"На ясный огонь" (Пушкинские мотивы в творчестве Б.Ш. Окуджавы). 9-й класс

Разделы: Литература

Класс: 9


Как известно, литературное развитие неразрывно связано, с одной стороны, со все усложняющимися и множащимися видовыми и жанровыми формами художественных произведений, с другой стороны, с возникновением и сменой художественных методов. Соглашаясь с этим, мы видим в возникновении жанра бардовской песни и социально-исторические причины, заключающиеся если не в желании создать какой-то новый художественный метод (такого, конечно, не было и в мыслях современных у бардов), то в стремлении отказаться от принципов так называемого социалистического реализма и по возможности вернуться к традициям лирики ХIХ века, органично сочетавшим в себе принципы классического реализма с признаками романтического литературного метода. Такой своеобразный отклик на официально признанный художественный метод соответственно породил в рамках лирического способа изображения новый жанр – внешне схожий с поэзией ХIХ – начала ХХ века, но открывающий, по сути, новый этап развития отечественной лирики.

Творческое отношение к истории, былым эпохам, в особенности к той из них, что связана с именем А.С. Пушкина, стало если не первым, то, по крайней мере, одним из основных в поэзии Б. Окуджавы. “Я начал с подражания Пушкину, затем Пастернаку”, – заметил Б. Окуджава в одной из бесед. [1] Пушкинское начало всегда присутствует в его поэзии.

Создавая свой неповторимый стиль, Окуджава опирался на мировоззрение тождественное творческому опыту и идейным, нравственным исканиям А. С. Пушкина, обратившись к народнопоэтической форме художественного изображения мира. Преемственность сказалась и в использование раннее выработанных художественно-изобразительных средств: метафоризация, яркие сравнения, звукопись. Ностальгия по тому историческому времени заставляет поэта, как уже было сказано выше, максимально эстетизировать и романтизировать прошлое, он постоянно внутренне ориентируется на этот “ясный огонь”; лучшее в нашей истории вечно, оно всегда с нами.

Тему урока в девятом классе определили следующим образом: “На ясный огонь”

Цели урока:

– выяснить, как развивается пушкинская тема в творчестве Б. Окуджавы;

– развивать умения сопоставительного анализа на примере стихотворений “Ваше Величество, Женщина” и “Я помню чудное мгновенье”;

– выявить художественные особенности поэтики стихотворений;

К уроку были даны следующие домашние задания:

Фронтальные:

1) перечитать стихотворения А. С. Пушкина, посвященные женщине (“Я помню чудное мгновенье”, “Я вас любил: любовь еще, быть может…”, “Признание”, “В отдалении от Вас”, “Красавица”).

2) Выявить сходство и различия в стихотворениях Пушкина и Окуджавы

3) Выписать из стихотворений слова, выражающие отношение лирических героев к женщинам.

Индивидуальные:

1) Подготовить выразительное чтение стихотворений “На фоне Пушкина снимается семейство”, “Ваше Величество, Женщина”, “Былое нельзя воротить”, “Я помню чудное мгновенье”.

На уроке использовали аудиозапись песни “На фоне Пушкина снимается семейство”. Словарно-фразеологическая работа: традиции, преемственность.

Урок начали с разговора о том, что через все творчество Булата Шалвовича Окуджавы проходит пушкинская тема, которая является одной из самых приоритетных в его поэзии. Пушкин для него идеал, “ясный огонь”, являющийся ориентиром всего его литературного творчества. Начиная с подражания Пушкину, опираясь на классические литературные традиции, он впоследствии нашел свой путь в поэзии, создал свой неповторимый стиль; его стихи покоряют своей необъяснимой теплотой, душевностью, индивидуальностью. Но, ведя разговор о литературных традициях, необходимо уточнить, что входит в это определение. Во-первых, поэт продолжает развивать основные темы творчества А. С. Пушкина – любви, дружбы, философская тема. Во-вторых, преемственность наблюдается в выборе художественно-изобразительных средств, не противоречащих грамматическому строю языка. Традиция проявляется и в произведениях, посвященных истории, именно в них автор описывает неиссякаемую преданность и уважение не только классическим идеалам, но и к прошлому вообще.

Далее переходим к обсуждению стихотворения “Приезжая семья фотографируется у памятника Пушкину, прочитанное подготовленным учеником. После чтения задаем вопрос классу: Какое значение имеет в стихотворении пушкинский фон,?

