Тема урока: "Из истории русского алфавита"

Разделы: Русский язык


Цель: на этапе подготовки к семинару познакомить учащихся с научно-популярными и художественными изданиями о жизни и деятельности великих славянских просветителей Кирилла и Мефодия, помочь понять эволюцию русского языка, орфографические изменения, связанные с вносимыми в алфавит упрощениями..

Ход семинара

I. Слово учителя.

- Почти 1160 лет назад произошло событие исторического масштаба. Двумя учеными монахами, братьями Константином (в монашестве – Кириллом) и Мефодием был изобретен славянский алфавит.

Ежегодно 24 мая в России и других славянских странах отмечается День славянской письменности и культуры.

II. Выступление учащихся на тему “Великие славянские просветители и их вклад в развитие славянской культуры”. Учащиеся записывают план выступления

Создатели славянской азбуки Константин (при пострижении в монахи он был назван Кириллом) (827—869) и Мефодий (815—885) происходили из византийского города Солуни (ныне — Салоники в Северной Греции), в котором проживало многочисленное славянское население и славяне занимали многие официальные посты. Отец братьев был богат и “доброго рода”, занимал в Солуни значительную должность под начальством солунского стратига — военачальника.

Кирилл начал посещать школу в восьмилетнем возрасте. Он прилежно учился, осваивал греческий язык, счет, овладевал верховой ездой и воинскими приемами. Но любимым его занятием было чтение книг. После смерти отца он покинул Солунь и отправился в Константинополь, столицу Византийской империи. В это время там процветал интерес к античности. Среди учителей Кирилла самым, может быть, значительным был будущий патриарх Фотий — знаток античной культуры. Учащиеся изучали поэмы Гомера, трагедии Софокла, философские сочинения Платона и Аристотеля. Кирилл, один из лучших учеников, был принят на государственную службу. После окончания курса наук он занимал высокий ученый пост патриаршего библиотекаря.

Наблюдая жизнь придворных, Кирилл понимал, как много времени эти люди теряют на многочасовых церемониях рядом с семьей императора. Поэтому он являлся во дворец редко и с неохотой, наконец, оставил государственную службу и стал преподавать в университете философию.

Преподавание длилось недолго. Кирилл, хорошо знавший не только греческий, арабский и латинский, но и язык славян, был отправлен в Болгарию с просветительской миссией. Но просвещение славян оказалось невозможным без книг на их родном языке. Поэтому Кирилл приступил к созданию славянской азбуки. Первым его помощником стал старший брат Мефодий, удалившийся с военной службы в монастырь. Мефодий освоил новую азбуку, составленную братом, и приступил к переводу церковных книг на язык славян. Переводить с книги на славянский язык братья начали, вероятно, во второй половине 862 года.

24 мая 863 года в граде Плиске, который в то время был столицей Болгарии, братья Кирилл и Мефодий огласили изобретение славянского алфавита.

В том же 863 году братья прибыли в Моравию с созданной азбукой и готовыми переводами. В течение сорока месяцев до весны 867 года они просвещали славян в Моравии. А в конце 867 — начале 868 года римский папа пригласил Кирилла и Мефодия в Рим. Там они получили право просвещать народ. Но в Риме Кирилл внезапно заболел, и 14 февраля 869 года создатель славянской письменности, первый учитель славян, скончался. Мефодий стал продолжателем дела брата. В Риме он получил высокий сан архиепископа, возвратился в Моравию и продолжал просветительскую деятельность. 4 апреля 885 года скончался Мефодий.

Вскоре папа римский запретил изучение славянского языка. Около двухсот учеников славянских просветителей в 886 году были изгнаны из Велеграда.

Обосновавшись в Болгарии, они открыли там свои школы, просвещали людей, обучали их славянской грамоте. В 988 году в Киеве была открыта дворцовая школа “учения книжного”. Возник новый центр книжной культуры, которая соединила Киевскую Русь с европейской цивилизацией. Так исторической арене появилась славянская школа, создателями которой были братья Кирилл и Мефодий.

