Юмор в жизни и литературе. Конспект занятия по курсу "Основы русской словесности"

Разделы: Внеклассная работа


Цели:

  • Дать начальное понятие о юморе, его разновидностях в литературе.
  • Развивать умение видеть в произведении средства создания юмора.
  • Развивать творческую индивидуальность, чувство юмора.

Ход занятия

Ребята, тему нашего сегодняшнего занятия вы сформулируете сейчас сами, открыв на доске высказывания великих людей.

Ребята открывают высказывания:

Хорошо смеется человек – значит хороший человек. Ф.М. Достоевский.

Засмеяться добрым, светлым смехом может только глубокая добрая душа. Н.В.Гоголь.

Юмор – большая сила. Ничто так не сближает людей, как хороший, безобидный смех. Л.Н. Толстой.

Смех – это солнце: оно прогоняет зиму с человеческого лица. В.Гюго.

Веселый человек создает себе веселый мир, мрачный человек создает себе мрачный. С.Смайлс.

Улыбка всегда хороша, ибо она приоткрывает простой внутренний мир человека. Н.И.Новиков.

Да, вы совершенно правы, сегодня мы будем говорить о юморе в жизни и в литературе. А что такое юмор? Ваши соученики обратились к словарям, и сейчас мы узнаем, какие бездны познания им открылись.

Сообщения учащихся:

Юмор – особый вид комического, сочетающий насмешку и сочувствие. В отличие от сатиры и иронии, в юморе под маской смешного таится серьезное отношение к предмету смеха и даже оправдание, что обеспечивает юмору более целостное отображение существа явления. Так о нем говорил Н.В.Гоголь.

Юмор – особый вид комического, отличающийся более мягким отношением к недостаткам жизненных явлений, поведению людей, способный вызвать лишь незлобивую улыбку и основывающийся лишь на использовании приемов остроумии и смысловой игры.

Юмор предполагает остроумие и проявляется в соответствующей эмоциональной реакции: улыбке, смехе, веселом настроении.

Сейчас вы получите стихотворения В.Д. Берестова, постараетесь определить, с помощью чего в них создается юмор.

Самая первая песня:

Жил-был игуанодон
Весом восемьдесят тонн.
И дружил он с птицею
Птеродактелицею.
Ничего эта птица не пела,
Лишь зубами ужасно скрипела,
И хрипела она, и стонала,
А других она писем не знала.
Но в восторге хриплый стон
Слушал игуанодон,
Радуясь певице
Птеродактилице,
Ибо звуки ужасные эти
Были первою песней на свете,
Самой первою песней на свете
На безлюдной, на дикой планете.

Шапка.

- Шапка, шапка, где была?
- Я была в кино.
- Что ж ты, шапка, видела?
- Было так темно…
Задремала я нечаянно
На коленях у хозяина.
- Шапка, шапка, где была?
- В цирке шапито.
- Что ты в цирке видела?
- Шапки да пальто,
Номерки, зонты и палки –
Все, что было в раздевалке!

Дракон.

В дверь диетической столовой
Вошел дракон семиголовый.
Он хором “Здравствуйте!” сказал
И улыбаясь, заказал:
- Для этой головы,
Пожалуйста, халвы.
Для этой пасти –
Прочие сласти.
Для этой головки –
Перловки.
Дл этой глотки –
Селедки.
Для этой башки –
Пирожки.
Для этой рожи –
То же.
Для этого личика –
Два сдобных куличика.
Что еще? Лимонада бутылку,
Семь салфеток, ножик и вилку.

В каждой группе идет обсуждение, а потом выступает один ученик или каждый анализирует пример, возможно чтение по ролям или инсценирование стихотворения. Можно предложить учащимся создать иллюстрации к стихотворению или к приему, который создает в нем комическое, юмор.

Итак, делаем вывод о том, что юмор создается при помощи:

  • комической неожиданности в развитии сюжета, в поступках и высказываниях героев (дракон вежлив и питается в столовой диетической);
  • нарушения смысловой сочетаемости, соединение несоединимых явлений, предметов, признаков (игуанодон дружит с птеродактилицей, шапка разговаривает, песня состоит из скрипа, хрипа, стона);
  • употребления в одном тексте слов с разной стилистической окраской, юмористические неологизмы (птеродактилица, голова и башка, личико и рожа).

Сейчас мы с вами немного отдохнем, проявим свои творческие способности, постараемся с помощью юмора вызвать положительные эмоции, улыбку. Делимся на группы, получаем задания.

