Урок математики в 1-м классе по теме: "Число и цифра 7. Состав числа 7" (программа "Школа 2000")

Разделы: Начальная школа, Общепедагогические технологии


Цели урока:

  • Познакомить с числом и цифрой 7, с получением и составом числа 7; упражнять в написании цифры 7.
  • Совершенствовать вычислительные навыки.
  • Воспитывать качества, необходимые детям для успешной учёбы.
  • Развивать общеучебные умения и навыки: речь, внимание, память, мышление; интерес к предмету.

Тип урока: урок введения нового знания.

Основной дидактический метод: деятельностный метод обучения.

Частные методы и приёмы:

  • создание проблемной ситуации (подводящий диалог),
  • поиск решения, наглядно – иллюстративный,
  • словесный,
  • репродуктивный.

Дидактические средства:

  • таблица “Число и цифра 7”,
  • карточка с рядом чисел,
  • числовой “домик”,
  • числовой луч,
  • таблички со словами, характеризующими качества ученика,
  • цветные полоски – части отрезка,
  • численник – календарь,
  • у учащихся – цифровой “веер”,
  • иллюстрация к произведению Э. Успенского “Дядя Фёдор, пёс и кот”.

ТСО:

  • магнитофон,
  • диск с записью голоса дяди Фёдора и мелодии из м/ф “Каникулы в Простоквашино”.

Методическая литература:

  • Л.Г.Петерсон. Учебник по математике для начальной школы. 1 класс (Часть II).
  • Л.Г.Петерсон, И. Г. Липатникова. Устные упражнения на уроках математики. 1 класс.
  • О.В.Тараканова. Решения, ответы, комментарии к учебнику Л. Г. Петерсон “Математика. 1 класс”.
  • Математика. Поурочные планы (по учебнику Л. Г. Петерсон для четырёхлетней начальной школы)/ Авт.-сост. Т. В. Бут.
  • В.Волина Праздник числа (Занимательная математика для детей): Книга для учителей и родителей.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Долгожданный дан звонок,
Начинается урок (дети хором).

II. Постановка целей и задач урока

Учитель: Сегодня утром я получила звуковое письмо. Послушайте его.

Включает аудиозапись. На доске – картинка с изображением героев книги Э. Успенского.

Голос дяди Фёдора: Здравствуйте, ребята! Привет из Простоквашино! Это я – дядя Фёдор. Много времени прошло с момента нашей последней встречи. Вы, наверно, многому научились, многое умеете. Я тоже через год пойду в школу. Но прежде хочу знать, какие качества нужны человеку для успешной учёбы в школе? Вы, ребята, не подскажете мне их? Буду ждать ответа! До свидания!

Учитель: Ребята, давайте попробуем в ходе урока назвать качества, которые необходимы, чтобы хорошо учиться в школе. А потом напишем об этом дяде Фёдору. Ещё на уроке мы узнаем много нового, важного и интересного из области математики.

III. Актуализация опорных знаний

1. Счёт.

1). Счёт от 1 до 10, прямой и обратный (хором).
2). Счёт до 20, прямой (“цепочкой”).

2. Игра “Молчанка(показ ответов с помощью цифрового “веера”).

– Какое число стоит перед числом 4? (3)
– Какое число следует за числом 5? (6)
– Какое число стоит между числами 2 и 4? (3)
– Какие числа являются “соседями” числа 6? (5 и 7)

3. Математический диктант.

– Запишите в тетрадь ряд чисел (под диктовку): 6, 1, 3, 5, 4, 2
– Обведите синим карандашом число, которое предшествует при счёте числу 4.
– Обведите зелёным карандашом два числа, между которыми в натуральном ряду стоит число 3.
– Обведите жёлтым карандашом число, которое следует при счёте за числом 4.
– Сколько надо прибавить к 5, чтобы получилось 6? Обведите ответ красным карандашом.
– Посмотрите на доску (открыть разворот доски с образцом выполнения задания Приложение 1).
– Проверьте, так ли вы выполнили задание? Кто справился без ошибок, может нарисовать в тетради на полях солнышко.

IV. Постановка проблемы. “Открытие” нового знания

1. Число и цифра 7.

*– Отгадайте загадку:

В этой книге шесть листов простых,
А седьмой – золотой.

– О какой книге идёт речь? (Это календарь.)

Показ календаря-численника.

– Какие шесть листов простых, а седьмой золотой? (Дни недели.)
– Назовите эти дни по порядку.
– Какой по счёту день недели – воскресенье? (Седьмой.)
– Кто догадался, чему будет посвящён наш урок математики?

Повесить табличку с темой урока.

2. Образ цифры 7.

Демонстрация таблицы “Число и цифра 7”.

– На что похожа цифра 7?

Учащиеся читают стихи.

Вот семёрка – кочерга.
У неё одна нога.

С. Маршак

Семь – точно острая коса.
Коси, коса, пока остра.

Г. Виеру

3. Написание цифры 7.

  • Пальчиковая гимнастика (растирание ладоней и пальцев рук).
  • Письмо цифры 7 в учебнике – тетради (с. 3):
    • обведение образца большой цифры три раза;
    • показ образца написания учителем на доске с комментарием;
    • письмо в воздухе;
    • письмо в строке.

