Модель ученического самоуправления "Совет гимназистов"

Разделы: Администрирование школы, Внеклассная работа


Объяснительная записка.

Основная цель ученического самоуправления - подготовка воспитанников к участию в общественном самоуправлении, воспитание организаторов. Ученическое самоуправление обеспечивает возможность каждому воспитаннику принимать участие в организаторской деятельности. Это помогает нам сделать процесс воспитания в гимназии поистине демократическим, открытым, гуманистическим.

Через самоуправление решаются задачи:

  • развитие, сплочение и координация ученического коллектива;
  • жизненное самоуправление;
  • формирование культуры деловых отношений, навыков ведения деловой документации;
  • умение решать проблемы;
  • самораскрытие и самореализация личности;
  • принцип равноправия в совместной деятельности;
  • умение планировать свою деятельность, рационально использовать рабочее время и место, вести учет результатов труда;
  • повышение требовательности к себе и товарищам;
  • воспитание нетерпимого отношения к нарушителям дисциплины;
  • адаптация выпускников к непрерывно изменяющимся жизненным условиям;
  • разноуровневый подход в организации самоуправления с учетом личностных потребностей школьников, определяющих их цели и профессиональную ориентацию;
  • раскрытие школьников как мыслителей, способных прогнозировать свою жизнь;
  • формирование готовности участвовать в различных проектах.

Самоуправление учащихся выражается в самостоятельности проявлять инициативу, принимать решения и реализовывать их в интересах своего коллектива. Самоуправление осуществляется в интересах своего коллектива благодаря самоанализу, самооценке, самокритике и самоустановкам, сделанным учащимися по отношению к своей деятельности. Как правило, в повседневной деятельности самоуправление проявляется в планировании деятельности коллектива; организации этой деятельности; в анализе своей работы; подведении итогов сделанного и принятии решений.

Добровольный процесс.

Воспитания по принуждению нет. У каждого участника воспитательного процесса, у педагогов и воспитанников есть потребность и желание совершенствовать самих себя, строить свою жизнедеятельность на основе высоких нравственных ценностей, вырабатывать нормы, обычаи, то есть основы поведения. Отсюда главная функция самоуправления – создавать эти основы.

Задача педагога – воспитать у учащихся уважительное отношение к членам коллектива и на этой основе укреплять сферу дружеских отношений.

Демократический процесс.

В организации воспитательной деятельности учитываются интересы и потребности каждого члена, меньшинства, всего коллектива путем стремления к общему согласию. Функция самоуправления – строить жизнедеятельность коллектива, идя от ученика, его интересов, запросов, идеалов.

Гуманистический процесс.

В воспитательной деятельности должно быть все во имя ребенка и для ребенка. Самоуправление формирует в коллективе атмосферу защищенности каждого его члена. Функция самоуправления – разрабатывать и утверждать нормы гуманистических отношений друг к другу. Эти отношения помогают воспринимать каждого как уникальную личность и способствуют самореализации ее неповторимости. Задача педагога – научить каждого выполнять поручения коллектива через осуществление самоучета, самоконтроля по отношению к окружающим; признавать самоценность человека.

Социальный процесс.

Самоуправление следует рассматривать как фактор социализации личности ребенка, поскольку оно способствует реализации в коллективе социальных функций: информационной, ценностно – ориентационной, нормативной и др. Задача педагога – через самоуправление расширять социальные связи и, используя их, обеспечивать каждому индивиду освоение социального мира, формировать у учащихся умения преобразовывать его, строить свой собственный социальный мир.

Творческий процесс.

Самоуправление способствует социальному, индивидуальному, нравственному творчеству. Инициативное самоуправление – одно из условий проявления учащимися творческой энергии. Задача педагога – направить самоуправление на формирование у воспитанников индивидуального стиля жизни.

Самостоятельный процесс.

Самоуправление, построенное на творческом педагогическом управлении и инициативной самодеятельности учащихся, делает воспитательный процесс самостоятельным, то есть не зависимым от существующих установок, программ. Предоставление педагогической самостоятельности воспитателям и воспитанникам – необходимое условие развития самодеятельности, инициативы, творчества. Задача воспитателя – формирование у учащихся потребности и желания реализации пяти «само»: самоорганизации, самодеятельности, самоуправления, самовоспитания, самообучения.

Самоуправление, на наш взгляд, базируется на следующих принципах:

1. Равноправие - все должны иметь право решающего голоса при принятии того или иного решения.
2. Выборность - полномочия приобретаются в результате выборов.
3. Откровенность и гласность - работа органов самоуправления должна быть открыта для всех учащихся.
4. Законность - неукоснительное соблюдение правовых и нормативных актов.
5. Целесообразность - деятельность органов ученического самоуправления должна быть направлена на реализацию интересов и потребностей учащихся.
6. Гуманность - действия органов самоуправления должны основываться на нравственных принципах.
7. Самодеятельность - творчество, активность, самостоятельность учащихся.
8. Ответственность - необходимо регулярно отчитываться о проделанной работе и ее результатах перед своими избирателями.

