Начало двухголосного пения в школьном хоре

Разделы: Внеклассная работа


Повышение уровня хоровой культуры в школе невозможно без широкого внедрения многоголосия. Первый этап работы в этом направлении – овладение двухголосием. Это касается не только школьных хоров, но и классного пения. В программе по музыке Министерства просвещения РФ овладение элементарными навыками двухголосного пения относиться к третьему году обучения. Большие трудности для учителей музыки представляет именно начальный этап работы над двухголосием.

Общеизвестно, что далеко не всякое двухголосное пение в равной мере легко для детей. Вопрос, с какого вида голосоведения, параллельного или противоположного, следует начинать оучение, раньше единодушно решался в пользу параллельного голосоведения.

В настоящее время этот вопрос является спорным. Одни педагоги считают, что более простыми для усвоения являются песни с параллельным движением голосов в терцию, другие считают это пение трудным для детей на первом этапе. Они рекомендуют использовать песни с самостоятельным или противоположным движением голосов, считая, что эти песни легче и быстрее усваиваются детьми.

Известные педагоги-музыканты ХIX, начала ХХ столетия придерживались взгляда на легкость освоения детьми параллельного голосоведения в терцию.

Это профессор Д.М. Яичков, составивший пособие по обучению пенею в детских учебных заведениях: “Школьный хор”, педагог музыки А.Н. Карасев со своим трудом “Руководство к постановке и преподаванию хорового пения в школах”, известный педагог-методист Н.М. Ковин, составивший методическое пособие “Пение в школе”. Все они считают, что на первом этапе в работе над двухголосием должно быть параллельное голосоведение в терцию, т.к. он проще и легче для школьных хоров и классов.

Таким образом, педагоги-методисты дореволюционной школы придерживались единой точки зрения на начальный этап работы над двухголосием. Их взгляды можно суммировать так:

  1. Начинать подготовку к двухголосному пению нужно с благозвучных интервалов (консонансов) и различного рода упражнений (терции, квинты, сексты, октавы).
  2. Располагать песенный материал следует в порядке постепенной трудности, выбирая для начала самые простые песни, попевки.
  3. Наиболее простыми, легкими для усвоения являются песни с параллельным движением голосов в терцию, с них надлежит начинать двухголосное пение в школе.
  4. Песни с противоположным, самостоятельным ведением голосов являются более трудными, их изучение следует отнести на более позднее время.
  5. Для развития самостоятельности пения на два голоса необходимо использовать форму канона.

Таким образом, у детей накапливались слуховые и певческие навыки исполнения хоровых песен с параллельным голосоведением в терцию.

В советское время взгляды педагогов- методистов на вопрос о начале двухголосного пения по существу не изменились, так, один из видных педагогов И.П. Пономарьков писал: “Спорным является вопрос, какие песни следует считать наиболее простыми: с параллельным движением или с противоположным движением… Имея в виду, что при параллельном движении голосов мелодии сходны по своим переходам, одинаковы по регистрам, дающим одинаковый тембр, и что трудность заключается только в пении начального интервала, мы делаем вывод, что такие песни наиболее легки.

В песнях с противоположным движением голосов учащиеся должны преодолеть ряд трудностей: усвоить две различные по характеру и интервалике мелодии, преодолеть различие регистров, из которых каждый дает свой тембр, все это заставляет считать песни этой категории более трудными и изучение их надо поставить во вторую очередь.

Современным педагогам представляется, что основная трудность при параллельном движении голосов заключается именно в умении правильно пропеть партию второго голоса, удержать ее до конца, не сбиваясь на первый голос, т.к. дети очень часто переходят со второго голоса на первый.

Трудности пения с самостоятельным движением голосов, которые так пугают некоторых педагогов, могут быть преодолены при условии последовательного подбора песенного материала, начиная с самого легкого, эпизодического двухголосия с относительно узким расположением голосов и постепенного усложнения песен.

Практика показала, что детям нетрудно выучить несложные мелодические фразы, удержать их в памяти и спеть твердо и уверенно. И все же двухголосное пение лучше начинать с песен, в которых имеется самостоятельное движение голосов. Многолетний опыт работы в школе подтверждает целесообразность именно такого методического принципа.

Это поистине народное по своему характеру голосоведение отличается богатством мелодического содержания каждого голоса, оно легче и быстрее усваивается детьми.

Нужно помнить, что при пении на два голоса одной из важнейших задач является выработка у учащихся самостоятельности, и заключается в четком проведении своей партии при одновременном звучании другой. Перейдем к изложению начального этапа освоения двухголосного пения в школе на основе самостоятельного движения голоса. Опыт показывает, что двухголосие усваивается детьми легко, если они хорошо к этому подготовлены. Это учащиеся третьих, четвертых классов. Как же следует готовить детей к восприятию двухголосия? Для этого следует:

