Доклад по теме: "Авторские программы и требования, предъявляемые к ним"

Разделы: МХК и ИЗО


Эпиграф:

“Обучение рисованию, как это давно признано в образованных странах, составляет столь важный предмет для развития в детях способности наблюдать и размышлять, что ему должно быть отведено в школе одинаковое место с другими предметами. Так ребенок будет шире и многосторонней знакомиться с реальной действительностью, изучая ее, и в то же время привыкать к правильному восприятию искусства…”

П. П. Чистяков.

Учебная программа – нормативный документ, раскрывающий содержание знаний, умений, навыков по учебному предмету, а также логику изучения тем и общую дозировку времени на их изучение. Программа определяет научную и духовную ценностную направленность преподавания предмета, дает оценки событий и фактов. В программе определяется структура учебного материала, расположение его по годам обучения и внутри каждого года. Полнота усвоения программных знаний, умений и навыков учащихся – один из критериев успешности и эффективности процесса обучения.

Поскольку обучение ведется в соответствии с определенными программами, мы с вами и будем сегодня говорить об …см.приложение 1 слайд.

Авторские программы и требования, предъявляемые к ним.

2 слайд.

Цель любого образования –
научить любить красоту.
Платон

3 слайд.

Как плодоносное поле без возделывания не дает урожая – так и душа. Возделывание души – это и есть философия: она выпалывает в душе пороки, приготовляет души к принятию посева и вверяет ей – сеет, так сказать, – только те семена, которые, вызрев, приносят обильный урожай. Цицерон.

Мы с вами обучаем детей изобразительному искусству, в школе – это во многом игра, импровизация, но одновременно мы решаем очень важные задачи: духовно и творчески развить личность, привить любовь к искусству, воспитать грамотного зрителя. Ведь …

4 слайд.

“…Художник – это только часть художественной культуры народа. Вторая, не менее существенная – Зритель…. Художником, поэтом станет только один из тысячи. Зрителем должен стать каждый.

Кто взрастит зрителя? Учитель! Только Учитель!”. Б. М. Неменский.

5 слайд.

В художественной педагогике в настоящее время предполагается комплексный подход к интеграции предметов гуманитарно-эстетического цикла. Звучат идеи интеграции базового общего и дополнительного образования на единой основе миропонимания через искусство, что позволит на всем протяжении обучения получать подготовку в соответствии с индивидуальными особенностями, способностями, интересами, уровнем художественного и интеллектуального развития. Интеграция всех видов искусства предполагает общий методологический подход, единство целей, задач, принципов, разнообразие путей реализации на основе специфики каждого вида искусства.

Основные формы реализации содержания учебного предмета фиксируются в соответствующих учебных программах.

Прежде чем говорить о требованиях к самим программам, давайте вспомним что, в свою очередь, требуют от нас при усвоении программных знаний, умений и навыков учащимися и каких успехов достигнуть в результате обучения. Итак,

Содержание образовательной области “Искусство”: (содержание и структуру предметов образовательной области “Искусство” определяет концепция содержания образовательной области “искусство”.

В эту область входят:

  • Изобразительное искусство
  • Музыка
  • Мировая художественная культура

Содержание образования (учебного предмета)является компонентом учебного процесса, его нельзя рассматривать изолированно. Учебный предмет может быть сконструирован только в логике процесса обучения.

Учебный предмет – это средство передачи содержания образования с помощью педагогической инструментовки.

А формы реализации содержания учебного предмета фиксируются в соответствующих учебных программах.

6 слайд.

Исходя из природы искусства и его воздействия на развивающуюся личность ребенка, концепция содержания образовательной области “искусство” так определяет цели и задачи преподавания:

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО
ОБРАЗОВАНИЯ ПО ИСКУССТВУ

Изучение искусства в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • развитие эмоционально-ценностного отношения к миру, явлениям жизни и искусства;
  • воспитание и развитие художественного вкуса учащегося, его интеллектуальной и эмоциональной сферы, творческого потенциала;
  • освоение знаний об искусстве, о классическом наследии отечественного и мирового искусства и современном творчестве; ознакомление с выдающимися произведениями русской и зарубежной художественной культуры;
  • овладение практическими умениями и навыками художественно-творческой деятельности;
  • формирование устойчивого интереса к искусству, к художественным традициям своего народа и достижениям мировой культуры.

7 слайд.

Изучение изобразительного искусства направлено на достижение следующих целей:

  • развитие художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности;
  • воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна; знакомство с образным языком изобразительных (пластических) искусств на основе творческого опыта; формирование устойчивого интереса к изобразительному искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности;
  • освоение знаний об изобразительном искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира и его преобразования; о выразительных средствах и социальных функциях живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры;
  • овладение навыками художественной деятельности, разнообразными формами изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, представлению, воображению); в декоративной и художественно-конструктивной работе; предоставление возможности для творческого самовыражения и самоутверждения, а также психологической разгрузки и релаксации.

