Повторительно-обобщающий урок по теме: "Способы соединения проводников" с использованием электронного репетитора "Символ-Тест"

Разделы: Физика


Цель урока: Развитие образного и интуитивного мышления. Развитие аналитически-знакового мышления.

Задачи урока: Обобщить и систематизировать знания учащихся по данной теме, подготовить учащихся к контрольной работе. Овладение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные последствия своих действий.

Ход урока

I. Объяснение цели и хода урока. Особенности урока.

II. Основные вопросы для повторения.

  1. Какие сопротивления можно получить, имея три резистора по 6 кОм? Как ищется общее сопротивление для разных способов соединения проводников?
  2. Как используется закон Ома для участка цепи для поиска силы тока и напряжения на каждом сопротивлении участка цепи? Законы последовательного и параллельного соединения проводников.
  3. Какой способ соединения проводников “лучше”?
  4. Привести примеры практического применения различных способов соединения.

III. Выполнение знаний по теме с использованием электронного репетитора “Символ – Тест”.

Данный урок является мощным средством интенсификации занятий и повышения интереса, учащихся к физике. Электронный репетитор позволяет пользователю выполнять задания независимо от учителя и других учеников.

Задания для учащихся:

В процессе решения заданий используется электронный репетитор “Символ - Тест”, работающий в режиме самоконтроля. Учащиеся могут выполнять задания в любой последовательности.

Рисунок 1

Рисунок 2

Рисунок 3

Рисунок 4

Рисунок 5

Рисунок 6

Рисунок 7

Рисунок 8

Таблица заданий

1. Этап “Систематизация”. На этом этапе учащиеся должны определить способы соединения проводников для каждой электрической схемы, расположенных в таблице заданий.

Назовите способ соединения для каждой схемы (одним словом). Запишите названия соединений в таблицу 1 и сделайте самопроверку по кодам задания. Номер рисунка соответствует номеру задания.

Таблица 1

№ задания Способ соединения Код задания
1   ИМ
2   КЖ
3   ЧЫ
4   ЖМ
5   ХЫ
6   ЖЫ
7   ЩЖ
8   ХЬ

2. Этап “Вычисление”. На этом этапе производятся вычисления необходимых физических величин электрической схемы и заполнение таблицы 2.

Таблица 2

Дано: R1=10 Ом, R2=15 Ом, R3=25 Ом,

R4=60 Ом, R5=30 Ом, общее напряжение в электрической цепи U=100 В

Найти: Общее сопротивление (Ом), общую силу тока (А), силу тока на каждом сопротивлении (А), напряжение на каждом сопротивлении (В). Ответ округлить до десятых
 

Код задания

№ задания R U1 U2 U3 U4 U5 I1 I2 I3 I4 I5 I
1                        
2                        
3                        
4                        
5                        
6                        
7                        
8                        

3. Этап “Самоконтроль”. Используя электронный репетитор и коды заданий в таблице 3, учащиеся проверяют полученный ими результат вычислений.

Таблица 3

Дано: R1=10 Ом, R2=15 Ом, R3=25 Ом,

R4=60 Ом, R5=30 Ом, общее напряжение в электрической цепи U=100 В

Найти: Общее сопротивление (Ом), общую силу тока (А), силу тока на каждом сопротивлении (А), напряжение на каждом сопротивлении (В). Ответ округлить до десятых
 

Код задания

№ задания R U1 U2 U3 U4 U5 I1 I2 I3 I4 I5 I
1 К5 60 - - - ШУГ ЧА - - - 5УТ
2 ЧЧ ЦБ ЦР - - - ЯЧ П4 - - - Я4
3 КН ПИ ПЫ - - СИ ВЧ СЧ - - ВЫР
4 Ц2 ЯС ПС УХ - - ХЛ ЮГ ЫР - -
5 ЦС КШ ЛШ ВАЦ - - ШДГ ЙУГ ИА - -
6 КА Л4 ВЦ - - ОЫ ХТ - - ФАФ
7 МХ - - - САЦ - - - ДТ МТ ЮШ
8 К9 ЮМ - Щ9 Щ5 - СС - СЫР ЖШ - ВШИ

Ответы для учителя.

Дано: R1=10 Ом, R2=15 Ом, R3=25 Ом,

R4=60 Ом, R5=30 Ом, общее напряжение в электрической цепи U=100 В

Найти: Общее сопротивление (Ом), общую силу тока (А), силу тока на каждом сопротивлении (А), напряжение на каждом сопротивлении (В). Ответ округлить до десятых
  Код задания
№ задания R U1 U2 U3 U4 U5 I1 I2 I3 I4 I5 I
1 25 40 60 - - - 4 4 - - - 4
2 6 100 100 - - - 16,7 16,7 - - - 16,7
3 50 20 30 50 - - 2 2 2 - - 2
4 31 19,2 19,2 80,8 - - 1,9 1,3 3,2 - - 3,2
5 12,5 40 60 100 - - 4 4 4 - - 8
6 8 100 37,5 62.5 - - 10 2,5 2,5 - - 12,5
7 15 - - - 100 100 - - - 1,7 3,3 6,7
8 50 10 - 50 40 - 1 - 2 0,7 - 2

Необходимо довести до сведения учащихся, что они могут работать в любой последовательности: рассчитать любую схему целиком или вычислять любые параметры любой схемы. Но после вычисления каждого параметра необходим самоконтроль, поскольку при решении такого рода задач одна ошибка тянет за собой другую.

IV. Итоги урока

При подведении итогов оценивается работа учащихся (4 задания – оценка 3; 5, 6 – 4; 7,8 – 5), а так же выясняется, какие задачи вызвали наибольшие затруднения, и производится их разбор.

Домашнее задание.

Сопротивления всех проводников одинаковы и равны 2 Ом. Найти силу тока и напряжение в каждом из них.

Самостоятельно придумать и рассчитать электрическую схему, состоящую из нескольких сопротивлений, соединенных разными способами. Величину сопротивлений и напряжение выбрать самостоятельно.

Начертите схемы возможных различных соединений из четырех одинаковых сопротивлений.