  1. Детство солунских братьев.
  2. Обучение Кирилла.
  3. Создание славянской азбуки.
  4. Просвещение моравских славян.
  5. Просвещение восточных славян последователями Кирилла и Мефодия.

III. Аналитическая работа. Кириллическая азбука и русский алфавит.

1. Наблюдение над материалами учебника (“Русский язык”, 9 класс, авт. С.Г.Бархударов и др.)

- Рассмотрите таблицу на с.122. Какими буквами открывается кириллица? Как они называются в этом алфавите? Случайны ли эти названия?

2. Слово учителя.

- Русский алфавит сложился на основе кириллицы, которая представляет собой очень искусную, творческую переработку греческого (византийского) алфавита. При ее составлении были использованы 24 греческие буквы, большая часть которых получила славянские названия: “аз”, “буки”, “веди”, “глаголь”, “добро”, “есть” и т.д. Вместе с тем создатели кириллицы, учитывая фонетические особенности старославянского языка, ввели в нее 19 букв, отсутствовавших в греко-византийском письме (часть их была “придумана” составителями кириллицы, часть – заимствована из других древних алфавитов).

Оригинальность кириллицы проявилась в том, что в ней для обозначения одного звука всегда использовалась одна буква. Европейские народы, которые не составили для себя алфавита, до сих пор страдают от неудобств. Так, в английском языке, состоящем из 26 букв, звук ч изображается двумя буквами – ch , ш - двумя sh. В русском языке есть специальные буквы для изображения сочетаний звуков jy, ja.

На Руси кириллица получила распространение после принятия христианства (988г.). Славянский алфавит оказался прекрасно приспособленным к точной передаче звуков древнерусского языка. В течение тысячелетия существования на русской почве кириллица изменилась не очень значительно. В Петровское время царским указом упростили правописание и отменили буквы “юс малый”, “юс большой”, “кси”, “пси”, “зело”, “омегу”,которые стали обузой в русском алфавите. Во второй половине XVIII столетия русский алфавит пополнился новыми буквами, которых не было в славянской азбуке. Это буквы “и краткое” и ё. В начале XX века в России возникла потребность в упрощении алфавита и правописания. Такая реформа была проведена в 1918 году. Указом Наркома просвещения упраздняются буквы: “i десятеричное”, “ять”, “фита”, “ижица” и буква “ер” на конце слов. Это движение от 43 букв кириллицы к 33 буквам современного русского алфавита можно представит так: 43-14+4=33.

3. Упражнения на восприятие.

Задание №1

В 1916 году Марина Цветаева писала в “Стихах к Блоку”:

Имя твоё – птица в руке,
Имя твоё – льдинка на языке.
Одно-единственное движение губ.
Имя твоё – пять букв.

Объясните, почему Марина Цветаева насчитывает в фамилии Блока пять букв?

Ответ. До орфографической реформы 1918 года, устранившей букву Ъ на конце слов, фамилия поэта писалась так: БЛОКЪ

Задание № 2

В описаниях поз и мимики человека в прошлом часто использовались древние названия букв славянской азбуки.

1) У нея ротик фитою. (В.И.Даль) 2) Станет фертом, ноги-то азом распялит. (П.И.Мельников-Печерский) 3) У Ивана Ивановича большие выразительные глаза табачного цвета и рот несколько похож на букву ижицу. (Н.В.Гоголь)

Названия каких букв встречаются в данных предложениях? Какие звуки они обозначали? Напишите эти буквы. Каких из них нет в современном алфавите и почему?

Ответ. “Фита” - f, звуковое значение - /ф/; “ферт” - ф, звуковое значение - /ф/; “аз” - а /а/; “ижица” -v, /и/. В современном алфавите нет букв “фита” и “ижица”, т.к. они обозначали те же звуки, что и буквы “ферт” и “иже”, употребляясь в ограниченном числе заимствованных слов.