Вам предлагается узнать пословицы, которые “перевернуты” с помощью антонимов. Например, петуха песнями да поят. На самом деле пословица звучит так: соловья баснями не кормят. Ребятам предлагаются пословицы: с бездельем утопишь слона в поле (без труда не выловишь и рыбку из пруда), потеряй одну копейку и не потеряешь одного врага (не имей с то рублей, а имей сто друзей), идет юноша из светлицы и хвост под домом (сидит девица в темнице, а коса на улице).

Следующее задание будет творческим. Сочините малый юмористический рассказ по началу и концу. Начало: “И снится Кощею Бессмертному сон…”, конец “…И жили они вместе долго и счастливо”. Ребята выполняют задание либо индивидуально, либо в группах.

Вот какие поэтические творения получились у ребят, Диана Костина так с юмором поведала о судьбе Кощея:

И снится Кощею сон,
Что в цирке был клоуном он,
Что людей смешил
И на помощь к ним спешил.
Но вот оборвался сон,
И забыл Кощей,
Что был клоуном он.
Тут вспомнил Кощей про работу
И связанные с ней заботы:
Людей пугать, невест воровать,
Но что-то мешает ему и думает он:
“Наскучила мне злая работа,
Не хочу, не могу, неохота!”
И пошел к Яге Кощей
И отведал там вкусных щей,
И понравились Кощею щи,
А ведь путь к сердцу мужчины
Через желудок ищи.
Воскликнул Кощей тогда:
“Яга, как прекрасна твоя нога!”
И стала женою его Яга,
И сына Кощею она родила,
Да такого трехголового, большого,
Сначала дымом он дышал,
Затем уж искорки пускал,
А после пламя извергал.
Змеем звать его стали,
Горынычем величали.
Творил он много дел и проказ,
Об этом поведаю в следующий раз.
И некогда было Кощею скучать:
Ведь надо же сына всему обучать
И новые ступы Яге покупать.
Так текли их счастливые дни,
И долго и счастливо жили вместе они.
А второе творение было коллективным:
И снится Кощею сон,
Что в сказочном замке находится он.
С принцессой танцуют они на балу,
Как жаль, что это не наяву!
Проснулся Кощей и всплакнул,
И грустил, потом он принцессу нашел,
И на бал пригласил, и с ней танцевал,
Околдовал, очаровал и замуж позвал,
Принцесса сначала смутилась,
Подумала и … согласилась.
И жили они долго и счастливо.

Давайте вспомним дошкольное детство, сейчас вам предлагается собрать пазлы, не зная, что на них изображено и дать тому, что на них получится, юмористическое название. Остальные ребята, услышав это название или вопрос, попробуют догадаться, о каком герое или сказке идет речь. (Сказки “Гуси-лебеди”, “Лиса и журавль”, “Царевна-лягушка”). Например, герои этой сказки не сошлись в кулинарных пристрастиях и виде посуды для сервировки стола. Или: сказочный вид воздушного транспорта. Или: герой этой сказки не хотел пользоваться услугами брачного агентства, а использовал для этой цели оружие.

А в это время все остальные члены команд сыграют во фразеологическое лото. Смысл игры заключается в следующем: в одной коробке находятся записанные на бумаге начала известных фразеологических оборотов, а в другой коробке – их концы.

В первой: зуб, в колесе, сказка про, колено, негде упасть, с собакой, зарубить, аппетит, со смеху, ни к селу.

Во второй: море по, белого бычка, как белка, яблоку, ни к городу, себе на носу, как кошка, кататься, волчий, на один. Ваша задача – правильно соединить начало и конец фразеологизма. Если у вас получатся смешные, полные юмора неофразеологизмы, запишите их, попытайтесь объяснить, что в них комического.

А теперь я прошу вас вспомнить какие-нибудь смешные, юмористические истории из вашей жизни или жизни ваших друзей и знакомых. Ребята рассказывают истории, сами определяют, что в происходящих событиях вызывает добрую улыбку, хорошее настроение, смех.

Итак, мы с вами узнали, что юмор – особый вид комического, отличающийся более мягким отношением к недостаткам жизненных явлений, поведению людей, способный вызвать лишь незлобивую улыбку и основывающийся лишь на использовании приемов остроумия и смысловой игры. Юмор предполагает остроумие и проявляется в соответствующей эмоциональной реакции: улыбке, смехе, веселом настроении. И с такой же доброй улыбкой и положительными эмоциями подошло к концу наше занятие, большое спасибо всем, вы – настоящие творцы и волшебники, к следующему занятию принесите любимые прозаические юмористические произведения, объясните, как и с помощью чего в них создается комическое.