Физкультпаузы на уроках в старших классах

Разделы: Химия, Спорт в школе и здоровье детей


Современная педагогика обладает широким спектром методов обучения, но, как правило, в большинстве своём эти методы направлены на процесс обучения конкретным дисциплинам, но не обучению вопросам культуры здоровья. Имея слабую мотивацию на здоровый образ жизни и сохранение своего здоровья в условиях школы, молодые люди не приобретают эту мотивацию и в дальнейшей жизни, что отражается на здоровье нации.

Недостаточно высокий уровень здоровья некоторых учащихся, поступающих в старшие классы, самым неблагоприятным образом сказывается на процессе их адаптации к школьным нагрузкам, влияя на успешность обучения и являясь причиной ухудшения как их здоровья, так и успеваемости. «Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы…» - писал замечательный педагог В.А.Сухомлинский. Следует особо отметить, что поступление в школу, переход к предметному обучению и в старшие классы вызывает дополнительное напряжение функциональных систем организма ребенка и может привести к истощению психоэмоциональных ресурсов. Нельзя забывать и о возрастных кризисах в процессе обучения. Гормональная перестройка, лабильность вегетативных процессов, неустойчивость самооценки и другие показатели – все это способствует нарушению процессов адаптации и при неблагоприятных условиях может привести не только к развитию или обострению психосоматических заболеваний, но и к формированию отклоняющегося поведения как способа снятия перенапряжения, ухода от реальности.

Вопрос проведения физкультпауз во время проведения занятий широко описан в литературе, но проводить их чаще рекомендуется для дошкольных образовательных заведений, учреждений дополнительного образования, специализированных лечебных заведений и начальных классов общеобразовательных школ. Однако проведение физкультпауз во время учебных занятий школьников старших классов общеобразовательных школ освещено в литературе крайне недостаточно и потому данный вопрос представляет интерес.

Цель исследования: изучить целесообразность проведения физкультпауз на уроках в старших классах, в частности на уроках химии.

Задачи исследования:

  • Выявить готовность школьников старших классов воспринимать физкульпаузу как необходимый элемент урока;
  • Познать готовность учителей-предметников к использованию и применению физкультминуток на своих уроках для оптимизации психологического состояния своих учеников, включения физкультминуток как эффективного приема педагогического воздействия;
  • Изучить влияние физкультпауз на организм старшеклассников.

С этой целью нами было проведено изучение проведения физкультпауз на уроках химии.

Предварительное исследование медицинских данных по имеющимся заболеваниям среди учащихся лицея позволило выявить, что наиболее распространенными после острых воспалительных заболеваний среди лицеистов являются заболевания, связанные с опорно-двигательной системой (у 9,3% учащихся в среднем звене до 15,6% в старшем звене) и системой органов зрения (у 13,6%). Причем, к старшим классам наблюдается изменение в сторону увеличения того и другого заболевания. Так, только среди семи молодых людей профильного химико – биологического класса, пять человек имели диагноз: сколиоз. А ведь это молодые люди, которым предстоит выполнять свой воинский долг и идти служить в армию! Всего же 63 учащихся страдают этим заболеванием. По этой причине основным направлением проводимых нами упражнений были выбраны такие, которые нацелены на разгрузку позвоночника.

Один из зачинателей психосоматической медицины Александер полагал, что предпосылкой свободных естественных движений является наибольшее естественное растяжение позвоночника. Формула метода Александера: «Освободить шею, чтобы дать голове сдвинуться вперед и вверх, чтобы дать больше удлиниться и расшириться». На уроке прорабатываются движения, взятые из обычной повседневной деятельности. Равновесие между головой и позвоночником обеспечивает освобождение от физических напряжений и зажимов, улучшает линии позы и создает лучшую координацию мышц.

Все упражнения проводятся под руководством учителя. Упражнения предназначены не только для проведения за столом при сидении, но и при стоянии, а иногда и при ходьбе по классу. В основу была положена установка на организацию совместных действий, и сотрудничество, а также готовность к полной рефлексии.

