Кружок для 5–7-х классов "Что край, то обычай, что народ, то и вера"

Разделы: Классное руководство


К сказкам, поэзии все относятся как к чему – то несущественному, обслуживающему отдых человека. Но почему же в конце – концов от всей жизни остаются одни только сказки, включая в это так называемую историю?

М.М.Пришвин

Давно называют свет бурным океаном: но счастлив, кто плывёт с компасом! А это дело воспитания.

Н.М.Карамзин

В современной педагогике содержание педагогического процесса определяется как «объём и характер знаний, умений навыков, привычек, качеств и свойств личности, которые необходимы индивиду для выполнения общих (универсальных для всех граждан) социальных функций, детерминированных определённой системой ценностей общества»[1].

Основными компонентами современного воспитания, по мнению Е.В.Бондаревской, являются [2]:

  1. воспитание свободной личности (высокий уровень самосознания, гражданственности; чувство собственного достоинства, самоуважения, самодисциплины, честность, ориентированность в духовных ценностях жизни, самостоятельность в принятии решений и ответственность, свободный выбор содержания жизнедеятельности);
  2. воспитание гуманной личности (милосердие, доброта, способность к состраданию, сопереживанию, толерантность, доброжелательность, стремление к миру, добрососедству);
  3. воспитание духовной личности (потребность в познании и самопознании, в красоте, рефлексии, общении);
  4. воспитание творческой личности (потребность в преобразующей деятельности, знания, умения, навыки, развитый интеллект, интуиция);
  5. воспитание практической личности (трудолюбие, владение языками мира, знание народных, религиозных обычаев, здоровый образ жизни, обеспечение благосостояния семьи)

В последнее время в связи с усложнением межнациональных отношений в мире и нашей стране, педагоги в воспитании усилили внимание к этнопедагогике [3], т.е. педагогике того или иного этноса, основанной на особенностях его мироощущения и культурно – исторического развития. В содержание воспитания важным является включение элементов культур разных народов. В педагогике используется термин «многокультурное воспитание (Г.Д.Дмитриев), построенное в «логике диалога культур» (В.С. Библер).

Поведение людей, принадлежащим к разным культурам многонациональной России, не является чем-то непредсказуемым, оно поддаётся изучению. Изучение иных культур, их особенностей, позволяет овладеть необходимыми навыками для коммуникации с её представителями и может существенно изменить отношение к своим культурным ценностям [4].

Образование в современной школе располагает широким выбором различных способов и методов обучения межкультурной коммуникации. Это: уроки истории, обществознания, мировой художественной культуры. Но эффективными будут те занятия, на которых не преподносят готовые факты из реальной жизни, а те, которые требуют анализа фактов и конкретных ситуаций межкультурного общения и обобщения имеющихся знаний и навыков для преодоления непонимания.

С этой целью в практике школьного учителя и классного руководителя должны распространяться активные методы в процессе воспитания и обучения коммуникации между людьми разной национальности.

Кружок «Что край, то обычай, что народ, то и вера» может быть отдельным блоком в работе классного руководителя, так же выступать как дополнение к урокам истории России, обществознания и МХК. На занятиях идёт знакомство с географическими, этнографическими сведениями, с бытом и традициями народов многонациональной России, народным творчеством. Анализируя фактический материал сказок народов нашей страны, педагог стремится познакомить школьников с самыми характерными особенностями культуры, в мир этических понятий. Школьник вместе с педагогом познаёт мир, старается понять его, учится взаимодействовать с миром. «Сказочный дидактизм начинается с первых незамысловатых сюжетов сказок о животных, он есть и в бытовых, и в сатирических, и в волшебных, и в богатырских сказках. При этом воспитательное значение сказок неотделимо от познавательного. Сказки – художественный способ познания мира. Не случайно их называют народной педагогической энциклопедией» [5]. Ориентация на эмоционально – чувственное восприятие, обучение через образы, а через них постижение ценностей культуры народов России – основная идея построения всего курса и выбора методов работы на занятиях. Это активные методы: дискуссии, разнообразные игры, анализ ситуаций. Анализируя материал той или иной национальной сказки, в которой разворачивается ситуация, познакомить школьников с межкультурными различиями во взаимоотношениях в рамках иной культуры.

