"Г.Х. Андерсен - великий детский сказочник". Урок чтения и начального литературного образования

Разделы: Начальная школа


Урок проводится по учебнику “В одном счастливом детстве”, часть II Р. Н. и Е. В. Бунеевых, раздел 6, “И кот учёный свои мне сказки говорил”.

Цели:

  1. Познакомить с историей создания некоторых произведений Андерсена, показать связь произведения с личностью автора и его биографией.
  2. Создать условия для “живого” знания, т. е. духовно – нравственного сопереживания сказок Андерсена.
  3. Развивать все виды и формы образного мышления и умение отражать свои переживания в речи.

Тип урока: урок-закрепление изученного материала, 2-й урок по теме

План содержания учебного материала

  1. Историческое создание сказок Андерсена.
  2. Знакомство с биографией сказочника.
  3. Определение темы и духовно – нравственного содержания сказок.

Методы и приёмы

  1. Иллюстративно – объяснительный метод.
  2. Фронтальная беседа.
  3. Фрагменты диафильмов.
  4. Для достижения поставленных целей и задач урока используются такие методы контроля:

а) визуальное наблюдение учителя с целью определить эмоциональный отклик на произведение:

б) анализ ответов учащихся, их направленность;

в) качество подготовки домашнего задания;

г) викторина;

д) активность класса, эмоциональность.

Ход урока.

Ханс Кристиан Андерсен - великий датский сказочник

- 3 мин. самостоятельного чтения с выключением “отложи книгу в сторону”.

- Ребята, мы третий год изучаем детскую литературу. У вас сложились определённые знания. Давайте вспомним:

    1. Что такое сказка?
    2. На какие группы делятся сказки? (волшебные, анималистические, бытовые, богатырские).
    3. А на какие группы делятся сказки по авторской принадлежности? (народные и литературные, авторские).
    4. С какой сказкой мы познакомились на прошлом уроке. (“Стойкий оловянный солдатик”).
    5. К какой группе она относится? (авторская)
    6. Кто автор (Ханс Кристиан Андерсен)

- Итак, тема сегодняшнего урока “Ханс Кристиан Андерсен - великий датский сказочник”.

- Одним из уровней домашнего задания был пересказ. Кто готов представить свою работу. Я рекомендую воспользоваться планом, который мы составили на прошлом уроке.

Рассказ детей по плану.

    1. Знакомство солдата с танцовщицей.
    2. Ночное происшествие.
    3. Шутки гадского тролля.
    4. Вот так стойкость!
    5. Последняя встреча.

- Итак, счастливый конец у сказки или нет? (нет)

А может быть и да, ведь герои любят друг друга. Это особый дар – любить. Пускай перед смертью, но они оказались вместе.

Ну, а вообще, хорошо это или нет, что нам после прочтения сказки стало грустно? Читая сказки, человек верит во что? (в победу добра над злом)

А почему сказки Андерсена такие грустные? Зачем он писал такие грустные сказки?! Давайте вместе поразмышляем на сегодняшнем уроке!

- Помните, я вам говорила, как льют колокольчики? В каждый колокольчик обязательно добавляют каплю серебра. Вот он и звенит…

- Если в смешную сказку добавить каплю чистой грусти, она тоже зазвенит. Всякий раз после сказки Андерсена мы словно слышим звон, долгий и робкий. Потом можно даже забыть, о чём она, но робкий звон навсегда останется в сердце.

- Вы слышали “звон грусти” в этой сказке? В чём он?

Какую мысль автор спрятал между строк?

Следующий уровень домашнего задания. Надо было в тетради написать ответ на вопрос, в чём заключается главная мысль сказки?

Прочитаем несколько ответов.

- Молодцы! Но вернёмся к заглавию сказки. Ведь в ней двойной смысл.

Первый понятен сразу: стойкость – умение уверенно стоять на одной ноге.

Второй смысл открывается вдумчивым читателям. Стойкость – это сила духа. Происшествия в сказке детские, а чувства - настоящие, достойные уважения.

Когда я впервые в детстве прочитала эту сказку, я заплакала. Ну, неужели нельзя было сделать так, чтобы оловянный солдатик спокойно дожил до старости?!

- А как вы думайте, что смогло послужить толчком для написания сказки? (Однажды когда Андерсен шёл по городу, к нему подбежал мальчик и подарил ему оловянного солдатика в благодарность за сказки, написанные им).

А есть ещё одна версия. О ней рассказывает Геннадий Циферов в книге “Мой Андерсен”.