8 слайд.

Программы определяют, что…

В результате изучения изобразительного искусства ученик должен

знать

  • основные виды и жанры изобразительных (пластических) искусств;
  • основы изобразительной грамоты (цвет, тон, колорит, пропорции, светотень, перспектива, пространство, объем, ритм, композиция);
  • выдающихся представителей русского и зарубежного искусства и их основные произведения;
  • наиболее крупные художественные музеи России и мира;

9 слайд.

уметь

  • применять художественно-выразительные средства графики, живописи, скульптуры, художественного конструирования в своем творчестве;
  • определять средства выразительности при восприятии произведений; анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и жанров изобразительного искусства;
  • ориентироваться в основных явлениях русского и мирового искусства, узнавать изученные произведения;
  • объяснять роль и значение изобразительного искусства в синтетических видах творчества;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • для эстетической оценки явлений окружающего мира;
  • при восприятии произведений искусства и высказывании суждений о них;
  • художественные материалы в своем творчестве (гуашь, акварель, тушь, природные и подручные материалы);
  • средства художественной выразительности (линия, цвет, тон, объем, светотень, перспектива, композиция) в самостоятельной творческой деятельности: рисунке и живописи (с натуры, по памяти, воображению), в иллюстрациях к произведениям литературы и музыки, декоративных и художественно-конструктивных работах (дизайн предмета, костюма, интерьера).

10слайд.

Итак, мы уже сказали, что…

Учебная программа – нормативный документ, раскрывающий содержание знаний, умений, навыков по учебному предмету, а также логику изучения тем и общую дозировку времени на их изучение.

11 слайд.

Выяснили, что учебные программы…

Фиксируют содержание и основные формы реализации содержания учебного предмета.

При составлении программ используют следующие разделы:

12 слайд.

  • Авторские программы, получившие широкую общественную значимость, прошедшие экспертную оценку Министерства образования и науки России и апробацию, получают гриф “Допущено (или рекомендовано) Министерством образования и науки РФ”.

При выборе такой программы для преподавания предмета “Изобразительное искусство” в школе не требуется дополнительной экспертной оценки.

Они приобретают статус программы федерального уровня (например, программы по изобразительному искусству В. И. Кузина, Б. М. Неменского, Т. Я. Шпикаловой и др.).

13 слайд.

  • Авторские учебные программы с учетом требований примерной программы могут следовать иной логике построения учебного предмета, отражать собственные подходы автора к рассмотрению тех или иных теорий, выражать авторскую точку зрения относительно изучаемых явлений и процессов. Такие программы должны иметь рецензии ученых в данной предметной области, педагогов, психологов, методистов.
  • Важно учесть концепцию и задачи образовательного учреждения, в котором будут реализовываться выбранная программа, желания и возможности детей, а также материально-технические условия реализации программы.
  • При наличии рецензий программы утверждаются пед.советом

14 слайд.

можно по разному выстроить логику и структуру изучения предмета, создав вариативную авторскую программу, однако в любом случае она должна отвечать следующим критериям:

Критерии, которым должна отвечать авторская программа:

  • Научность
  • Доступность
  • Наличие Учебно-методический аппарата

15 слайд.

Научность содержания:

  • изложение научных основ учебной дисциплины;
  • корректность введения научных понятий;
  • строгость приводимых доказательств соблюдение общепринятой научной терминологии и символики;
  • раскрытие научных понятий в соответствии с достижениями современной науки;
  • учет исторических аспектов возникновения и развития базовой для учебной дисциплины науки
  • наличие мировоззренческих обобщений, направленных на формирование научной картины мира
  • прикладная направленность предлагаемого материала.

16 слайд.

Доступность содержания:

  • соответствие учебного материал примерной программе,
  • посильность учебного материала учащимся данного возраста,
  • учет их психолого-педагогических особенностей;
  • соответствие учебного материала предшествующей подготовке и уровню развития учащихся;
  • дифференцированность теоретического и практического материала для достижения лучших результатов обучения;
  • четкость формулировок определений, задач и т. д.;
  • ясность, точность и лаконизм изложения

17 слайд.

Учебно-методический аппарат:

  • систематичность, логичность и последовательность изложения материала соблюдение преемственности, уровневая и профильная дифференциация; использование передового опыта; воспитательный и образовательный характер учебного курса;
  • направленность учебного материала на развитие творческих способностей учащихся и навыков самообразования; формирование интереса учащихся к предмету и его практическому применению; межпредметные связи;
  • методическая ценность иллюстративного, справочного материала и других средств обучения;
  • наличие средств организации самостоятельной учебной деятельности учащихся (структурирование учебного материала: обязательный, дополнительный и т. д.;
  • вопросы для самоконтроля; указания по работе с книгой и т. д.

18 слайд.