Работу лучше всего вести в малой группе, численностью 10–15 человек. Каждый школьник имеет возможность проявить свои способности, знания и навыки, а также получить их от других. В помещении, где будут проводиться занятия, необходимо иметь аудио – и видеотехнику. Рабочие столы лучше асставить так, чтобы члены группы сидели лицом к друг к другу. Эти простые условия работы позволяют создать положительные эмоциональные связи участников, складывается атмосфера открытости и доверительности

На занятии идёт работа с содержательным материалом. Содержательный материал для учителя и листы на печатной основе для работы собраны в папку. Ряд уроков строятся на материале мультипликационных фильмов, снятых студией «Пилот» (данный проект посвящён сказкам народов нашей многонациональной страны и снят с большим уважением к каждой культуре). Соблюдая Закон об авторских правах, возможен просмотр школьниками видеоматериала в домашних условиях, с дальнейшим обсуждением в классе. Второй путь – сделать домашнюю видеозапись при трансляции данных мультфильмов на экране телеканала 1 и использовать при проведении занятий в классе.

В качестве рабочего материала выбраны сказки народов России, так как именно они позволяют показать разные народы, увидеть, что у всех народов есть сказки о борьбе добра со злом, про дружбу, верность. Все народы бережно ранят их – в них вековая мудрость и заветы детям и внукам.

При просмотре мультфильма или при чтении сказки учащиеся могут не всё понять. Но рисунки помогут понять взаимоотношения героев сказки и причины их поступков. Учитель обращает внимание учащихся на внешность героев, их одежду, на то, в каких домах они живут, какие их окружают растения, животные.

Организуя работу, правильнее, раздавать рабочие листы в ходе занятия, так как учащиеся начинают активно интересоваться содержанием рабочего листа, до использования которого занятие ещё не дошло.

Содержание листа на печатной основе для ученика, включает в себя части:

  • проблемные вопросы для размышления «Подумай»,
  • афоризмы, пословицы, поговорки,
  • вопросы и задания к содержательной части (к мультфильму).

Примерный вид рабочего листа.

Рабочий лист

  1. Наше государство называется

------------------------------------------------------------------------------------------------

  1. Словами опишите герб нашего государства

------------------------------------------------------------------------------------------------

  1. Что символизируют части герба нашего государства?

------------------------------------------------------------------------------------------------

  1. Как ты думаешь, у каждого человека есть Родина?

Сравни высказывания

  • Родина – это место, где человек живёт
  • Родина – это любая страна, где человеку хорошо
  • Родина, это место, где человек родился, и вырос, где трудится, где живут его близкие.

Какое из высказываний на твой взгляд, наиболее верное?

  1. Название просмотренной сказки-------------------------------------------------------------------------
  2. Какой народ придумал эту сказку? ---------------------------------------------------------------------
  3. Где живёт этот народ? --------------------------------------------------------------------------------
  4. Кто главные герои сказки? ----------------------------------------------------------------------------
  5. Нарисуйте их

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. О чём сказка? -----------------------------------------------------------------------------
  • Сформулируйте главную идею сказки в форме пословицы или стихотворения.---------------------

 

Обобщённо структуру каждого занятия можно представить следующим образом:

  1. Вступление (приветствие, слово преподавателя по теме занятия, высказывание – афоризм, отрывок стихотворения).
  2. Основная часть (просмотр мультипликационного фильма или чтение сказки; беседа по материалу; формулируется определение понятия, делается вывод).
  3. Работа с листом на печатной основе. Подведение итогов. Слово преподавателя
  4. Написание мини – эссе по рассмотренной на занятии теме.
  5. Завершение занятия (оценка занятия преподавателем и учащимися).