  1. Прежде всего необходимо научить детей чисто, стройно петь в один голос, добиться слитного звучания голосов. Только чистый унисон дает стройное звучание. Это фундамент, на котором строится двухголосное пение, да и не только двухголосное, но и многоголосное хоровое пение.
  2. Научить детей петь без сопровождения, ибо такое пение является наиболее действенным средством для развития и совершенствования слуха детей, оно воспитывает навыки точного интонирования, способствует укреплению строя, развивает самостоятельность в пении, повышает внимание и выразительность исполнения.
  3. Необходимо развить у детей музыкальную восприимчивость, т.е. умение слушать и слышать, сознательно воспринимать песенный материал. Нужно научить детей разбираться в характере движения мелодии песни. В строении музыкальных фраз, находить встречающиеся повторения, подмечать изменения в мелодическом и ритмическом рисунке музыкальных фраз, находить различия в их окончаниях и т.д. Большую помощь может оказать знание детьми нотной записи и пение по нотам.
  4. Научить детей петь, чисто интонируя:
  5. а) Мажорный звукоряд от До – До в восходящем и нисходящем движении с названием нот. Освоение звукоряда должно идти постепенно, по тетрахордам. Сначала изучается верхний тетрахорд, затем нижний. После этого следует соединение тетрахордов

    б) Мажорное трезвучие. Пропевание мажорного звукоряда и трезвучия является ладотональной настройкой к песне. В основном это тональности Фа и соль-мажор. Для настройки следует пропевать не полный звукоряд, а лишь пентахорд “Пять звуков”. Все попевки начинаются и кончаются на тонике. Это сделано для того, чтобы воспитывать у детей ощущение тоники как главного, опорного звука данной тональности.

    в) Диатонические интервалы в пределах квинты. Теоретическое изучение интервалов исключается, дети узнают их на основе слуховых восприятий и наглядно – по нотам (запись на доске). Существует различный порядок слухового и вокально-зрительного освоения интервалов. Целесообразнее начинать с изучения секунд. За секундами должны следовать большие терции, чистые квинты и кварты. Практическое знакомство с интервалами должно проводиться на знакомых детям песенных примерах.

  6. Научить детей слышать и петь простые созвучия: сначала большую терцию и чистую квинту, затем чистую кварту. При этом необходимо, чтобы дети внимательно вслушались в созвучие, образовавшиеся при пении двух партий, внимательно прислушиваться к пению друг друга, слушать другую партию и подстраиваться к ней в нужном звучании.

После подготовительной работы, добившись более или менее стройного унисона, дав детям некоторый запас слуховых ощущений, навыков слушания и пения созвучий, можно преступить к двухголосному пению в его самом элементарном виде. На первой стадии работы нужно с большой осторожностью подойти к выбору песенного материала. Репертуар является решающим фактором в деле успешного освоения двухголосия. Необходимо так же не забывать его воспитательного значения.

С музыкальной стороны песни должны отвечать следующим требованиям:

1) по форме - крайне сжатые, лаконичные (не более одного периода);

2) по мелодии – яркие, выразительные, напевные;

3) по ритму – весьма простые (чередование не более двух – трех длительностей);

4) голосоведение – ясное, естественное, самостоятельное.

5) диапазон голосовых партий не должен превышать октавы.

Наиболее полезными являются народные песни, обладающие высокими художественными достоинствами, совершенством и сжатостью музыкальной формы, глубокой выразительностью и напевностью мелодии, естественностью голосоведения и особенно диатоническим складом.

Необходимо убедить детей, что оба голоса равноценны и интересны, можно только умелым подбором песен. На первом этапе работы нужно подбирать такие песни, где второй голос представлял бы вполне самостоятельную, законченную и в музыкальном отношении интересную мелодию. Для начала могут быть взяты и такие песни, где второй голос является ведущим.

Гармонизация этих песен сделана в строго народном стиле, запев – в унисон, припев – на два голоса; она весьма проста и доступна для детей. Благодаря введению подголосков песни звучат ярче. Важно выбрать правильный метод разучивания двухголосных песен, особенно на первом этапе.

Нельзя приступать к разучиванию двухголосной песни с исполнения и изучения второго голоса, а потом приступать к разучиванию партий первого голоса, этот метод неправилен. Наша задача – всемерно воспитывать в детях сознательное отношение к двухголосному пению, прививать навык, слушать и слышать друг друга, различать и воспринимать две мелодические линии как части художественного целого.

Как же нужно разучивать двухголосную песню?

Учитель должен сам предварительно сделать музыкальный анализ песни, определить характер, средства музыкальной выразительности (лад, ритм, размер, структуру мелодии), проанализировать содержание литературного текста, его связь с музыкой, отметить наиболее трудные для произношения слова, скрыть возможные интонационно трудные места, установить общий темп песни, методы дыхания и динамические оттенки.

Все это необходимо для правильного понимания и исполнения песни.

Часто разучивание песни проходит в следующем порядке: 1) краткое вступительное слово; 2) исполнение песни учителем; 3) беседа с детьми о песне; 4) чтение литературного текста; 5) разучивание песни.

При разучивании песни необходимо широко использовать нотную запись: на доске, в сборнике песен, в листовках, на плакате. Имея перед собой ноты, дети более осознанно подойдут к разучиванию песни, они могут следить по нотам за движением мелодической линии, за развитием мелодии, за движением отдельных голосов и их взаимосвязью. Чрезвычайно целесообразно сольфеджирование отдельных фраз или особо трудных мест, а также всей песней в целом. Сначала исполняется партия первого голоса, затем второго. Затем учитель переходит к соединению партий. При пении на два голоса особое внимание обратить на слитность звучания партий на строй. Основная трудность заключается в чистом интонировании а капелла (пение без сопровождения).

Нужно помнить, что при двухголосном пение особенно важны два условия: первое – чистота строя, второе – самостоятельность, т.е. умение правильно спеть свою партию при одновременном звучании другой.