Урок информатики во 2-м классе по учебнику А.В. Горячева, I часть

Разделы: Начальная школа


ЦЕЛИ:

  • Ввести понятие «алгоритм».
  • Научить составлению и выполнению алгоритма.
  • Научить поиску ошибок и исправлению алгоритма.
  • Развивать мышление, речь, память, воображение, внимание, коммуникативные навыки, умение оценивать себя и своего товарища.
  • Воспитывать любовь к предмету, взаимопонимание, аккуратность, чувство юмора.

ОБОРУДОВАНИЕ:

Круги разного размера и цвета (синего, оранжевого, зеленого, желтого, красного); картинки с изображением икринки, лягушки, головастика, личинки, гусеницы, куколки, бабочки; карточки с названиями дней недели, времен года, месяцев, цифры; изображение Буратино; книга А.Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино»; карточки с названием действий алгоритма; листочки в клеточку для диктанта по клеточкам; цветные карандаши или фломастеры; конфетка в фантике; учебник; реквизит для сценки; дерево с монетками- пятерками.

№ п/п

Ход урока

Примечание

1

Организационный момент.

Даем установку.

Мы пришли сюда учиться.
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно

Дети все вместе говорят стихотворение

2

Проверка домашнего задания

Собери круги в правильном порядке

На магнитной доске круги разного размера и цвета. Дети ставят круги от большего к меньшему

3

Повторение

- О чем говорили на прошлом уроке? (О последовательности действий)

- Что значит последовательно? (Действия, события, которые следуют в строгом порядке друг за другом)

- Расставь события последовательно (Икринка, лягушка, головастик; личинка, куколка, гусеница, бабочка)

Детям раздаются карточки с заданием расставить события последовательно (дни недели, времена года, месяцы, цифры).

Работа коллективная

На доске наглядный материал в виде картинок.

Учащиеся выходят к доске по одному и расставляют события последовательно

Работа в паре

Проверка, самооценка

4

Новая тема

- Сегодня мы узнаем, как называется последовательность действий, и научимся сами последовательно разбивать любое задание на действия, находить ошибки в последовательности действий. К нам на урок должен прийти один гость, но он ждет, когда мы его позовем.

Загадка:

С букварем шагает в школу
Деревянный мальчуган.
Попадает вместо школы
В полотняный балаган.
Как зовется эта книжка?
Как зовут того мальчишку?

Золотой ключик, или Приключения Буратино». Мальчика зовут Буратино. Написал - Алексей Толстой)

- Кого встретил Буратино, когда Карабас-Барабас дал ему золотые монеты? (Лису Алису и кота Базилио)

- Куда отправились лиса Алиса, кот Базилио и Буратино? (В страну Дураков)

- Зачем они отправились в страну Дураков? (Чтобы Буратино закопал монеты и стал богатым)

- Я сейчас прочитаю отрывок из книги, а вы слушайте внимательно, чтобы потом помочь Буратино правильно закопать монеты.

- Как правильно закопать монеты, чтобы выросло денежное дерево?

На доске появляется запись:

1. Выкопай яму.
2. Скажи: «Крекс, фекс, пекс».
3. Положи в яму золотой.
4. Засыпь землей.
5. Посыпь солью.
6. Полей.

Итак, у нашего Буратино есть задание закопать золотые. Но, чтобы выполнить это задание, он произвел много действий, которые шли в строгом порядке, т.е. по определенному плану. Такой порядок действий называют АЛГОРИТМ.

- Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке информатики? (Об алгоритме)

- Правильно, сегодня на уроке мы будем работать с понятием алгоритм, научимся сами составлять алгоритм и выполнять его. Один алгоритм мы уже составили. Кто догадался что это за алгоритм?

(Это алгоритм Буратино, который закапывал монеты последовательно)

- Каждый алгоритм должен иметь название, которое объясняет его цели. Как мы назовем алгоритм Буратино? (Закопай золотые)

- Кроме того, в конце каждого алгоритма нужно поставить команду «СТОП», которая скажет, что алгоритм закончился.

- Итак, что такое алгоритм? (Алгоритм – это порядок, последовательность действий).

- Что должен иметь каждый алгоритм? (Название)

-Какая команда завершает алгоритм? (Команда «СТОП»)

АЛГОРИТМ

Это порядок действий
*
Имеет название
*
команда «СТОП»

 

 

 

На доску вывешивается картинка с изображением Буратино, который «вышел» из книги. Учитель показывает книгу

 

 

 

 

 

Учитель читает отрывок из сказки о том, как правильно закопать золотые, чтобы выросло денежное дерево

 

 

 

 

 

 

 

На доске появляется запись

АЛГОРИТМ

 

 

 

 

 

 

 

На доске появляется название алгоритма «Закопай золотые».

