза, посмотрите вокруг, улыбнитесь друг другу… Расскажите, что вы сейчас чувствуете и ощущаете… Итак, вы чувствуете себя спокойно, вас ничто не тревожит, но вы помните о том, что вы – хрустальные люди, и как все, что сделано из хрусталя, вы – хрупки. Как хрустальный бокал, упав или стукнувшись, может разбиться, так и вы при неосторожном обращении можете погибнуть. Берегите хрустальное сердце в хрустальном теле. А сейчас мы будем учиться быть Хрустальными людьми.

Правило первое: течение жизни в Хрусталии плавное и небыстрое, поэтому движения Хрустальных людей такие же (далее разучивается несколько движений, поз и па, из менуэта, которые выполняются участниками напротив друг друга без соприкосновения).

Правило второе: мы любим тихий перезвон нашего хрусталя, поэтому и речь Хрустальных людей тиха и красива (далее участники придумывают как можно больше эпитетов с прилагательными чистый, нежный, звонкий, искристый, прозрачный и др. и посвящают их участникам группы).

Правило третье: хрусталь – отзывчивый камень, он чувствует холод людской души и ее тепло и сердечность, но Хрустальные люди из всех чувств предпочтение отдают любви. Сколько песен, стихов сложено на эту тему, сколько счастья и слез может принести любовь! Самое ценное в ней – она сама, ее присутствие в жизни и душе человека. Вспомните сейчас человека, которому вам хотелось бы сказать, как вы любите его. Зажгите свечу и напишите ему об этом (признания пишутся на фольге уголком хрусталика; символично – от самого сердца, хрустального… Затем письма сворачиваются, важно сделать это так, чтобы письмена не разгладились. Закончивший тушит свою свечу, когда погасла последняя свеча, несколько секунд темнота и тишина; затем звучат “хрустальные” звуки, включается неяркий свет).

Закончилось ваше обучение. Вы стали настоящими Хранителями хрустальных сердец. Скоро вы вернетесь в мир других людей. Вы уже поняли, что он не такой как Хрусталия. Но вы познали мудрость и любовь, сохраните свою хрустальную чистоту, берегите хрупкое хрустальное сердце и тело.

Далее (3 этап) группа, особо передвигаясь, проходит в помещение, с которого все начиналось, рассаживается на выбранные места, ведущий дает последнюю инструкцию:

Сейчас сюда войдут участники другой группы. Вы не знаете, кто они и чему обучались. Самое безопасное состояние для вас – Хрустальных людей – сидеть. Вы можете передвигаться, только если будете чувствовать себя в безопасности. Если почувствуете себя “разбитым”, звоните в колокольчик (участникам группы раздаются колокольчики).

Встреча (4 этап). Группы в определенном порядке возвращаются в кабинет. Сначала заходят и рассаживаются Хрустальные люди, у них должно быть до 5 минут на то, чтобы найти комфортное и безопасное для себя место, договориться о стратегии поведения.

Затем заходит группа Артистов и выполняет свое последнее задание. Ведущие – в роли наблюдателей. Действо может быть остановлено ведущими или может логически завершиться самими участниками.

Встреча может закончится одним из двух вариантов: 1) в ходе действий Артистов кто-то из Хрустальных людей или все “погибают”, “разбиваются”, тогда звучат колокольчики; 2) действия Артистов приводят к тому, что Хрустальные люди начинают двигаться, но чувствуют себя в безопасности.

После завершения встречи (5 этап) ведущий-психолог просит участников сесть в круг. Звучат звуки фэн-шуй и тихая спокойная музыка.

Ведущий: Игра закончена. Мы возвращаемся в наш класс, но возвращаемся с багажом новых знаний и уникальных способностей. До обсуждения игры и встречи я прошу каждого сказать, что он сейчас чувствует (мягко пресекаются попытки говорить о чем-либо другом, кроме чувств, испытываемых в данный момент).

Вопрос к Хрустальным людям: что вы чувствовали, когда в класс зашла другая группа?

Вопрос к Артистам: что вы чувствовали, когда встретили такую реакцию сидящих на ваши действия?

Есть ли у вас вопросы, которые вы хотели бы задать друг другу, ведущим или участникам другой группы?

Обязательно обсуждается, почему именно такую стратегию поведения выбрали, чего хотели достичь тем или иным действием, какой результат получили. Далее обсуждение продолжается в зависимости от того, как прошла встреча, что чувствуют участники игры.

