Игра "Полет в космос"

Разделы: Физика, Астрономия


Цель: поддержать и развить интерес учащихся 6-7 классов к космосу и космическим исследованиям.

В игре принимают участие гимназисты 6-7 классов.

В команду-экипаж космического корабля входят капитан, бортинженер, штурман-радист, геолог, врач, охотник, повар и художник.

Экипажи заранее готовят:

- проект “полёта - он включает описание маршрута, картины полёта и “открытой” планеты, девиз, эмблему, название

- костюмы - у каждого члена экипажа свой, созданный в соответствии с занимаемой должностью, но с общей для всех символикой

- все участники готовятся к сдаче экзамена по астрономии и планетологии, изучают соответствующую литературу, подбирают приборы и материалы для демонстрации опытов

-для проведения конкурса “Экзамен” команды заранее подбирают интересные вопросы

- в каждой команде - “инопланетян” - в костюме, соответствующем физическим характеристикам планеты, на которой он “проживает”

Ведущий готовит задания и реквизит для игры, информацию на компьютере, космическую музыку, песочные часы, “чёрный” и “белый” ящики, призовой фонд, карточки с заданиями, сценарий игры, костюм для себя.

На классной доске девиз:”Per aspera ad astra!”.

Задания оцениваются в баллах и заносятся в “Таблицу оценивания результатов игры” (см. Приложение №1).

Сценарий

Звучит музыка.

Ведущий: “Небо… Небо Земли! Оно существует только для нас, только в нашем воображении. Голубое – днём с сияющим на нем Солнцем, белыми облаками или грозовыми тучами; черно-бархатное - ночью со сверкающими на нём и “падающими” звёздами, Луной, кометами. В других мирах, на других планетах – другое небо, другие звёзды. И человечество мечтает когда-нибудь посетить эти далекие-далекие миры. Но к полету туда нужно упорно готовиться. Вот мы и выбрали ребят-мечтателей, тех, кто, не боясь трудностей, собирается осваивать космическое пространство. Кто же направляется у нас сегодня в дальний космос?”

1. Представление экипажей корабля: название корабля, девиз, эмблема (можно представить каждого участника)

Ведущий: “Перед стартом проверим готовность экипажей”.

2. Предстартовая подготовка:

2.1. “Проложи маршрут по Солнечной системе”. Это задание выполняется на компьютере, где установлена игра “Сотвори мир” (см. Приложение №2 “Сотвори мир”) и участникам (3 человека) необходимо быстрее другого экипажа расставить с помощью солярных знаков планеты в том порядке, как они движутся вокруг Солнца. (Если такая игра на компьютере не установлена, то можно использовать более простой вариант - карточки с нанесенными на них изображениями планет и их названиями, а участники выстраиваются в шеренгу в том порядке, как планеты по отношению к Солнцу, держа карточки в руках).

2.2. “Экзамен”. Экипажи отвечают на 3 вопроса друг друга по очереди.

2.3.“История космоса” - это задание для археологов. Оно выполняется на компьютере. Участники должны соотнести 4 даты с фотографиями и названиями 4-х космических событий: полёт 1-го спутника, полёт Ю.А. Гагарина, высадка на Луну, век открытия других галактик (см. Приложение №3 “История космоса”).

2.4. “Сотвори литературное произведение” - это задание команда получает на все

время полета. Нужно из слов – тяжесть, месяц, планета, ошибка, космос, ракета - написать литературное произведение в форме оды или детектива. Проверка качества выполнения задания проводится после “прибытия” экипажа на Землю.

Ведущий: “Ну, что ж, экипажи к полёту готовы! Тогда: ключ на старт!!! Поехали!..” В это время на компьютерном проекторе появляется изображение старта космических кораблей, звучит бравурная музыка (см. Приложение № 4 “Космический старт”).

3. “Проложи маршрут к звездам” - это конкурс штурманов. На компьютере появляются фантастические изображения участка неба, куда направляются космические корабли, и штурману необходимо рассказать, как и куда летит их корабль, мимо каких объектов звездного неба пролетает. В нашем случае выбраны Крабовидная туманность из созвездия Тельца и туманность Конская Голова из созвездия Ориона (см. Приложение № 5 “Маршрут команды 1” и Приложение №6 “Маршрут команды 2”).

Ведущий: “Давайте выясним, на достаточно ли мощных кораблях улетели наши команды к далеким звездам. Начинаем конкурс бортинженеров”.

4. “Рассчитай мощность объекта” - это конкурс бортинженеров.

Из экипажа выбирается самый сильный участник и с помощью секундомера и линейки бортинженер рассчитывает его мощность.

Ведущий: “Как велика скорость корабля? Умеют ли наши капитаны считать скорость?”

5. Конкурс капитанов.

5.1. Определить скорость подъёма воды по промокательной бумаге с помощью секундомера и линейки.

5.2. Капитаны по очереди называют звёзды и созвездия, а выигрывает последний назвавший созвездие или звезду.

Примечание: пока бортинженеры и капитаны выполняют задание, между остальными участниками и зрителями проводится викторина по астрономии и космонавтике. За правильный ответ выдается жетон. Викторина идёт в любой свободный от конкурсов момент.

6. “Чёрные” ящики для экипажей.

1-й – с “хвостом” - чьё это “украшение”

2-й – с компасом - нужен ли он в космосе?

