Программа творческого объединения "Мастерская художника"

Разделы: МХК и ИЗО


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Изобразительное искусство в школе входит в образовательную область “Искусство” и является обязательным предметом школ любого типа. Однако только в специализированных школах возможно увеличение количества часов в неделю на изучение предмета. С этой проблемой сталкивается много специалистов преподающих программу В. Н. Неменского “Изобразительное искусство и художественный труд”.

Но в условиях возрастания социальной роли личности как носителя традиций художественной культуры и создания новых художественно-культурных технологий согласно времени, важнейшей задачей становится повышение эффективности художественного образования.

Предлагаемые занятия основной упор делают на декоративно-прикладную работу с различными материалами в том числе и с природными, а так же на расширенное знакомство с различными живописными и графическими техниками с использованием основ программного материала, его углублением, практическим закреплением в создании разнообразных работ; предполагают приобретение детьми определенных трудовых умений и навыков в художественном творчестве.

Цели и задачи:

  • развитие эстетического восприятия действительности;
  • овладение образным языком изобразительного искусства посредством формирования художественных знаний, умений и навыков;
  • развитие художественного вкуса и эмоционально-чувственного отношения к природе и предметам;
  • воспитание у детей интереса и любви к декоративно-прикладному искусству, изобразительному искусству и его жанрам и видам;
  • обучение основам изобразительных техник (масляная живопись, гуашь в монотипии, граттаж, высокая печать) и декоративно-прикладной работы (бумажная пластика, бисероплетение, работа с тестом) и на этой основе формирование трудовых умений и навыков;
  • обучение приемам подготовки некоторых материалов (картона, ткани, бумаги, теста) с целью выполнения и создания художественных изделий;
  • обучение стилизации натуральных форм живой и неживой природы и на этой основе развитие аналитических способностей, зрительной памяти, пространственных представлений, творческого воображения;
  • привлечение детей к изучению специальной литературы с целью получения новых знаний в интересующих их областях искусства не только нашей страны, но и разных стран мира;

Перспективная цель – творческий поиск нестандартных технологий, создание своего отличительного стиля и профиля, узнаваемости работ “Мастерской художника” в рамках повышения престижа школы.

Индивидуальные занятия предназначены для учащихся 7-9-ых классов.

УМЕНИЯ И НАВЫКИ

вырабатываемые в процессе обучения:

  • терпение и усидчивость;
  • умение доводить работу до полного завершения, через что прививается культура труда;
  • умение видеть, анализировать и передавать красоту окружающей среды;
  • умение воплощать свои фантазии как и умение выражать свои мысли;
  • рефлексировать свои труд и труд других;
  • составлять цветочные сочетания, композиции, узоры;
  • пользоваться интуицией в поисках цветовой гармонии, симметрии, ассимметрии, ритма в решении работы;
  • навыки работы с бумагой (бумажная пластика);
  • навыки простейшего бисероплетения;
  • первичные навыки работы масляными красками;
  • замешивание и приготовление теста и работа с ним;
  • оформление работ (использование простейших средств включая бросовой материал).

Практический выход

Большое значение в работе придается результатам труда детского творчества и поэтому обязательно предполагается выставочная деятельность мастерской, которая планируется заранее для возможности подготовки к ней как имеющихся работ (в случае если нужна реставрация) так и изготовление новых (как персональных так и коллективных – если они трудоемки и требуют больших временных затрат).

Традиционная выставочная деятельность:

  • родительские собрания;
  • выставка в кабинете ИЗО;
  • принятие участия в городских выставках;
  • принятие участия в городских и областных конкурсах.

Нетрадиционная выставочная деятельность:

  • использование имеющихся в городе выставочных залов (музей, ДХШ, ЦБ, СЮТ).

Указанный в программе план занятий является примерным. Руководитель имеет право строить план работы с учетом как климатических особенностей данной местности, так и развития или создания традиций декоративно-прикладного искусства.

В течение года возможны изменения в перспективном планировании в зависимости от различных обстоятельств: объявления конкурсов, помощь театральным кружкам, творческого вдохновения, увлечения найденной нестандартной идеей.

Организация содержания образования.

разделы Тема 7кл Тема 9кл.
Лекцион. практич. Лекцион. практич.
  Введение 1   Введение 1  
Осеннее творчество 1. Графика.

2. Масляная живопись.

3. Декоративно-прикладное искусство.

4. Выполнение творческого проекта.

1

1

1

2

2

2

8

1. Бумажная пластика.

2. Выполнение творческого проекта головного убора.

2

1

10

13

Итого по разделу 4 14   4 23
  итого 18   27
Зимнее творчество 1. Соленое тесто.

2. Выполнение творческого проекта.

1

1

4

8

1. Смешанные материалы.

2. Выполнение творческого проекта головного убора и платья.

1

1

8

11

 

Итого по разделу 2 12   2 19
  итого 14   21
Весеннее

творчество

1. Основы бисероплетения.

2. Работа с бросовым, природным материалом.

3. Выполнение творческого проекта.

1

1

1

4

3

10

1. Декоративная вышивка

атласными лентами.

2. Выполнение творческого проекта головного убора.

2

1

12

15

Итого по разделу 3 17   3 27
  итого 20 итого 30
Летнее творчество 1. Бумажная пластика.

2. Выполнение творческого проекта.

1

1

4

10

1. Объемная вышивка.

2. Выполнение творческого проекта головного убора.

2

1

6

15

Итого по разделу 2 14   3 21
  итого 16 итого 24
  Итого по курсу   68     102

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. А. Д. Алехин “Изобразительное искусство”, 1984г.
  2. Н. Н. Волков “Композиция живописи”, 1977г.
  3. Б. Г. Гагарин “Конструирование из бумаги”, 1988г.
  4. С. Газарян “Прекрасное своими руками”, 1979г.
  5. А. А. Кирилов “Учителю об изобразительных материалах”, 1961г.
  6. И. А. Королева, М. Ф. Проферанцов “Давай учиться рисовать”, 1993г.
  7. Н. П. Костерин “Учебное рисование”, 1984г.
  8. М. Ляцкина “Основы художественного ремесла. Бисер”, 1999г
  9. Ю. В. Максимов “У истоков мастерства”, 1983г.
  10. Б. М. Неменский “Изобразительное искусство и художественный труд”, 1985г.
  11. В. Н. Палунина “Искусство и дети”, 1982г.
  12. А. К. Чекалов “Русское народное декоративно-прикладное искусство”, 1973г.
  13. А. С. Хворостов “Декоративно-прикладное искусство в школе”, 1981г.
  14. г. “Здоровье детей”, 1994г.
  15. ж. “Юный художник”.