- Кристиан родился 2 апреля 1805 г. в старом датском городе Оденсе в семье сапожника и прачки. Он был единственным ребёнком в семье. Но сколько ни трудился отец – сапожник, семья никак не могла свести концы с концами, вечно не хватало денег. И тогда, махнув на всё рукой, отец Ханса пошёл в солдаты. Сапожник сделал это вместо какого-то богача, и тот щедро заплатил ему.

Грустно, но что поделаешь? Даже если бы отец Андерсена починил все сапоги города, он не получил бы столько денег. Так и стал сапожник генералом. Высокая меховая шапка – гордость блистательного гвардейца – вечно лезла ему на глаза, а в дождь он просто походил на пугало. И в полку частенько хохотали над ним. Но грянул бой, и смех кончился. В сражении тот маленький солдат держался стойко и прямо. И, наверное, за такую храбрость получил бы награду. Но война императором была проиграна. Из последнего похода Андерсен-отец вернулся совсем больным, и вскоре умер, так и не успев починить последний солдатский сапог. В тех рваных сапогах его и похоронили.

- Вот почему Андерсен написал эту сказку. Она - вечная память об отце, последний венок на его могилу!

- Но сегодня тому солдату завидуют даже маршалы. Почему? Как вы понимаете?

Потому, что он принёс миру великого сказочника. Не каждый сын напишет в память об отце книгу. Бывают дети талантливые, а бывают благодарные!

- Давайте обратимся к этому произведению и посмотрим фрагмент мультфильма (показывается фрагмент мультфильма, конец).

- А сейчас давайте вспомним, какие сказки Андерсена вам помнятся с детства?

- Сможете их отличить от других сказок? Как? (в каждой есть капля грусти)

Победа добра в сказке даёт нам оптимизм.

А печальное делает чёрствых людей добрее.

- Какова же была жизнь великого датского сказочника? Как удалось ему написать такие чудесные сказки?!

- Слушание рассказов детей об Андерсене, которые готовились заранее.

- Прежде чем рассказывать дальше, надо остановиться на том, что Андерсен умел радоваться всему хорошему, что попадается на каждой тропинке и на каждом шагу. Ведь его отец был натурой одарённой, поэтической, а мать отличалась редкой сердечностью. Всем этим они сумели наградить сына. Как это происходило? А этот секрет мы откроем вместе с вами, прочитав один текст из книги Геннадия Цыферова (о Дюймовочке). На столах детей тексты Г. Цыферова “Дюймовочка”.

- Посмотрим фрагмент мультфильма “Дюймовочка”

- Послушаем ещё два сообщения о жизни Андерсена.

- Кто-то из писателей сказал, что сказки делаются из того вещества, из которого состоят сны. Ханс умел превращать сны в удивительные сказки. А ещё сам Андерсен серьёзно уверял, что нет сказок лучше тех, которые создаёт сама жизнь. Ханс Кристиан прожил трудную, но прекрасную жизнь. Помните сказку о “Гадком утёнке”? Все вокруг его презирали и обижали, весь птичий двор считал, что он безобразен и ужасно смешон… А он вырос и превратился в прекрасную белую птицу. Помните, как там в сказке: “Что же вы теперь не смеётесь, куры и утки? А вы, господин индюк?”

- Сказка о “Гадком утёнке” - это иносказательная история жизни самого Андерсена. Не всем нравилось, что сын простого башмачника стал писателем. Но, тем не менее, к нему пришла мировая известность.

- А когда 4 августа 1875 г. его не стало, в Дании был объявлен национальный траур. За гробом этого человека шли все: от короля с целой свитой принцесс и принцев до городских бедняков.

- Прошли годы, и в Королевском саду в Копенгагене (столице Дании) был поставлен памятник Андерсену с надписью: “Воздвигнут датским народом”!

- Но, знаете, есть в Копенгагене ещё один памятник. Но он уже героине его сказки - “Русалочке”. Он перед вами (демонстрируется рисунок).Да, да, эта та самая удивительная красавица, которая жертвует жизнью во имя любви к человеку.

- И мы подходим к финальной части нашего урока. Это наша любимая игра. Предлагаю название сказок Андерсена. Одно слово в названии сказки закрыто. Вам надо догадаться и вставить нужное слово. Ключ к разгадке – ваши знания!

    1. … королева
    2. … утёнок
    3. …- Лукойе
    4. Новое … короля
    5. Свинья – …
    6. Калоши …

Счастье – какое замечательное слово. Именно этого я и хотела пожелать вам при встрече с новыми литературными произведениями. Мне было приятно с вами работать на уроке. Благодарю за поддержку, за сотрудничество. Спасибо!