Ведущий: “Чужие звезды, другие планеты, “черные дыры”, тройные Солнца, тёмные и светлые туманности, необыкновенные пейзажи и удивительные формы жизни. Что увидели и узнали команды, приземлившись на чужую планету?”

7. Конкурс художников:

Что увидели в космосе и на других планетах? (показывают и объясняют содержание своих картин)

Ведущий: “Как здоровье наших космонавтов? Хорошо ли они перенесли полет?”

8. Конкурс врачей: описать работу “внутренних приборов”: динамометра и барометра и их использование медицине.

Ведущий: “На чужой планете нужно найти что-то, что можно использовать в пищу. Геологи обнаружили какое-то необыкновенное вещество: оно то зеленое (показывает), то розовое (показывает). Нужно изучить. Давайте определим его плотность”.

9. Конкурс поваров: определить плотность розового и зеленого веществ, найденных на других планетах, с помощью весов и линейки. На роль “инопланетной” еды предлагаются цветные блоки из бумаги.

Ведущий: “Смотрите! Наши охотники возвращаются”

10. Конкурс охотников и инопланетян : необходимо описать внешний вид инопланетного существа так, чтобы было ясно, на какой планете, с какими физическими характеристиками оказались астронавты.

Ведущий: “Подходим время возвращаться. Жаль расставаться с чужой планетой, но нас ждет лучшая из планет: голубая, в дымке облаков, наша родная Земля”. На компьютерном проекторе демонстрируются слайды возвращения на Землю (см. Приложение №7 “Возвращение на родную Землю”).

Ведущий: “Давайте покажем, что нового и необъяснимого было обнаружено во время полета, какие чудеса увидели астронавты?”

11. Демонстрация физических опытов по выбору команд-участниц.

Примечание: в это время заканчивается игра со зрителями и свободными от работы участниками следующим необычным способом: любой из них задает любой вопрос по астрономии и космосу ведущему.

Ведущий (под музыку): “Наше путешествие в космос заканчивается, вот мы уже подлетели к Земле. Приземляемся, открываем люки, встречаем родных и близких и мечтаем, мечтаем… нет, не о конфетах и тортах, не о марсах и сникерсах. А о том чего не было на корабле, но о том, что мы очень любим, и после работы, после дороги это мы предпочитаем всему другому. Да, да это – (глоток чистой родниковой воды!!!)

12. “Белый” ящик – оставался на Земле. А в нём – стакан воды (учащиеся должны об этом догадаться со слов ведущего).

Ведущий цитирует А. Экзюпери: “Вода! У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя не опишешь, тобой наслаждаешься, не понимая, что это такое. Ты не просто необходимо для жизни, ты и есть жизнь, ты возвращаешь нам силы …Ты величайшее в мире богатство, но и самое непрочное – ты, столь чистая в недрах Земли. Можно умереть подле источника, если в нём есть примесь магния. Можно умереть в двух шагах от солончакового озера. Можно умереть, хоть и есть два литра росы, если в него попали какие-то соли. Ты не терпишь примесей, не выносишь ничего чужеродного, ты - божество, которое так легко спугнуть…Но ты даёшь нам бесконечно большое счастье ”. Последний вопрос для участников и зрителей: “Так какое же вещество “делает живой” нашу планету?”

14. Конкурс любителей словесности. Участники выступают со своими литературными произведениями, созданными по мотивам полета с использованием предложенных слов.

15. Подведение итогов, награждение победителей

(см. фото игры, проведенной с учащимися в День рождения гимназии 19 октября 2006 г.)

16. Заключительное слово учителя: “Многое из того, что вы узнали сегодня, ребята, пока лишь только мечты. Но за мечтой, фантазией всегда следуют научные поиски, исследования, эксперименты, то есть серьезная научная работа. И то, что сегодня казалось выдумкой, что было невозможным, станет действительностью завтра. Человечество вышло на звездные трассы 49 лет назад, и все это время космические трассы зовут и манят людей, зовут в глубины Вселенной, к новым открытиям, к новым мирам!”

Список приложений

Приложение №1. Таблица оценивания результатов

Приложение №2 “Сотвори мир”

Приложение №3 “История космоса”

Приложение № 4 “Космический старт”

Приложение № 5 “Маршрут команды 1”(Часть 1, Часть 2)

Приложение №6 “Маршрут команды 2” (Часть 1, Часть 2)

Приложение №7 “Возвращение на родную Землю” (Презентация)

Список литературы:

  1. Леонов А.А., Соколов А.К. Жизнь среди звезд. М., Молодая гвардия, 1980 г.
  2. Энциклопедия для детей. Астрономия. М., ЗАО “Дом Книги” “Аванта”, 2001, 688 с.,ил.
  3. Советский энциклопедический словарь. Гл. ред. А.М. Прохоров. М. Сов. энциклопедия, 1984 г., 1600 с., ил.
  4. Космонавтика. Энциклопедия. Гл. ред. В. П. Глушко. М., Сов. энциклопедия, 1985, 528 с., ил.
  5. Энциклопедический словарь юного астронома
  6. Вильвовская А.В. Человек и космос. Книга по астрономии для учащихся старших классов гуманитарного направления. М., Наука, 1994, 256 с., ил.
  7. Мультимедийный диск: Познавательная коллекция “Русский космос”