Творческий диктант по картине А.И. Куинджи "Березовая роща"

Разделы: Русский язык


Цели:

  • повторить правописание окончаний прилагательных;
  • выяснить, насколько используются прилагательные в речи учащихся, и показать на тексте диктанта, как употребление этой категории делает речь более яркой, выразительной, красочной.
  • развивать творческое воображение.
  • воспитывать наблюдательность, бережное отношение к природе.

Наглядность: репродукции картин.

Когда картина подобрана, можно переходить к составлению текста. Текст можно составить самому или же взять описание картины в каталоге, но изменить его, добавив нужные слова. Основной источник при составлении текста - Энциклопедия.

1. Слово о художнике.

Архип Иванович Куинджи (1842 – 1910) – замечательный русский художник – пейзажист. Сын сапожника, он прекрасно знал, что такое нужда. Став известным художником и самостоятельным человеком, он продолжал жить очень скромно, ограничивая себя во многом, и все свои средства отдавал искусству, которому он бесконечно предан. Куинджи устраивал на свои средства выставки, конкурсы, помогал нуждавшимся молодым художникам.

Он самозабвенно любил русскую природу и был певцом ее. Его картины “На острове Валааме”, “Ладожское озеро”, “Степь”, “Украинская ночь”, “Березовая роща”, “Лунная ночь на Днепре” дают прекрасные образы русской и украинской природы, полные торжественности и оптимизма.

Его пейзажи помогали стать человеку, по словам Крамского, “лучше, добрее, здоровее”.

2. Содержание беседы по картине.

– Где и когда была показана картина?

– Понравилась ли она?

– Что отличало картину Куинджи от пейзажей его современников?

– Что изображено на картине?

– Что помогает нам глубже понять чувства художника?

Представьте себе огромный тысячеметровый зал и в нем единственная небольшая картина. Впервые картина “Березовая роща” была показана в Петербурге в 1879 году на ежегодной Передвижной выставке. Она имела необыкновенный успех. Люди специально приезжали в Петербург, чтобы взглянуть на нее.

В чем был ее успех? Картина удивительно проста. Кажется, что здесь особенного, просто березы! Но картина волнует нас. Глядя на нее, мы испытываем чувство глубокой радости. Свой восторг перед открывшейся красотой пейзажа художник сумел донести до нас. И в этом замечательное мастерство художника.

Какими средствами передал художник увиденное?

Композиция картины очень проста: группа берез на переднем плане, залитая солнцем поляна; на заднем плане – густой лес, в который почти не проникают солнечные лучи. Никаких лишних деталей.

Посмотрите, какой блеск красок на картине Куинджи. Обратите внимание на сочетание красок, согласованность света и тени.

Какая идея заключается в пейзаже? У Куинджи она – в безграничной любви художника к русской природе, олицетворяющей для него силу и мощь русской земли – просторной, могучей.

3. Текст диктанта

Вставьте вместо точек пропущенные прилагательные.

В 1879 году в Петербурге состоялось открытие … выст..вки. В …зале была показана …картина ( )Березовая роща( ) (К.,к)уинджи. Открытие выставки этой картиной было …событием в …жизни России. Картина поразила … блеском красок, …жизненность и …простотой.

В своей картине Куинджи не к(а,о)сается …деталей. Он отб( и, е )рает самое существенное, что позволяет глубже понять его чувства. Художник как бы внезапно поразился увиденному и в нескольких мазках передал увиденное.

…лето, …воздух словно застыл в дремоте …стволы берез, …силуэт зелени вдали, …небо, …плоскости света и тени на траве чудесно и мудро согласованы.

А. И. Куинджи написал очень много картин, и все они звучали …гимном природе, ее …красоте, рождающей в человеке чувство … радости.

Выберите правильное написание слов.

Подберите синонимы к словам: картина и художник.

Прилагательные, вставленные вместо точек.

(.ежегодной художественной выставки, в огромном тысячеметровом выставочном зале, единственная картина, большим событием, художественной жизни, ярким, невиданным блеском, необычной жизненностью ,удивительной простотой, отдельных деталей, цветовых мазках, жаркое лето, прозрачный воздух, светлые стволы берез, темный силуэт, голубое небо , широкие плоскости света, величественным гимном, одухотворенной красоте, глубокой радости.)

Ученики читают предложения из текста с вставленными прилагательными. Сравнивая употребление тех или других прилагательных, учащиеся устанавливают, почему в данном контексте лучше употребить то или иное прилагательное. Так, например, было выяснено, почему прилагательные яркий, невиданный (блеск) более точны, выразительны и правильны в предложении Картина поразила ярким, невиданным блеском, чем прилагательные прекрасный, ослепляющий, великолепный. Так разбирается значение каждого из перечисленных прилагательных, устно составляют с ними предложения, подбирают к этим прилагательным синонимы и антонимы.

Закончив работу над лексическими ошибками, можно переходить к разбору типичных орфографических ошибок. Индивидуально предложить карточки с заданием на это правило , указав параграф для повторения.

ИТОГ УРОКА.

Зачитать лучший диктант, с наиболее удачно подобранными прилагательными. Подчеркнуть значение прилагательных в нашей речи. Познакомить с репродукциями картин “Березовая роща” других художников.