Всякий, кто преподает химию, безусловно, знаком со спецификой предмета и химического кабинета: наличие стеклянного оборудования и с наличие реактивов на столах учащихся. Естественно, было беспокойство по поводу того, а как это будет в действительности. Это беспокойство послужило мотивирующей силой для критического самоанализа. Первые наши исследования и пробы были начаты всего в одном десятом классе пять лет назад. Это был гуманитарный класс. Класс был выбран не случайно: ведь по сравнению с остальными классами программа по химии у гуманитариев менее насыщенна экспериментами. На этом классе мы опробовали различные виды гимнастик и физкультпауз, начиная от простых движений под музыку до массажа акупунктурных точек. Вся посуда оставалась целой, а учащиеся были довольными. После этого мы приступили к реализации своих идей и на классах других профилей.

Физкультпаузы проводились в течение всего учебного года на каждом уроке химии. И тогда, и теперь, всегда начинаем с представления новых идей, вдохновения учащихся и мотивации. Сила и яркость поведения самого педагога приводила неизменно к успеху. В рамках поведенческой парадигмы обратная связь рассматривается как форма закрепления. Одним из наибольших успехов такого подхода явилось то, что в результате на сегодняшний день нами накоплен достаточно большой опыт проведения различных видов физкультпауз. Более того, каждая из них связана с темой урока по химии. Выполняем все физкультпаузы совместно с учащимися. Теперь мы осуществляем свои идеи на уроках во всех 9-11-х классах. Для проведения физкультминуток нами разработаны слоганы, которые одновременно вместе с упражнениями проговариваются или даже поются. Это опять-таки очень полезно для развития легких. Приводим ниже два примера проводимых физкультминуток: для урока при изучении реакций ионного обмена и вопросов, связанных с изучением периодического закона и системы Д.И.Менделеева. Все слоганы и упражнения составлены автором.

Физкультминутка «Реакции обмена»

Слоганы

Упражнения

Реакции обмена

Правое плечо вверх - вниз;

Вы словно перемена.

Левое плечо вверх – вниз.

Их признаки запомним навсегда!

Руки к плечам согнутые в локтевом суставе и повороты в плечевом суставе вперед – назад;

Нам газа запах сладок,

Руки вверх – 2 раза;

И выпавший осадок,

Руки вниз – 2 раза;

И абсолютно новая вода!

Руки согнуты в локтях впереди, вращение в локтевом суставе вперед и назад.

Физкультминутка « Периодическая система»

Слоганы

Упражнения

Раз – два – руки в горизонтали,

Обе руки в горизонтальной плоскости одновременно вправо – влево;

Три – четыре – руки по вертикали.

Обе руки одновременно резким движением поднимаются вверх и опускаются вниз.

Помни, период – это горизонталь,

Руки на пояс, наклоны туловища вправо и влево;

Ну а группа – это вертикаль!

Руки на пояс, прыжки на месте.

Таким образом, нам удалось добиться пространственного изменения позы в процессе обучения, нарушить неподвижность ученика в ходе урока.

После проведения такой активной части физкультминутки проводим обязательную гимнастику для глаз.

В данной статье мы приводим данные только по двум классам 2005 – 2006 учебного года. В качестве экспериментальных были произвольно выбраны два десятых физико-математических класса лицея №1 города Кунгура.

Выборка составляла 46 человек, из них 22 девочки и 24 мальчика. Из них очень небольшая часть – 8,6 % девочек и 21% мальчиков посещают спортивные секции, лишь 13% девочек и 15,2% мальчиков делают по утрам зарядку, а уроки физической культуры посещают регулярно только 45,6% учащихся.

Влияние физкультпауз на организм ученика проверялось при помощи методики расстановки чисел, пробы Генчи и пробы Ильина. В конце учебного года было проведено анкетирование учащихся.

Исследование, проведенное нами, показало, что учащиеся старших классов вполне готовы к тому, чтобы включать такие паузы в процесс урока.