4. Место цифры 7 в числовом ряду.

Работа с рядом чисел и числовым отрезком в учебнике – тетради (с. 3):

– За каким числом следует при счёте число 7?
– Как получить из 6 число 7?
– Вам подсказывает числовой отрезок (Нужно сделать один “шаг” вправо из точки 6.)
– На сколько 7 больше 6?
–  На сколько 6 меньше 7?

5. Состав числа 7.

Работа с игральными костями домино в учебнике (с. 3) и одновременная демонстрация числового “домика” (Приложение 1).

– Из каких двух “частей” можно получить “целое” 7?
– Какие это будут слагаемые?

Рассмотреть все варианты.

V. Первичное закрепление

1. Отработка состава числа 7.

Работа по учебнику – тетради.

№ 1, с. 2.

– Что изображено сверху над каждым столбиком примеров? (Большой отрезок, который состоит из маленьких отрезков белого и красного цвета.)
– Рассмотрим первый отрезок. Какой цифрой обозначено “целое”? А какими цифрами – “части”?
– Объясните равенства к этому отрезку. (Если сложить “части” 6 и 1, то получим “целое” 7. И наоборот. Если из всего отрезка, “целого” 7 взять “часть” 6, то останется другая “часть” 1 и т.д.)
– Пользуясь числовыми отрезками, заполните “окошки” в оставшихся равенствах.

Работа в парах.

2. Последовательность числового ряда от 1 до 7.

№ 6, с. 3.

– Рассмотрите задание. Гномы предлагают выполнить его вместе. Используйте карандаш для рисования стрелок. Путешествовать по пенькам будут учащиеся I варианта, а развешивать фонарики – учащиеся II варианта. Начать работу одновременно.
– Кто быстрее?

Выполнившие задание дети встают на ноги.

– Проверьте выполнение задания друг у друга.

3. Решение примеров в два действия с помощью числового отрезка.

№ 2, с. 2.

– Прочитайте числовое выражение слева (хором). Пользуясь числовым отрезком, выполните вычисления.

Один учащийся работает у доски: комментирует и демонстрирует, остальные учащиеся – на местах.

– Откуда начинаем движение? (Из точки 4.)
– В каком направлении? Почему? (Вправо, т. к. выполняем сложение.)
– На сколько “шагов”? (На 3, проводим одну длинную стрелку.)
– В какой точке остановились? (В точке 7. Напишем цифру семь над знаком “+” в выражении.)
– Как будем действовать дальше? (Из точки 7 сделаем два “шага” влево, т. к. вычитаем 2.)
– Какой результат получили? (5) Запишите его в “окошко”.

Одновременно с коллективной работой со вторым выражением из этого номера самостоятельно работает один учащийся у доски.

VI. Физкультминутка

Вновь у нас физкультминутка,
Наклонились, ну-ка, ну-ка!
Распрямились, потянулись,
А теперь назад прогнулись.
(Наклоны вперёд и назад.)
Разминаем руки, плечи,
Чтоб сидеть нам было легче,
Чтоб писать, читать, считать
И совсем не уставать.
(Рывки руками перед грудью.)
Голова устала тоже.
Так давайте ей поможем!
Вправо-влево, раз и два.
Думай, думай, голова.
(Вращение головой.)
Хоть зарядка коротка,
Отдохнули мы слегка.
(Дети садятся за парты.)

VII. Самостоятельная работа

№ 3, с. 2.

– Рассмотрите задание. Что требуется сделать? (Сравнить два числа с помощью фигур в “мешочках”; поставить знаки: >, <, =.)
– Кому не понятно задание?

Самостоятельная работа учащихся. Индивидуальная помощь учителя.

Дополнительно: №7*, с. 3.

VIII. Итог урока. Расширение нового знания

– Какому числу был посвящён урок?
– Что нового узнали? Чему научились?
– Ваши одноклассники познакомят с интересными фактами, связанными с числом 7.

Выступают 3 учащихся:

I. Семёрка в древности была окружена особенно большим почётом. Почитание этого числа сохранилось в пословицах и поговорках: “Семь бед – один ответ”, “На седьмом небе”, “Лук от семи недуг”, “Семеро одного не ждут”.

II. Ещё в Древнем Вавилоне были известны семь планет, к которым относили тогда и Солнце и Луну. По ним стали считать и время. Так родилась семидневная неделя.

III. Семь стало священным числом. Его считали магическим. Это волшебное число семь использовалось в сказках и мифах древнего мира. Например: семь богов, семь чудес света в Древней Греции, Одиссей семь лет был в плену, Великий пост у христиан длится семь недель. А у индусов есть обычай дарить на счастье семь слоников.

Подведём итог, какие же качества необходимы детям для успешной учёбы в школе?

Чтение хором слов с табличек.

Примечание: после завершения каждого этапа урока учитель вывешивает на доске таблички со словами, характеризующими качества ученика.

III. “Внимательность”
IV. “Любознательность”, “наблюдательность”, “находчивость”, “смекалка”
V. “Аккуратность”, “отзывчивость”
VII. “Самостоятельность”
VIII. “Трудолюбие”, “прилежание”