– Пушкинский фон в стихотворении имеет первостепенное значение, он расширяет пространство стихотворения. Семья, решившая сфотографироваться у памятника, при вспышке фотоаппарата, который является неким подобием машины времени, перемещается в другое историческое время со своим неповторимым колоритом, какой то аристократической утонченностью.

Поэт в этом случае использует прием метафоризации. Эта “птичка” не только помогает моментально изменить исторический фон, но и добавляет трогательную нотку всему произведению. Но все же автор синтаксическим повтором дает понять, что волшебство длиться лишь до тех пор, пока не закончится фотографирование, после вспышки опять возвратится реальность.

Несет ли на себе этот повтор еще какую-либо смысловую нагрузку?

– Этот повтор помогает понять позицию автора. Он, не смотря на восхищение культурой прошлого века, понимает, что былое уже не вернешь, что современный мир не повернешь назад в прошлое, но зато можно сохранить те нетленные традиции, заветы, которые являются опорой, фундаментом, толчком для дальнейшего развития и связующей ниточкой поколений. Эту мысль как раз и подтверждают первая и четвертая строфы.

Они образуют кольцевую композицию стихотворения, которая и несет на себе функцию подтверждения данной позиции автора.

Затем переходим к рассмотрению картины ХIХ века, развернутой поэтом в стихотворении: Как представлена панорама ХIХ века в произведении?

– Автор смог всего в двух строфах описать, представить пушкинский фон. С помощью приема расширения пространства очень ёмко показал то историческое время. Тверская улица такая широкая, просторная, кажущаяся бесконечной, люди, много людей пересекают её вдоль и поперек. Особенно выделяются женщины с загадочными и очень милыми улыбками, с утонченными чертами лица. И все наши мелкие страсти, наши предрассудки кажутся такими мелкими и ничтожными на этом фоне, что становится как-то трогательно весело, и улыбка умиления выступает на наших губах.

Далее учащимся было предложено прослушать песню “На фоне Пушкина снимается семейство. Мы решили не прерывать ее на половине, а прослушали до конца. Это было обусловлено и композицией и тем, что нам не хотелось нарушать общее восприятие произведения школьниками.

Затем учащимся было предложено задание: описать картины, которые представляются при прослушивании песни.

– Песня доставляет большое эстетическое удовольствие. Утонченное пение поэта и мелодичность гитарных переливов создают невероятное ощущение. Перед глазами проплывают картины прошлого: стройные женщины в изящных шляпках, широкая улица, по которой едут кареты с румяными кучерами, мужчины во фраках идут, гордо подняв головы, но все же мельком бросают взгляд на красивых барышень.

Какое впечатление производит на вас песня, о чем заставляет задуматься?

– Такое пение не будоражит душу, не взвинчивает нервы, оно только без всякого принуждения заставляет задуматься о тех ценностях, которые являются основой нашей духовной жизни: о том, что на нас возложена миссия хранить и обогащать традиции прошлого, о том, что в мире так много прекрасного, но мы этого часто не видим, а иногда не хотим замечать, что настоящее искусство всегда актуально и востребовано. Простота, доступность в сочетании с природной утонченностью и мудростью создают неповторимый стиль исполнения, который дает возможность глубже понять идею произведения.

Связь А. С. Пушкина и Б. Окуджавы не ограничивается лишь почитанием традиций и заветов ХIХ века. Литературные корни здесь намного мощнее. Ведь именно пушкинская лирика более всех остальных повлияла на развитие авторской песни. Он заложил фундамент, а Окуджава и другие современнее поэты развили этот жанр, расширили тематику, определили специфику бардовской песни. Да, современная авторская песня обрела новые очертания, но “вечные” темы в ней не изменили своего облика. Свобода, дружба и конечно любовь всегда остаются главными приоритетами. Особенно любовь к женщине; и не просто любовь, а восхищение, преклонение перед ней, такое отношение к женщине Окуджава впитал от Пушкина. Их лирических героинь не стоит сравнивать, но можно говорить о том, что Окуджава испытывает тот же трепет и благоговение перед женщинами, какое испытывал перед ними и Пушкин.