91,3 % учащихся на данный вопрос ответило утвердительно, считаем, что это доминирующее число. Среди опрошенных только одна девочка и один мальчик высказали, что они нейтрально относятся к проводимым физкультминуткам, и два молодых человека ответили, что это просто трата времени.

В качественной оценке данного эксперимента учениками звучали преимущественно такие ответы, как: «это увлекательно», «нужно», «помогает настроиться на урок», «понимаешь, что учитель заботится о тебе». Считаем, что это результат именно двигательных упражнений, которые способствовали снятию физического напряжения однообразных поз и регуляции дыхания. Кроме того, имело значение и групповое взаимодействие между членами группы и снятие эмоционального напряжения.

Более того, проведенное нами наблюдение за поведением учащихся показало, что при включении физкультпауз в ход урока формируются важные качества личности, положительно сказывающиеся на развитии познавательных интересов, а также приобретается опыт самостоятельной активной деятельности по сохранению своего здоровья. Таким образом, используя потребность старших школьников в самопознании, учитель способствует преобразованию заданной информации по работе над своим организмом во время проведения физкультпауз, в личностно – значимую информацию. У учащихся происходит формирование таких качеств, как сплоченность, ответственность, контактность, организованность. Исходя из этого, можно высказать предположение, что данная методика направлена на саморазвитие управления своим состоянием. Мозг начинает работать, используя весь свой потенциал.

Следовательно, от проводимого нами эксперимента по включению физкультпауз в ход урока, главной пользой было проведение объективного измерения их роли для самого учащегося. В результате:

  1. вдохновленные своим энтузиазмом в результате повторения тех или иных действий, учащиеся развивают доверие к своим способностям по саморазвитию своего организма;
  2. происходит выработка и закрепление навыков заботы о своем здоровье;
  3. наблюдается развитие активности в целом;
  4. наблюдается развитие доверия к учителю;
  5. увеличение восприятия учебного материала в процессе обучения.

Кроме того, нами было проведено анкетирование 70 учителей естественных дисциплин города и района. Анализ анкет педагогов показал, что большинство учителей – 85% недооценивают роль формирующихся в процессе обучения состояний переутомления и не проводят на своих уроках физкультминутки разного типа, либо проводят лишь иногда. Они усматривают в данной ситуации наличие определенного вида рисков – психологических, технологических, управленческих. Налицо противоречие между потребностями учеников, получающих постоянное переутомление на уроках и неготовностью педагогов снимать это утомление даже самыми простыми способами, к которым можно отнести физкультпаузы. А ведь на сегодняшний день преподавать все меньше означает «давать урок», это скорее создание ситуации для успешного развития.

В процессе профессиональной деятельности педагоги должны быть ориентированы на решение профессиональных задач с позиции антропологического мировоззрения. Оно имеет несколько составляющих. Назовем наиболее существенные из них:

  • восприятие каждого ребенка как человека, представляющего собой огромную ценность;
  • признание в качестве приоритетных таких ценностей, как жизнь, физическое и психическое здоровье ребенка;
  • ценностное отношение к каждому дню и периоду жизни, к детству как самоценной поре развития человека;
  • осознание и принятие гуманистических целей воспитания - целостного развития ребенка как человека, своей индивидуальности, гармонизации ребенка с природой, обществом, самим собой, создания комфортной эмоциональной атмосферы в образовательном учреждении;
  • понимание воспитания как наиважнейшей составляющей образовательного процесса,
  • установку на взаимодействие, диалог, взаимное движение взрослого и ребенка навстречу друг другу.

Это говорит о том, что современный педагог должен обладать высоким уровнем профессиональной культуры и общей культуры. С этой точки зрения использование физкультпауз в ходе урока позволяет повышать здоровье как учащимся, так и учителям.

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

  1. Физкультпаузы на уроках в старших классах – один из резервов формирования мотивации у школьников к сохранению индивидуального здоровья.
  2. Физкультпаузы в старших классах – доступный, без финансовых затрат прием профилактики утомляемости и гиподинамии.
  3. Физкультпаузы можно и следует широко использовать педагогам в предметном образовании.