Появляется запись «СТОП»

 

 

 

На доске строится схема.

5 Работа по учебнику.

- А сейчас мы будем выполнять алгоритм «Найди задание».

1. Возьми учебник «Информатика».
2. Открой страницу 48.
3. Найди задание 31.
4. Стоп.

- Вы выполнили алгоритм «Найди задание», а сейчас выполним это задание.

На доске записан алгоритм.

 

 

Проверка, самооценка.

6

Ф И З М И Н У Т К А

«БУРАТИНО»

Буратино потянулся,
Раз нагнулся, два нагнулся,
Руки в стороны развел,
Видно ключик не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.

«КУКЛА»

Голова вперед, голова назад,
Голова вперед, назад и прямо.
Голова назад, голова вперед,
Голова назад, вперед и прямо.
Ухом влево, ухом вправо,
Ухом влево, вправо, прямо.
Носом влево, носом вправо,
Носом влево, вправо, вперед.

 

7

Диктант по клеточкам.

- Как вы думаете диктант по клеточкам - это алгоритм? (Да) Почему? (Потому что нужно все делать последовательно)

- Слушаем внимательно, работаем старательно.

1 клеточка вправо, 3 клеточки вверх, 3 клеточки влево, 3 клеточки вниз, 1 клеточка вправо, 1 клеточка вниз, 3 клеточки влево, 1 клеточка вниз, 2 клеточки вправо, 3 клеточки вниз, 1 клеточка влево, 1 клеточка вниз, 2 клеточки вправо, 2 клеточки вверх, 1 клеточка вправо, 2 клеточки вниз, 2 клеточки вправо, 1 клеточка вверх, 1 клеточка влево, 3 клеточки вверх. 2 клеточки вправо. 1 клеточка вверх, 3 клеточки влево, 1 клеточка вверх, СТОП.

- Кто у вас получился? (Робот) Дорисуй его.

- Покажите, какие роботы у вас получились? Они вам понравились? Какую оценку вы поставите себе? Своему другу?

 

 

Дети дорисовывают роботу колесики, антенны, глазки и т.д.

Учащиеся выходят к доске, показывают своих роботов, оценивают себя и своего товарища. Учитель выборочно ставит оценки

8

Игра «Выполни действия»

- Сейчас я на некоторое время стану роботом. Робот-это машина. Он во всем слушается человека и выполняет только то, что ему говорят. Давайте зададим ему задание, а он его выполнит. Но команды нужно давать правильные и в правильном порядке, иначе робот запутается. Давайте попросим робота съесть конфетку, которая лежит у меня на столе. Что сначала он должен сделать?

В конце концов должна получиться последовательность команд.

Съешь конфетку.

1. Возьми конфетку.
2. Разверни конфетку.
3. Съешь конфетку
4. Выброси фантик в мусорное ведро.
5. Стоп

Следующее задание для робота «Нарисуй на доске солнышко», выполняется учителем аналогично предыдущему заданию. Далее роботом «становятся» дети, которые выполняют алгоритмы «Сотри с доски», «Полей цветы» и т.п.

 

Дети дают разные команды. Робот реагирует с юмором на неправильные команды, или вообще их не делает.

9

Игра – физминутка «И мы!»

Правила игры: «Сказать: «И мы!» там, где это надо».
Пошла я однажды в лес … (И мы!)
И увидела на елке белку…(И мы!)
Сидит она на ветке и шишку грызет…
Я хлопнула в ладоши…(И мы!)
А белка перепрыгнула на другое дерево…
Я дальше пошла…(И мы!)
Смотрю на сосне дятел головой об нее стучит…
Я как свистну…(И мы!)
Дятел испугался и улетел…
А я дальше пошла…(И мы!)
Вдруг, вижу по земле уж ползет…
Я испугалась и остановилась…(И мы!)
А уж поднял голову, да как зашипит…
Я со страху убежала…(И мы!)

 

10

Работа по учебнику.

Стр. 48 Задание 33,34,35,36(разыгрывается сценка)

 

11

Самостоятельное составление алгоритмов. Индивидуально по карточкам. Ответы детей у доски. Самооценка.

Оценка.

12

Домашнее задание:

стр. 49 задание 38

 

13

ИТОГ УРОКА

- Какова тема нашего урока? Чему вы научились? Понравился ли вам урок? Что именно? Какую оценку вы себе поставите? Почему?

- Пока мы с вами учились составлять и выполнять алгоритмы, у нас «выросло» волшебное дерево с золотыми монетками – пятерками. Я благодарю вас за урок и дарю вам эти монетки.

Урок окончен

Открывается дерево с шоколадными монетками – пятерками. Учитель вручает их учащимся за хорошую работу на уроке.