Содержание программ по предмету “Изобразительное искусство” должно строится с учетом психолого-физиологических возрастных особенностей учащихся, которые нужно учитывать на разных периодах обучения, при решении воспитательных и образовательных задач.

  • Важно учесть концепцию и задачи образовательного учреждения, в котором будут реализовываться выбранная программа, желания и возможности детей, а также материально-технические условия реализации программы.

19 слайд.

Требования к содержанию и оформлению образовательных программ утверждены на заседании Научно-методического совета по дополнительному образованию детей Министерства образования России 3 июня 2003 года и изложены в письме Министерства образования Российской Федерации от 18 июня 2003 г. № 28-02^84/16.

20 слайд.

Содержание образовательных программ должно соответствовать

  • —достижениям мировой культуры, российским традициям, культурно-национальным особенностям регионов;
  • —определенному уровню образования (дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования);
  • направленностям дополнительных образовательных программ (научно-технической, спортивно-технической, художественной, физкультурно-спортивной, туристско-краеведческой, эколого-биологической, военно-патриотической, социально-педагогической, социально-экономической, естественно-научной и др.);
  • современным образовательным технологиям, которые отражены в: принципах обучения (индивидуальности, доступности, преемственности, результативности); формах и методах обучения (активных методах дистанционного обучения, дифференцированного обучения, занятиях, конкурсах, соревнованиях, экскурсиях, походах и т.д.); методах контроля и управления
    образовательным процессом (анализе результатов деятельности детей); средствах обучения (перечне необходимого оборудования, инструментов и материалов в расчете на объединение обучающихся).

21 слайд.

Содержание образовательных программ должно быть направлено на:

  • —создание условий для развития личности ребенка;
  • развитие мотивации личности к познанию и творчеству;
  • обеспечение эмоционального благополучия ребенка;
  • —приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям;
  • —профилактику асоциального поведения;
  • —создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности
    ребенка, ее интеграции в систему мировой и отечественной культур;
  • —интеллектуальное и духовное развитие личности ребенка;
  • —укрепление психического и физического здоровья;
  • —взаимодействие педагога дополнительного образования с семьей.

22 слайд.

Цели и задачи образовательных программ должны обеспечивать обучение, воспитание, развитие детей.

Образовательная программа должна включать следующие структурные элементы: (т.е. содержать определенные разделы)

  • Титульный лист.
  • Пояснительную записку. . (+ требования к знаниям и умениям учащихся)
  • Учебно-тематический план
  • Содержание изучаемого курса.
  • Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы.
  • Список рекомендуемой литературы.

Проектирование содержания образования на уровне учебного материала осуществляется в учебной литературе (учебники и уч.пособия)

23 слайд.

Титульный лист.

  • наименование образовательного учреждения, согласно Устава МОУ;
  • где, когда и кем утверждена образовательная программа; (утверждается педсоветом или метод советом за
    подписью и печатью директора школы)
  • название образовательной программы;
  • возраст детей, на которых рассчитана программа;
  • срок реализации программы;
  • Ф.И.О., должность автора (авторов) образовательной программы;
  • название города, населенного пункта;
  • год разработки дополнительной образовательной программы.

24 слайд.

Пояснительная записка.

  • направленность образовательной программы;
  • новизну, актуальность, педагогическую целесообразность;
  • цель и задачи образовательной программы;
  • отличительные особенности данной программы от уже существующих;
  • возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы;
  • сроки реализации дополнительной образовательной программы (продолжительность образовательного процесса, этапы);
  • формы и режим занятий;
  • ожидаемые результаты и способы их проверки; (требования к знаниям и умениям учащихся)
  • формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы (выставки, фестивали, соревнования, учебно-исследовательские конференции и т.д.).

25 слайд.

Учебно-тематический план.

  • перечень разделов, тем;
  • количество часов по каждой теме с разбивкой на теоретические и практические виды занятий.

26 слайд.

Содержание образовательной программы раскрывается через краткое описание тем (теория и практика).

27слайд.

Методическое обеспечение программы включает в себя описание:

  • форм занятий, планируемых по каждой теме или разделу (игра, беседа, поход, экскурсия, конкурс, конференция и т.д.);
  • приемов и методов организации учебно-воспитательного процесса, дидактический материал, техническое оснащение занятий;
  • форм подведения итогов по каждой теме или разделу.

28 слайд.

Список литературы. Об авторе.

29 слайд.Заключение.

Стремительно летит время, одни ценности приходят на смену другим, и все это находит отражение как в изобразительном искусстве, так и в восприятии этого искусства детьми. Только творчество педагога, его постоянное стремление совершенствовать учебный процесс сориентирует его в выборе методической системы.

“Профессиональная пригодность к педагогической деятельности – это прежде всего желание к постижению ее мудростей, это готовность к постоянному совершенствованию этой деятельности”. В. А. Сластенин.

Презентация

21.03.2007