Турнир КВН для 8-х классов

Разделы: Химия


1. Вступление.

Основные задачи: развитие познавательной деятельности учащихся к новому предмету, формирование коллектива учащихся и осуществление преемственности между учащимися 8 и старших классов, воспитание выдержки, корректности, занятие досуга учащихся.

В проведении КВН участвуют все параллельные классы. Объявление вывешивается за 15-20 дней до КВН. Организуется совет из представителей всех участвующих классов.

Организационные вопросы:

  • подготовка ведущих, составление сценария, оформление зала;
  • техническое обеспечение – наличие микрофонов, магнитофонных записей и др., привлечение фотографа, мультимедийная установка для показа фотографий и слайдов - решает совет.

Оборудование: спиртовка, пробиркодержатель, пробирки, коническая колба, плоскодонная колба, мензурка, тигельные щипцы, химические стаканы, штатив для пробирок, фарфоровая ступка с пестиком, асбестовая сетка, спички, носовой х/б платок.

Реактивы: вода, спирт, фенолфталеин, NaOH, HCl (р-р) и (конц.),H2SO4 (конц.), сульфат железа (lll), гексацианоферрат калия (lll), KМnO4, FeCl3, KCNS, дихромат аммония, аммиачная селитра, нашатырный спирт.

Состав команды, капитана выбирают в классе. Учитель консультирует каждый класс отдельно, рекомендует литературу для подготовки домашнего задания, конкурсных вопросов.

Приветствуем команды.

Каждая команда называет свое название и девиз:

1 конкурс. Реклама химии

А) нарисовать на листе бумаге плакат для кабинета химии.

Б) сочинить словесную рекламу – науке химии.

Жюри ученики ____ класса (старшеклассники школы № 1).

1.___________________________.

2.___________________________.

3___________________________.

2 конкурс “Конверт”.

А) Кроссворд “Металлы”. (Кроссворд прилагается).

Б) 3.21. Составьте уравнения реакций с участием кислот:

CuO + HCl =

Fe + H2SO4 =

Na2O + H3PO4 =

Al2O3 + H2SO4 =

Fe2O3 + HNO3 =

MqO + H3PO4 =

Укажите типы реакций. Напишите названия солей.

В) Задача 1.62. При взаимодействии водорода и кислорода образовалось 450 г воды. Чему равна масса газов вступивших в реакцию?

3 конкурс. Блиц – 7 вопросов.

I

1. Как называется число, стоящее справа внизу у знака элемента в химической формуле? (индекс).

2. Признаки, по которым одни вещества отличаются от других? (Свойства веществ).

3. Наиболее сильными металлическими свойствами обладают те элементы, атомы которых легко… (отдают электроны).

4. Процесс отдачи электронов называют … (Окислением).

5. В равных объемах различных газов при одинаковых условиях содержится одинаковое число…… (Молекул).

6. Химическая реакция, при которой происходит окисление веществ с выделением теплоты и света, называется реакцией… (горения).

7. Оксиды, которым соответствуют кислоты, называют …. (кислотными).

II

1. Наука о веществах, их свойствах, превращениях веществ и явлениях, сопровождающие эти превращения… (химия).

2. Вещества, которые образованы атомами разных химических элементов, называются… (сложными).

3. Неметаллические свойства особенно выражены у тех элементов, атомы которых энергично… (присоединяют электроны).

4. Процесс присоединения электронов называют… (восстановлением).

5. Условную запись химических реакций посредством химических знаков и формул называют… (химическим уравнением).

6. Реакции, протекающие с выделением теплоты… (экзотермическими).

7. Сложные вещества, в состав которых входят атомы металлов, соединенные с одной или несколькими гидроксогруппами, называют… (основаниями).

III

1. Смеси, в которых даже с помощью микроскопа нельзя обнаружить частицы веществ, входящих в смесь называют… (однородными).

2. Явления, в результате которых из одних веществ образуются другие, называются… явлениями. (химическими явлениями).

3. Химическую связь, возникающую в результате образования общих электронных пар, называют… (ковалентной связью).

4. Химическая реакция, в которой из одного сложного вещества получается два или несколько простых или сложных веществ, называется… (реакцией разложения).

5. Единица количества вещества? (моль).

6. Реакции, протекающие с поглощением энергии, называют… (эндотермическими).

7. Реакции между двумя сложными веществами, в ходе которых они обмениваются составными частями, называют реакциями… (обмена).

IV

1. Вещества, которые обладают постоянными физическими свойствами? (чистые).

2. Каждый химический элемент в периодической системе Д.И. Менделеева обозначается своим химическим … (знаком или символом).

3. Ковалентную химическую связь, которая образуется между атомами с одинаковой электроотрицательностью за счет образования общих электронных пар, называют … (ковалентной неполярной связью).

4. Химическая реакция, в результате которой из двух или нескольких простых или сложных веществ образуется одно более сложное вещество, называется … (реакцией соединения).

5. Вещества, которые ускоряют химические реакции, но сами при этом не расходуются, называются… (катализаторами).

6. Химические уравнения, в которых указывается тепловой эффект, называются … (термо-химическими уравнениями).

7. Растворимые в воде основания, называют … (щелочами).

V

1. Смеси, в которых невооруженным глазом или при помощи микроскопа можно заметить частицы веществ, составляющих смесь. (Неоднородные смеси).

2. Явления, при которых могут изменяться размеры, формы тел или агрегатное состояние веществ, но состав их остается постоянным, называются… (физическими).

3. Химическую связь, образованную атомами, ЭО которых отличается, но не значительно, называют… (ковалентной полярной связью).

4. Химическая реакция, протекающая между простым и сложным веществами, при которой атомы простого вещества замещают атомы одного из элементов в сложном веществе, называются… (реакцией замещения).