Школьникам предлагается назвать ключевые слова, приемы, которые являются, на их взгляд, основными в любовной лирике Пушкина:

– в стихотворениях, посвященных женщинам, часто встречаются такие местоимения вы, ты, мой, но чаще всего вы. Поэт сравнивает или отождествляет женщину с ангелом, богиней, богоматерью. Женщина наделяется божественными чертами, она становится уже больше чем человеком, ей даётся право влиять на дальнейшую судьбу лирического героя, на судьбу поэта. Она и ангел, и злой гений – она многогранна. Именно по этому в его любовных стихотворениях много анафор и сравнений (Как мимолетное виденье/ Как гений чистой красоты.), однородных членов (И божество , и вдохновенье,/ И жизнь, и слезы, и любовь.), но больше всего метафор, имеющих религиозную окраску(Гений чистой красоты//Святыня красоты// Ангел мой.).Поэт все время подчеркивает высокое предназначение женщины, глубину и загадку женской души.

Далее подготовленный ученик читает наизусть стихотворение Окуджавы “Ваше Величество, Женщина”. После прочтения учащимся был задан вопрос: Каким настроением проникнуто это стихотворение?

– Само название стихотворения настраивает читателей на его особое восприятие. Почтительное, трепетное отношение к лирической героине ощущается с первых его строк (Ваше Величество, Женщина,/ Да неужели ко мне?). Чувствуется необычайное волнение лирического героя при встречи с женщиной Он не ожидал увидеть её в своем тусклом, сером мире, её приход заставил сердце героя вспыхнуть, загореться (О, Ваш приход – как пожарище,/ Дымно и трудно дышать). Примечательно, что общий возвышенный тон стихотворения чередуется с вполне обыденным разговорным обращением к ней (Ну, заходите, пожалуйста,/ Что ж на пороге стоять.). Этот особый прием поэта придает стихотворению утонченную простоту. Глубокий смысл стихотворения становится доступным для его восприятия. Герой считает, что женщина не должна очутиться в данном месте, произошла ошибка, и она попала ни туда. Этот мир, в котором находится мужчина, не достоин её появление, её предназначение, миссия намного выше, чем пребывание в этом тусклом, сером месте (Просто Вы дверь перепутали/Улицу, город и век). Затем было прослушано стихотворение А. С. Пушкина “Я помню чудное мгновенье”, прочитанное наизусть учащимся, после чего классу был задан вопрос: Что объединяет стихотворения Пушкина и Окуджавы?

– Их объединяет трепетное отношение к женщине. Ее появление в жизни лирических героев обоих стихотворений имело огромное значение. До их появления жизнь героев была серой, скучной и мрачной: “Тьмою здесь все занавешено. И тишина, как на дне./Тянулись долго дни мои, без божества, без вдохновенья…”

После ответов перешли к сопоставительному анализу стихотворений “Я помню чудное мгновенье” и “Ваше Величество, Женщина”. Учащиеся разделились на группы, каждой из которых было предложено отдельное задание на карточках.

Задание для первой группы: проследите, как меняется настроение героев на протяжении стихотворений?

Первое задание для второй группы: какие образы и картины представляются при прочтении стихотворений?

Второе задание касалось анализа художественно-изобразительных средств и лексики стихотворений. Для первой группы: каков лексический строй языка (разобрать по частям речи). Проведите качественный и количественный анализ.

Задание для второй группы: какие художественно- изобразительные средства используют поэты при описании своих героинь?

Заключительным для первой группы было наблюдение за поэтическим синтаксисом.

Третье задание для второй группы: определите стихотворный размер и рифму произведений.

Проанализировав стихотворения, учащиеся сделали следующие выводы:

– и Пушкин и Окуджава описывают свое отношение к женщине. При этом у Пушкина наблюдается использование большого количества возвышенной лексики. Окуджава в этом плане более лаконичен: всю эмоциональную насыщенность вобрала у него одна главная фраза “Ваше Величество, Женщина”. Чувствуется и разница темпераментов лирических героев: у Пушкина он вспыльчивый, порывистый, мечтательный; герой Окуджавы максимально приближен к реальному человеку, о чем свидетельствуют разговорные обращения. Из-за разности стихотворных размеров и рифм существенно отличается и динамика произведений. Темп стихотворения Пушкина более быстрый, порывистый, у Окуджавы размеренный, немного замедленный. Авторы используют и разные синтаксические конструкции, хотя сходство обнаруживается в использовании однородных членов.

