Уроки общения в начальной школе

Разделы: Школьная психологическая служба


С первых дней пребывания в школе ребенок включается в процесс межличностных взаимодействий с одноклассниками и учителями. На протяжении младшего школьного возраста это взаимодействие имеет определенную динамику и закономерности развития. Младший школьник - это человек, активно овладевающий навыками общения. В этот период происходит интенсивное установление дружеских контактов. Приобретение навыков социального взаимодействия с группой сверстников и умение заводить друзей является одной из важнейших задач развития на этом школьном этапе. Навыки конструктивного общения, приобретенные в младшем школьном возрасте в подростковом возрасте, во многом определят успешность подростка.

Для развития, а при необходимости и коррекции навыков социального взаимодействия в рамках Программы психологического сопровождения обучающихся начальных классов, реализуемой в муниципальном образовательном учреждении “Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения”, включены “Уроки общения”. Предлагаю вашему вниманию цикл уроков общения, проводимых с обучающимися 2-х классов.

Цикл занятий составлен на основе “Уроков общения” Л. Н. Блиновой (Блинова, Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития: Учеб. пособие [Текст] / Л.Н. Блинова. – М. : Издательство НЦ ЭНАС, 2002. – 136 с.).

Цель – повышение адаптации ребенка в школе и обществе, через формирование коммуникативных навыков обучающихся.

Задачи:

  • формирование коммуникативной культуры обучающихся;
  • формирование навыков общения, умения слушать, высказывать свою точку зрения, приходить к компромиссному решению, аргументировать и неагрессивно отстаивать свою позицию;
  • выработка защитных качеств личности: уверенность в себе, открытость, чувства юмора.

Уроки общения проводятся 1 раз в неделю /1 час выделяется из школьного компонента учебного плана/, продолжительность урока - 40 минут.

Структура занятия: каждое занятие проводится в стандартной форме и включает в себя следующие элементы: ритуал приветствия; основное содержание, которое направленно на развитие навыков общения; рефлексию по поводу данного занятия и ритуал прощания.

В ходе работы используются: игровые методы, элементы тренинга, метод групповой дискуссии, проективные методики рисуночного и вербального типов, а также психогимнастика.

Наполняемость группы — 8 - 12 человек.

Контроль ЗУН: 1) психологическая диагностика обучающихся (в начале учебного года, после проведения занятий по курсу)”. 2) подача теоретического материала осуществляется дозировано и закрепляется в ходе практики (тренинга).

Содержание занятий

№ п/п Тема урока Содержание занятия Перечень используемых упражнений.
1 Основные способы общения. Понятие общения. Виды общения: речь, мимика, жесты.

Секрет 1. Называй друга по имени и он будет обращаться к тебе так же.

Беседа об общении, видах общения.

Упражнения: “Давайте познакомимся”, “Лица”, “Маски”, “Жесты”, “Иностранец”, “Эти разные слова”, “Тише, Танечка, не плачь”.

2 Секреты общения. Внимание к окружающим людям. Этикет, правила поведения.

Тренинг сензитивности. Тренировка восприятия партнера в общении.

Секрет 2. Будь внимателен к тем, кто тебя окружает, и люди будут уважать тебя.

Беседа об этикете, правилах поведения.

Упражнения: “Опиши партнера”, “Маленький художник”, “Тропинка”, “Белые медведи”.

3 Секреты общения. Умение слушать. Рефлексия. Развитие внимания к окружающим. Осознание своих чувств. Помехи и затруднения в общении.

Секрет 2. Будь внимателен к тем, кто тебя окружает, и люди будут уважать тебя

Секрет 3. Умей внимательно слушать другого, и ты узнаешь много нового.

Секрет 4. Будь вежлив, и у тебя будет много друзей.

Беседы о слагаемых общения, коммуникативной культуре, правилах вежливости.

Упражнения: “Назови по имени”, “Прикосновение”, “Испорченный телефон”, “Слушаем тишину”, “Интонация”, “Сочиняем сказку”, “Если б я был волшебником”, “Подарок”, “Встречи”, “Царевна Несмеяна”, “Маленький художник”, “Волшебные картинки”, “Вежливые слова”, “Ссора”, “Магазин вежливых слов”, “Лужа”.

Художественные произведения: Дж. Родари “Розовое слово “Привет” (урок 5), В. Осеева “хороший поступок” (урок 6).

4 Секреты общения. Правила вежливости.
5 Секреты общения. Вежливое отношение к людям.
6 Секреты общения. Взаимоуважение
7 Секреты общения. Умение понимать состояние другого. Тренинг сензитивности. Тренировка восприятия партнера в общении. Беседа о причинах хорошего и плохого настроения.

Упражнения: “Маски”, “Интонация”, “Цветопись настроения”, “Цветик-многоцветик”.

8 Секреты общения. Умение учитывать позицию другого. Рефлексия. Развитие внимания к окружающим. Причины психологического дискомфорта, агрессии.

Секрет 5. Умей поставить себя на место другого, и ты сможешь понять его поступки.

Беседа о причинах конфликтов, агрессии.

Упражнения: “Ссора”, “Встреча”, “Жмурки”, “Ключ”, “Найди ведущего”, “На узкой тропинке”.