Заключительное слово ведущего: Каждый человек по-своему хрустален. Хрупка и беззащитна жизнь человека, его душа. Разбить сердце легко нечаянным жестом, неумным словом, ненароком, мимоходом. И даже наша радость, наше желание устроить другому праздник могут обернуться для него страданием, если было применено насилие... Вокруг нас много хрустальных людей и вы тоже имеете эти свойства: быть нежным, тонким, чувствительным, любящим. Берегите свои сердца и сердца других хрустальных людей.

В память об игре группе Артистов также вручаются хрусталики.

Комментарий.

Название игры “Хрустальные люди” озвучивается для ее участников после того, как она закончилась, во время обсуждения. Важно, чтобы у ребят-Артистов не возникло ощущения своей “плохости”. Хрустальные люди были разбиты не потому, что Артисты такие плохие. Мы каждый день в обычной жизни имеем возможность применять средства насилия по отношению к другим или себе. И во время обсуждения многие ребята рассуждают о возможности и необходимости применять эти стратегии поведения в той или иной ситуации. Именно в этом мы видим бесценный опыт познания себя с точки зрения собственного применения средств насилия в общении с другими людьми и по отношению к себе.

Содержание и соответственно название группы Артистов может быть заменено другим, например, Учителя, Менеджеры по охране экологии помещения (уборщики), Организаторы и др. Работа группы не имеет серьезной профориентационной направленности, и поэтому группа может быть названа условно самими детьми, если работа с ними строится по типу свободного занятия с набором психологических упражнений, например, на развитие коммуникативных способностей. Название в этом случае необходимо для удобства обобщения во время обсуждения встречи: ребята такой-то группы.

Сюжет простой игры “Хрустальные люди” прост и удобен для его использования в других формах развивающей работы. Я проводила эту игру несколько раз в разных вариантах: как малую во время интегрированного урока по обществознанию и психологии “Насилие и не-насилие”, как фрагмент уроков психологии при изучении стратегий поведения, ценностей, эмоций и чувств, как внеклассное мероприятие с целью коррекции межличностных отношений в классе и группе интерната.

Класс по желанию делится на две группы, одна выходит за дверь кабинета или в другое помещение, ей дается следующая инструкция: “Вы не знаете, кто те, что остались в кабинете. Ваша задача – поднять сидящих. Вы можете решить ее индивидуально, коллективно или разбившись на группы”. Группе, оставшейся в кабинете, озвучивается следующий текст: “Вы – хрустальные люди. Самое безопасное состояние для вас – сидеть. Вы передвигаетесь только, если чувствуете себя в безопасности. Сейчас вы можете выбрать стратегию поведения индивидуально, коллективно или разбившись на группы”.

Как показал опыт, обязательно несколько хрустальных людей будет “разбито” при помощи применения стратегии насилия, когда их хватают за руки, тянут, тащат, тормошат и пр. Во время обсуждения выясняется, что мало кто догадывается просто спросить “А вы кто? Какую инструкцию вы получили?”. Почему-то задание “поднять сидящих” воспринимается как “заставить встать” (я уже зачитываю инструкции, чтобы во время обсуждения была возможность “с листа” подтвердить, что этих слов в ней нет) и соответственно этому применяются средства. Ярким примером применения стратегии насилия стала стратегия, предложенная детям педагогом (почему я больше и не практикую смешанные группы): вбежать с криками “Ура! Праздник! Бежим с нами!”, если не побегут, схватить и потащить. Так была “разбита” вся группа, а потом дети плакали и укоризненно смотрели на учителя… Хороший урок всем, но восстанавливать доверие детей учителю пришлось потом долго. Проводить эту игру отдельно для педагогов мне не доводилось, но очень хорошо сыграли, когда в роли Хрустальных людей были дети, а педагоги и родители составили команду “Динамит” (во время обсуждения выяснили, как красноречиво подтвердило оно, предложенное кем-то из родителей, выбранную всей командой стратегию поведения; сами взрослые были в шоке).

Мне очень нравится этот сюжет, у него большой диагностический и развивающий потенциал, важно только правильно проводить обсуждение в определенной группе и ситуации, т.е. очень четко себе представлять, с какой целью ты вводишь группу в это действо.