Проект "Дошкольник в мире экономики"

Разделы: Работа с дошкольниками


"Дошкольник в мире экономики"

Проект «Дошкольник в мире экономики» представляет собой разработку проектной группы д/сада «Журавушка» УДП ООО «Уренгойгазпром».

Мы стали очевидцами активного становления рыночного механизма хозяйствования, требующего от современного человека особых качеств, особой экономической культуры, которой предстоит ещё учиться долгие годы. Захотелось изменить раз и навсегда устоявшееся отношение к не вписавшимся в рамки нравственного воспитания понятиям – деньги, бизнес, купля - продажа.

Слова «экономика» и «дошкольник» лишь на первый взгляд кажутся далёкими друг от друга. Экономика не отделима от ребёнка с самых ранних лет его жизни. Ведь семья – это реальная экономика, и в ней дети не учатся жить, а живут…

Тип проекта:

по методу – информационно-исследовательский;

по содержанию – «Ребёнок, общество и экономические отношения»;

ребёнок – субъект проектирования;

внутри детского сада (участвуют дети старших возрастных групп);

фронтальный; долгосрочный

Основная проблема: приобщение ребёнка к миру экономической действительности - одна из сложных и в то же время важных проблем. Нынешним дошкольникам предстоит жить в XXI веке - веке сложных социальных и экономических отношений. Это потребует от них умения правильно ориентироваться в различных жизненных ситуациях, самостоятельно, творчески действовать, а значит строить свою жизнь более организованно, разумно, интересно. Экономическое воспитание дошкольников не только приближает ребёнка к реальной жизни, обучая его ориентироваться в происходящем, но и формирует деловые качества личности, что обеспечивает преемственность в обучении между детским садом и школой.

Цель: способствовать развитию реального экономического мышления, интереса к экономическим знаниям.

Задачи:

  • дать азы экономики;
  • формировать деловые качества личности, обучать ориентироваться в происходящем;
  • формировать умение выявить проблему и самостоятельно искать и выбирать наиболее адекватный способ её решения, продуктивно его использовать;
  • развивать поисковую деятельность, интеллектуальную инициативу;
  • учить оперировать деньгами, соотносить доход с ценой товара, что деньги служат средством обмена товарами между людьми - "товар - деньги - товар"
  • учить уважать людей, которые трудятся и честно зарабатывают свои деньги.

Новые слова и понятия: экономика, обмен, деньги, банк, монетный двор, управляющий банка, бухгалтер-кассир, продавец, закупщик, продажа, торг.

Формы реализации: утренний круг, беседа, рассказывание историй и сказок, сюжетно-ролевая игра, игра-драмматизация, проблемные ситуации, изготовление поделок для последующей продажи на ярмарке, "Ярмарка игрушек", "Аукцион"

Основные средства:

  • информирование родителей о задачах и содержании экономического воспитания детей в детском саду и семье;
  • участие родителей в работе по экономическому воспитанию детей в дошкольном учреждении (экономические ярмарки, праздники, конкурсы);
  • создание обогащённой развивающей среды в группах:
  • - наличие денежной единицы "Журавка";
  • - наличие банковской ячейки для хранения денег;
  • проведение бесед, рассказывание историй и сказок, сюжетно-ролевых игр, создание игровых ситуаций;
  • совместные с детьми размышления на темы: «Что такое экономика?», «Что мы знаем об экономике?», «Что хотим узнать?», «Как мы будем это узнавать?»
  • проведение экономических ярмарок, аукционов, развлечений.

Ожидаемый результат:

  • Дети понимают и ценят окружающий предметный мир (вещный мир как результат труда людей);
  • Уважают людей, умеющих хорошо трудиться и честно зарабатывать деньги;
  • Осознают на доступном им уровне взаимосвязь понятий «труд – продукт – деньги» и то, что стоимость продукта зависит от его качества;
  • Видят красоту человеческого творения;
  • Признают авторитетными качества человека – хозяина: бережливость, расчётливость, экономность, трудолюбие, но одновременно и щедрость, благородство, честность, умение сопереживать, милосердие (примеры меценатства, материальной взаимопомощи, поддержки и т.п.);
  • Ведут себя правильно в реальных жизненных ситуациях;
  • Контролируют свои потребности в соответствии с возрастом.

Функции участников:

Заведующий детским садом - создать условия для организации и проведения мероприятий;

Зам.зав по ВиМР - обеспечить необходимой документацией, литературой всех участников проекта, методическими разработками;

Музыкальный руководитель - проведение развлечений;

Воспитатель (педагог) ИЗО – оформление;

Воспитатели – реализация проекта;

Зам. зав. по хоз. части - материально-техническое обеспечение

Этапы реализации проекта.

I этап. Организационный.

Дети привносят в игры свой жизненный опыт общественных, социальных, экономических отношений. У всех детей этот опыт разный, у кого-то более богатый, у кого-то более скудный.

Возникла идея: познакомить дошкольников со значением экономических терминов, дать им элементарные знания из области экономики:

  • составление и обсуждение со всеми участниками проекта поэтапного плана работы;
  • анализ проблемы: что уже есть и что нужно сделать;
  • создание банка идей и предложений;
  • подбор методической, справочной, энциклопедической и художественной литературы по выбранной тематике проекта;
  • подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта, целенаправленности, систематизации воспитательно-образовательного процесса экономической направленности.

II этап. Планирование реализации проекта.

  • определение задач воспитательно-образовательной работы;
  • планирование деятельности педагогов
  • разделение на творческие группы реализации задуманного;
  • объединение результатов коллективной деятельности в логике общего замысла;

III этап. Реализация проекта.

  • занятия для изучения появления денежных единиц, освоения экономической природы вещей, ознакомления с разнообразными формами реализации продуктов труда;
  • экскурсии в банк, магазины и т.д.;
  • организация и проведение сюжетно ролевых игр «Магазин», «Банк», «Кафе», «Супермаркет» и т.д.;
  • сюжетно-дидактические игры моделирующие жизненные ситуации: операции купли-продажи, производства и сбыта готовой продукции «Обмен», «Маленькие покупки», «Маршруты товаров», «Что быстрее купят?» и т.д.;
  • использование сказок экономического содержания;
  • совместная деятельность по изготовлению товара

IV этап. Презентация результатов.

Организация и проведение презентации проекта осуществляется в различных формах, при поддержке воспитателей и родителей, таких как: «Ярмарка», «Аукцион», «Бизнес клуб», интеллектуальные игры «КВН», «Что, где, когда?», конкурсы и викторины.

V этап. Анализ деятельности.

Воспитатели беседуют с детьми индивидуально и наблюдают за детскими играми.

Участники проекта делятся мнениями, отвечают на поставленные вопросы. Руководитель, авторы-разработчики, участники проекта оценивают креативность работы, качество результата, потенциал продолжения работы.