Цели

  1. Формирование и развитие системы этнокультурных ценностей и идеалов личности
  2. Активизация интеллектуального развития личности на основе развития познавательных интересов средствами традиционных сказок народов России
  3. Развитие художественной культуры личности в контексте системы отношений «человек – человек, человек – общество».
  4. Толерантность – особо значимое моральное качество.

Задачи

  1. Дать школьникам представления о понятиях страна, Родина, народ,
  2. Выделить ведущие признаки народа (название, язык, этническая территория, традиционная культура),
  3. Познакомить с традиционной культурой русского народа и народов разных частей России,
  4. Создать визуальное представление о жизни разных народов (материал мультипликационных фильмов «Студии Пилот» «Гора самоцветов»),
  5. Познакомить с самобытными традициями народов нашей страны,
  6. Обеспечить восприятие школьниками этнокультур России,
  7. Развивать творческие способности школьников в разнообразных видах деятельности (развитие речи, рисование, инсценировка, сюжетная игра).

Ссылки на литературу:

1. Стефановская Т.А. Педагогика: наука и искусство. М., 1998.С.162.

2. Стефановская Т.А. Педагогика: наука и искусство. М., 1998.С.165 – 166.

3. Вульфов Б.З., Иванов В.Д. Основы педагогики. М., 2000. Тема 8 «Этнопедагогика»

4 .Садохин А.П. Межкультурная коммуникация. М., 2004. С. 249.

5. В.И.Калугина. Жили – были…М., 1989. С.7.

Планирование занятий кружка «Что край, то обычай, что народ, то вера» (35 часа)

  1. Страна, в которой мы живём (11 часов)
  • Народы России. «Мир, что огород: всё в нём растёт».
  • Пословицы народов России о дружбе, соседстве и мире
  • «Россия – священная наша держава». Символы России. Гимн.
  • Флаг России.
  • Герб России.
  • «Москвою привык я гордиться…». Москва – столица России. Отражение в названии улиц города многонационального состава населения.
  • «Зовут по имени, величают по отчеству». Что означают наши имена?
  • Наши фамилии – наша память.
  • Семья.
  • Праздники народов России
  • Календари народов России

Понятийный аппарат: страна, Родина, народ, многонациональное государство, историческая память народа, добрососедство (название, язык, этническая территория, традиционная культура). Устное народное творчество: пословицы, поговорки. Символы современного Российского государства: гимн, герб, флаг. Многообразие национальных проявлений: имя, фамилия, обычаи, праздники.

  1.  Многообразие сказок и нравственных тем в устном народном творчестве (3 часа)
  • Что такое хорошо, что такое плохо. «Человек – не грибок: в один день не вырастет»
  • Народная мудрость: пословицы, загадки, сказки.
  • А.С.Пушкин «Сказка о попе и его работнике Балде» (мультфильм)

Понятийный аппарат: мораль, обычай, традиция, народная мудрость.

  1. Сказки русского народа (6 часов)
    • Русские народные загадки. «Жизнь дана на добрые дела».
    • Народный смех в сказках. Русская сказка «Мена».
    • Выявление фактов в сказке, их толкование. Русская сказка «Лисичка – сестричка и волк».
    • Русская народная сказка «Про одного солдата». Сравнение поведения главных героев сказки.
    • Русская сказка «Умная дочка» (мульфильм). Понятия родители, честь, жадность.
    • Сказки о настоящих дурочках в русской традиции.
    • Русская сказка «Про Ивана - дурака». Понятия находчивость, удача, ум.
  1. Мудрость в сказки народов России (15 часов)

«Дерево живёт корнями, человек обществом»