4. Чтение стихотворения – “азбуки” В.Я.Брюсова (акростих)

Алый Бархат Вечереет,
Горделиво Дремлют Ели,
Жаждет Зелень – И iюль
Колыбельной Лаской Млеет…
Нежно Отзвуки Пропели…
Разостлался Синий Тюль.
Улетели Феи Холить
Царство Чары Шаловливой,
Щебет Ьдких Эпиграмм…
начинаетЪ снЫ неволитЬ
лYро льет нетерпеливый
Юга Ясный Оимиам.

6. Беседа по стихотворению.

- Назовите буквы, которые исключены из состава современного русского алфавита (i десятеричное, “ять”, “ижица”, “фита”)

- Назовите буквы, которые сохранились в современном алфавите, но утратили первоначальное значение (“ерь”Ь, “ер” Ъ)

- Назовите буквы, которые есть в современном алфавите, но не названы в стихотворении (ё, й).

IV. Практическая работа.

1. Запишите слова: фамилия, флейта, реферат, конфета, фломастер, референдум. По каким признакам можно определить, что данные слова являются нерусскими и неславянскими по происхождению? (Буква Ф пришла из греческого алфавита. В памятниках древнерусской письменности она встречается в словах, заимствованных из греческого. В народно-разговорной речи согласного Ф не было).

2. Чем объяснить наличие вариантов имен типа: Прокофий – Прокопий, Иосиф – осип, Евстафий – Остап? (Грецизмы, попавшие в древнерусский язык устным путем, видоизменялись)

3. Послушайте отрывок из стихотворения “Быль – небылица” С.Я.Маршака.

На белых ведрах вдоль бортов,
На каждой их семерке,
Была фамилия “Багров” -
По букве на ведерке.
- Тут что-то, дедушка, не так:
Нет буквы для седьмого!
- А вы забыли твердый знак! –
Сказал старик сурово.
Два знака в нашем букваре.
Теперь не в моде твердый,
А был в ходу он при царе,
И у Багрова не ведре
Он красовался гордо.

- Какие “два знака” существуют в нашем букваре? В каких случаях его писали до реформы 1918 года? А сейчас? (Писали для обозначения редуцированных (ослабленных) гласных: возъ, ръжъ, лъбъ, лодъка)

4. Сообщение учащегося “Самая дорогая буква”

- Осип Иванович Сенковский, известный также под именем Барона Брамбеуса, очень сердился на букву Ъ: “Пагубнее всех и всего этот тунеядец “ер”… на хвосте русских слов: он пожирает более восьми процентов времени и бумаги. Стоит России ежегодно боле 400000 рублей”. Лев Успенский в своей книге “Слово о словах” пишет, что только в одном романе Л. Н. Толстого “Война и мир” в дореволюционном издании на 2080 страницах имеется 115 тысяч никчемных бездельников. Если их собрать в одно место и напечатать подряд в конце последнего тома, их скопище заняло бы 70 с лишним страничек.

А сколько это будет при тираже издания в 10 тысяч экземпляров? Кроме того, если на набор “Войны и мира” требовалось тогда, допустим, 100 рабочих дней, то три с половиной дня из них наборщики неведомо зачем набирали одни твердые знаки. А сколько бумаги! Эта буква-бездельник была самой дорогой буквой мира.

V. Проверочная работа.

1. Кто изобрел славянскую письменность?

2. Объясните происхождение слов азбука и алфавит.

3. Где используют алфавитный порядок?

4. Кто провел первую реформу азбуки?

5. Какими новыми буквами пополнился русский алфавит в XVIII веке?

6. В чем заключается оригинальность кириллицы?

VI. Домашнее задание (по выбору):

1) составить кроссворд по теме урока;

2) ответить на вопрос, какие выражения произошли от названий букв “ять”, “ферт”, “ижица”

3) творческая работа – буклет “Почему мы так говорим?”