9 Секреты общения. Умение задавать вопросы вежливого обращения. Вербальное общение. Конструктивные и деструктивные формы влияния на собеседника. Правила “хорошего слушания”. Интонирование голоса и результативность общения. Этикет отношений. Беседа о правилах “хорошего слушания”.

Упражнения: “Иностранец”, “На улице”, “Да” и “Нет” не говорите”.

10 Секреты общения. Что такое дружба? Дружба. Важность коммуникативных качеств (видеть и понимать сверстников, ценить каждого, выделять характерные черты).

Тренинг сензитивности. Тренировка восприятия партнера в общении

Беседа об уважении и принятии другого.

Упражнения: “Экспресс-социометрия”, “Ценные качества”, “Игра в другого человека”, “Пожелания”.

Итого: 10 часов

В качестве примера предлагаю вашему вниманию методическую разработку урока “Основные способы общения”.

Цель урока: ознакомление обучающихся с основными способами общения: речь, мимика, жесты.

Процедура проведения:

Ритуал приветствия. В каждом классе выбирается свой ритуал приветствия.

Основное содержание.

Упражнение 1. “Давайте познакомимся”. Упражнение проводится в кругу. Каждый называет себя по имени. Затем один из участников встает в центр круга и по очереди бросает мяч каждому, называя его полное имя. Упражнение повторяется несколько раз.

Вводится первый секрет общения “Называй друга по имени, и он будет обращаться к тебе так же”.

Беседа об общении, видах общения.

Выполнение задания учителя. Каждому ребенку выдается рисунок-задание на котором зашифрована поговорка “Язык до Киева доведет”. Детям предлагается прочитать поговорку (Рис. 1.).

Рисунок 1.

2) После выполнения задания детьми проводится фронтальная беседа по вопросам:

- Почему так говорят?

- Как могут общаться люди не используя слов?

3) Рассказ учителя о невербальных средствах общения (мимике, жестах).

Упражнение 2. “Лица”. На доске пиктограммы “веселое лицо”, “грустное лицо”, “хмурое лицо”, “удивленное лицо”, “испуганное лицо”. Учитель предлагает детям определить настроение “маски”.

Вводится определение “мимика”. Мимика – движения лица, выражающие внутреннее душевное состояние.

На доске вывешивается данное определение. Определение записывается детьми в словарик.

Упражнение 3. “Маски”. Дети разбиваются на пары и каждому участнику предлагается: А) выразить с помощью мимики горе, боль, страх, радость. Другой участник должен определить, что выражает лицо партнера. Затем дети меняются ролями. Б) используя “грустную маску” сказать веселую фразу и наоборот.

Вывод: выражение лица играет важную роль в общении. Эмоции “слышны” лучше, чем речь. Способность понять эмоциональное состояние человека и возможность передать свои эмоции при помощи мимическими средствами – более высокая ступень человеческого общения.

Упражнение 4. “Жесты”. Общаться можно и с помощью жестов. Я предлагаю вам вспомнить, какие жесты вы знаете, и показать их классу.

Упражнение 5. “Иностранец”. Вы попали в другую страну, вас не понимают, так как вы не знаете языка. Попробуйте спросить с помощью жестов: “Который час?”, “Как пройти в гостиницу, на море…”.

Вывод: пантомимика – очень информационный способ общения.

4) Рассказ учителя о значении слова в общении. О том, что с помощью слова можно обидеть человека, а можно и сделать человеку приятное.

Упражнение 6. “Эти разные слова”. Детям предлагается вспомнить и назвать ласковые, добрые слова.

5) Просмотр м/ф “Крошка Енот”.

Вопросы для беседы:

- Почему Крошка Енот боялся “Того, кто живет в воде?”

- Что помогло Крошке Еноту подружиться с “Тем, кто живет в воде”?

Рефлексия.

Ритуал прощания.

Задание: “С помощью жестов сделать другу подарок”.

Список использованной литературы.

  1. Битянова, М. Р. Организация психологической работы в школе [Текст] / М. Р. Битянова. – М. : Совершенство, 1998. – 298 с. (Практическая психология в образовании).
  2. Блинова, Л. Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития: Учеб. пособие [Текст] / Л. Н. Блинова. – М. : Издательство НЦ ЭНАС, 2002. – 136 с.
  3. Григорьева, Т. Г. Основы конструктивного общения: Методическое пособие для педагогов-психологов [Текст] / Т. Г. Григорьева, Л. В. Линская, Т. П. Усольцева. – Новосибирск: Издательство Новосибирского университета, 1999. – 173 с.
  4. Практическая психология образования: Учебное пособие для вузов [Текст] / И. В. Дубровина, А. Д. Андреева, Н. И. Гуткина и др. ; Под ред. И.В. Дубровиной. – М. : Просвещение, 2003. – 480 с.
  5. Федоренко, Л. Г. Секреты общения [Текст] / Л. Г. Федоренко. – СПб. : КАРО, 2003. – 192 с.
  6. Фопель, К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и уроажнения: Практическое пособие / Пер. с нем.; в 4-х томах. Т. 4. – М. : Генезис, 2001. – 160 с.