Грузинская пословица

    • Даргинская сказка «Шейдулла - лентяй» (мультфильм). Понятия разгильдяйство, лень, мудрость.
    • Сказки о зверях и птицах. Образы зверей, как примеры типичных человеческих характеров.
    • Карельская сказка «Про барана и козла» (мультфильм). Понятия дружба, взаимопомощь, простота.
    • Русская народная сказка «Кот и лиса». Понятия трусость, самоуверенность, ложь.
    • Татарская народная сказка «Толкование сновидений» (мультфильм). Понятия коварство, заговорщики, наказание.
    • Белорусская сказка «Как пан конём был» (мультфильм). Понятия злость, жадность, злоключения, справедливость.
    • Эскимосская сказка «Про ворона» (мульфильм). Понятия дружба, взаимопомощь, злость.
    • Башкирская сказка «Лиса - сирота» (мультфильм). Понятия жадность, хитрость, дружба, помощь.
    • Украинская сказка «Жадная мельничиха» (мультфильм). Понятия жадность, зависть, расплата за плохое.
    • Гуцульская сказка «Злыдни» (мультфильм). Понятия семейный лад, напасть, зависть, нажить себе бед.
    • Русская сказка «Пётр и Петрушка» (мультфильм). Понятия власть, простота, смекалка.
    • Башкирская сказка «Птичья нога» (мультфильм). Понятия злость, спасение, взаимопомощь, взаимовыручка.
    • Нивхская сказка «Как обманули змея» (мультфильм). Понятия воровство, отношения сильный – слабый, наказание.
    • Армянская сказка «Царь и ткач» (мультфильм). Понятия мудрость, простота, смекалистость, судьба и деятельность.
    • Итоговое занятие. Представление листов рабочей тетради. Составление классом книги «Что край, то обычай, то и вера»

Понятийный аппарат: названия народов, проживающих на территории России. Добро и зло. Основные моральные категории. Народные сказки, как выражение мудрости и исторического опыты народа.

Литература для учителя:

  1. Садохин А.П. Межкультурная коммуникация. М.: Альфа – М; ИНФРА - М, 2004.
  2. Садохин А.П. Этнология. М.: Альфа – М; ИНФРА - М, 2004.
  3. Соболева Н.А. Российская государственная символика: история и современность. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000.
  4. Строганова Л.В. Классные часы, беседы для младших школьников и подростков (воспитание толерантности). Педагогическое общество России, 2006.
  5. Тарабарина Т.И., Елкина Н.В.. Пословицы, поговорки, потешки, скороговорки. – Ярославль: Академия развития, 1997.
  6. Унбегаун Б.-О. Русские фамилии. М.. Издательская группа «Прогресс», 1995
  7. Шемшурина А.И. Этика: курс занятий в 9 классе. М., ВЛАДОС, 2003.

Литература для учащихся:

  1.  В.Волгина. Фразеологический словарь. С – П., Дидактика Плюс, 2000.
  2. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка для детей. – М.: ОЛМА Медия Групп, 2006.
  3. Жили – были. Произведения русского народного творчества для детей. Составитель В.И.Калугина. – М..: Молодая гвардия. 1988.
  4. Мокиенко В.М.В глубь поговорки. С – П., Паритет, 1999.
  5. Россия: физическая и экономическая география. Том 12. Энциклопедия для детей. М.: Аванта +, 2001.
  6. Русские имена в исторических лицах, церковных и народных праздниках, пословицах и приметах / Составитель Н.И.Решетников/ - М.; Париж, 2002.
  7. Пословицы народов мира. Составитель Г.Козлов. С.-П., Глосса, 1995.
  8. Праздники народов России. Энциклопедия. /Бронштейн М.М, Жуковская Н.Л, И и др. – М.: ООО «Издательство РОСМЭН - ПРЕСС», 2002.
  9. Человек. Том 18. Энциклопедия для детей. М.: Аванта+, 2002.
  10. Чивы, чивы, чивычок… Русские сказки / Составитель, автор вступительной статьи и примечаний В.П.Аникин./ – М., Детская литература, 1992.

9.03.2007