«Модель ученического самоуправления».

1.1. Структура гимназического ученического совета.

1.2. Нормативно – правовая база, регулирующая функционирование ученического самоуправления.

Основные документы, регулирующие функционирование ученического самоуправления в нашей гимназии:

  • Устав гимназии.
  • Правила для учащихся.
  • Положение о Совете гимназистов.

В основу этих документов положены нравственные ценности, направленные на уважение личности ребенка, его самостоятельности, взглядов и суждений, достоинства и чести.

Положение об ученическом Совете гимназистов МОУ Новохоперской гимназии № 1.

Совет гимназистов является высшим органом ученического самоуправления (его решениям подчиняются старосты классов, советы классов и все учащиеся).

Во главе Совета гимназистов стоит Президент. Совет гимназистов состоит из представителей классных ученических собраний (учащиеся 5 – 11 классов).

Заседание Совета гимназистов может проводиться расширенно (с участием старост классов, представителей администрации гимназии, родителей, учителей) и отдельно.

Совет гимназистов обязан:

Отчитываться о проделанной работе на ежегодной отчетной линейке.

1. Принимать и рассматривать все предложения и положения учеников и учителей.
2. Информировать учеников гимназии обо всех принятых им решениях.
3. Отвечать за соблюдение Устава гимназии.
4. Организовывать работу классов и предпринимать действия по сплочению школьного коллектива.
5. Контролировать соблюдение прав учеников, а также выполнение их обязанностей.
6. Организовывать работу Центров ученического самоуправления.

Совет гимназистов имеет право:

  1. Проводить заседание Совета.
  2. Выносить ответственные решения (объявлять благодарности, выносить взыскания).
  3. Вызывать на свое заседание любого ученика.
  4. Приглашать на свое заседание родителей ученика, учителя или классного руководителя.
  5. При Совете гимназии создаются центры, каждый из которых отвечает за свой участок работы:

­ Центр Охраны знаний – следит за соблюдением Устава гимназии, отвечает за организацию декад по предметам. Отвечает за создание условий для учебной деятельности школьников, за сбор информации об учебном процессе.

­ Центр Среды и здоровья – отвечает за выполнение всех трудовых дел в гимназии, санитарное состояние классных комнат, составление графика дежурства по гимназии. Отвечает за подготовку и проведение спортивных соревнований, сбор информации о спортивных достижениях.

­ Информационный центр – осуществляет оформление стендов по воспитательной работе, написание объявлений, оформление фотоальбома «Летопись интересных дел», выпуск общегимназической газеты «Мир детства». Отвечает за обмен информацией с другими организациями, следит за работой пресс – центра, радиоцентра, за своевременное информирование о предстоящих школьных мероприятиях, информирование учителей и учеников о поделанной работе Совета гимназистов, подготовка данных для прессы.

­ Творческий центр – отвечает за подготовку и проведение в гимназии вечеров отдыха, праздников, фестивалей, культурных мероприятий, конкурсов, выставок.

­ Министерство финансов – ведет учет финансовых средств заработанных учащимися на вечерах, ярмарках, дискотеках и осуществляет распределение этих средств по необходимости на нужды Совета гимназистов. Отвечает за материальную сторону издания газеты «Мир детства» и её продажу.

­ Центр правопорядка – отвечает за охрану порядка на гимназических мероприятиях, ознакомление учащихся с правилами безопасного поведения, осуществление контроля за выполнением требований внутреннего распорядка. Организует опеку над детьми, стоящими на внутришкольном учете.

­ Секретарь – протоколирует заседание Совета гимназистов и оглашает решение совета.

Принято на Совете гимназистов 12 сентября 2003 года

Положение о Президенте Совета гимназистов.

1. Президент избирается всеобщим голосованием на общегимназической линейке.

2. Президентом может быть избран активный, успевающий учащийся 11 класса гимназии:

- от каждого 11 класса выдвигается 1 представитель на должность президента Совета гимназистов, проводят агитацию и предвыборную компанию в течение 3 недель, затем на общешкольной линейке представляют своего кандидата. Он зачитывает свою программу президента.

- при вступлении в должность Президент Совета гимназии приносит присягу и произносит клятву: «Клянусь при осуществлении полномочий президента Совета гимназии МОУ Новохоперской гимназии №1 выполнять требования Устава, уважать и охранять права членов совета, заботиться о ее чести и процветании».

- полномочия Президента начинаются с момента принесения им присяги и прекращаются с истечением срока полномочий (1 год).

3. Президент Совета гимназистов обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие всех центров Совета, является гарантом прав и обязанностей его членов.

4. Президент, как глава Совета гимназистов является ее высшим должностным лицом, представляющим ее перед администрацией гимназии, педагогическом коллективе.

5. Президент может быть отозван от должности с занимаемого поста, если качество его работы признано неудовлетворительным на Совете гимназистов.

Президент вносит на рассмотрение Совета гимназистов предложения о награждении или поощрении членов организации, отлично зарекомендовавшие себя в учебе, спорте, искусстве.

Принято на Совете гимназистов 12 сентября 2003 года