Б. Ш. Окуджава хранил, ценил традиции девятнадцатого века, он преклонялся перед его культурой, многими моральными принципами того времени, которые утратили свою актуальность в настоящее время, но прекрасно понимал, что он все же человек современной эпохи, он живет настоящим, его окружают современные проблемы, современные достижения, современная культура. А еще хорошо знал и то, что и в прошлом веке было много черных страниц. В первую очередь это произвол, рабство, холопство, которое еще не скоро забудется.

Предлагается прослушать стихотворение “Былое нельзя воротить”, которое читает учитель. После выразительного чтения школьники еще раз перечитывают его про себя.

Затем более сильным ученикам были даны следующие индивидуальные задания:

1) как обогащается понимание стихотворения в связи с истолкованием историко-культурных реалий, встречающихся в тексте стихотворения?

2) объясните значение фраз: свои подрастают леса, железное мужество, Москва, ты не веришь слезам.

3) подберите синонимы к словам: холопы, мыкаться, былое. Изменится ли смысл стихотворения за счет синонимической замены?

Остальным учащимся, разделившимся на две группы, были даны следующие задания:

1) как вы можете охарактеризовать стиль стихотворения. Какую смысловую нагрузку он несет?

2) проследите, как и с помощью каких приемов меняется настроение и мысли лирического героя на протяжении стихотворения.

Как можно сформулировать главную мысль стихотворения?

– Нужно жить настоящим, но хранить, беречь, обращаться к заветам и традициям прошлого. Нельзя говорить, что прошлое было лучше или хуже, но и о настоящем не следует так отзываться. В любые времена бывает и плохое, и хорошее, всегда были и будут такие моменты, о которых хочется быстрее забыть, но они не забываются, а есть моменты, которые хочется наоборот повторить, но их уже не повторишь; именно такие моменты надо хорошо прожить и беречь их, ради них стоит жить. Эту мысль подтверждает последняя строфа.

Простое, доступное в понимании, оно имеет глубокий философский смысл. Окуджава смог так легко и понятно, а самое главное правдиво написать о смене поколений, культур, об изменении мироощущения человека и сохранении культурных святынь общества.

В заключение выясняем: “Какое из стихотворений Булата Окуджавы наиболее полно раскрывает пушкинскую тему”?

Стихотворение “Былое нельзя воротить” по праву можно считать ведущим в пушкинской тематике. В нем сосредоточены основные мысли поэта по отношению не только к творчеству А.С. Пушкина, но и к прошлому в общем.

“Романсовая чувствительность” и глубокая по смыслу простота стихотворений-песен “На фоне Пушкина снимается семейство” и “Ваше Величество, Женщина” слились в одно целое, и этим целым стало стихотворение “Былое нельзя воротить”.

В конце урока ученики пришли к следующему выводу:

– Первое, что роднит признанного гения и народного поэта – это тематическое и идейное содержание стихотворений (“Ваше Величество, Женщина”, “Я помню чудное мгновенье”). Преемственность сказывается и в выборе художественно-изобразительных средств: метафоры, сравнения, эпитеты. Но, говоря о традициях, необходимо отметить, что Окуджава только отталкивался от них, чтобы создать новое направление в русской поэзии – авторскую песню. В отличие от Пушкина, он не только писал стихотворения, но и сочинял к ним музыку. Это главное отличие ведет за собой и ряд других изменений, которые наблюдаются и в синтаксической организации стиха, и на уровне стихосложения. Существенные отличия лексического строя языка: Пушкин тяготеет к возвышенной, экспрессивной речи, Окуджава смешивает разговорную и возвышенную лексику. Так, опираясь на лучшие образцы литературы, Окуджава обогатил и разнообразил ее, создав свой особый, неповторимый стиль.

Подводя итог уроку, следует отметить: существует мнение, что в поэзии “высокое” рождается из “высокого”, что искусство размножается путем деления, художественная традиция – это следование авторитетным образцам. Между тем, искусство развивается, прежде всего, за счет “отталкивания” от образцов и канонов, за счет творческого спора художников с их самыми авторитетными предшественниками. Это доказал и Булат Окуджава, создав свой оригинальный стиль, отталкиваясь от нетленных литературных традиций.

Список использованной литературы:

1) Творчество Б. Окуджавы в контексте культуры ХХ века: Сборник статей – М.: Соло, 2001.