5. Сложные вещества, которые состоят из двух элементов, одним из которых является кислород, называются… (оксидами).

6. Однородные системы, состоящие из молекул растворителя и частиц растворенного вещества, между которыми происходит физические и химические взаимодействия, называют …. (растворами).

7. Реакция между кислотой и основанием, в результате которой образуется соль и вода, называется реакцией… (реакцией нейтрализацией).

VI

1. То, из чего состоят физические тела. (вещество).

2. Мельчайшие частицы многих веществ, состав и химические свойства которых такие же, как у данного вещества. (молекула).

3. Условная запись состава веществ посредством химических знаков и индексов…

(химическая формула).

4. Разновидности атомов одного и того же химического элемента, имеющие одинаковое число протонов в ядре, но разную массу, называют… (изотопами).

5. Заряженные частицы, в которые превращаются атомы в результате отдачи или присоединения электронов, называются … (ионами).

6. Метод определения состава веществ путем их разложения на более простые называют … (анализом).

7. Сложные вещества, которые состоят из атомов водорода, способных замещаться на атомы металлов, и кислотных остатков, называют… (кислотами).

VII

1. Определенный вид атомов? (элемент).

2. Мельчайшие, химически неделимые частицы вещества (атомы).

3. Свойство атомов химического элемента присоединять определенное число атомов других химических элементов (валентность).

4. Вид атомов с одинаковым зарядом ядра… (химический элемент).

5. Химическую связь, возникающую между ионами в результате действия электростатических сил притяжения, называют … (ионной связью).

6. Получение сложных веществ из более простых называют…. (синтезом).

7. Вещества, которые под действием растворов кислот и щелочей изменяют свой цвет, называются… (индикаторами).

VIII

1. Вещества, которые образованы атомами одного химического элемента. (простые).

2. Цифра, стоящая перед формулой? (коэффициент).

3. В результате химической реакции атомы не исчезают и не возникают, а происходит их … (перегруппировка).

4. Свойство атомов данного элемента оттягивать на себя электроны от атомов других элементов в соединениях называют… (электроотрицательностью).

5. Совокупность точек пространства, в которых располагаются частицы, образующие кристалл называют…. (кристаллической решеткой).

6. Оксиды, которым соответствуют основания, называют… (основными).

7. Сложные вещества, образованные атомами металлов и кислотными остатками, называют… (соли).

4 конкурс. АНАГРАММЫ

Анаграмма – буквенная задача, в которой, переставляя буквы и слоги в слове, а так же в обратном порядке чтения, получаются совершенно новые слова.

1. Из названия, какого полезного ископаемого можно получить название неметалла, переставив последнюю букву на первую? (Торф- фтор).

2. Из названия, какой геометрической фигуры можно получить название неметалла, переставив последнюю букву на первую? (Ромб – бром).

3. Можно ли превратить название продукта горения в название стебля винограда?

(Зола – лоза).

5 конкурс. МЕТАГРАММА

1. Какие элементы можно превратить в другие, заменив одну букву? (Хром – бром; радий – родий).

6 конкурс. Театральное задание в конверте.

Одна команда изображает то, что написано на листочке в виде пантомимы, а другая команда должна угадать, какие стихи были написаны.

Оценивается актерское мастерство – по 5 балльной системе + 1 очко за отгадывание у другой команды.

Мишка косолапый по лесу идет,
Шишки собирает и в карман кладет.
Самолет построим сами,
Понесемся над лесами.
Тише, Танечка, не плачь,
Не утонет в речке мяч.
Я люблю свою лошадку
Причешу ей шерстку гладко.
В лесу родилась елочка,
В лесу она росла.
Зайку бросила хозяйка -
Под дождем остался зайка.
Спать пора! Уснул бычок,
Лег в кроватку на бочок.
Идет бычок качается,
Вздыхает на ходу.

Если останется время, то можно провести игру со зрителями “О каком веществе идет речь?”

NaCl - его все знают,
В магазине покупают,
Без него не сваришь ужин -
В малых дозах в блюдах нужен. (поваренная соль)

Флакон с KМnO4 - обычно имеется в каждой квартире,
С рожденья ребенок любой с ним знаком,
Едва лишь покинет он с мамой роддом,
Его искупают в ванночке с ним,
Ведь он для дезинфекции незаменим. (перманганат калия - “марганцовка”).

Сапоги мои того,
Пропускают Н2О. (вода).

Что за чудо посмотри -
Этот СаСО3.
По доске он проезжает,
За собой след оставляет. (мел).

Если нет у вас для теста
Разрыхлителя, вы вместо - NaHCO3
Положите в пироги. (питьевая сода).

На суку сидит сова,
Выдыхает СО2. (углекислый газ).

Пока жюри подводит итоги, старшеклассники демонстрируют занимательные опыты.

“Оперируем без боли…”

Вызываем желающего из зала. “Обрабатываем” руку раствором “йода” - хлорида железа (lll), проводим по руке ножом, предварительно смоченным в растворе роданида калия - “кровь” струйкой стекает по руке.

“Вулкан”.

Дихромат аммония насыпаем в тигель, который предварительно устанавливаем на подготовленный постамент в виде вулкана (на асбестовой сетке) и поджигаем (можно предварительно нанести 1-2 капли спирта на этот конус и именно их и поджечь, далее реакция протекает самопроизвольно).

“Несгораемый платок”.

Платок, предварительно смоченный водой, хорошо пропитываем спиртом, захватываем тигельными щипцами и поджигаем. Спирт сгорает, платок остается цел. Для более сильного эффекта опыт проводится при затемнении, под музыку.

“Волшебные цветы”.

Бумажные цветы, изготовленные из белой гофрированной бумаги, заранее смачивают раствором фенолфталеина. После произнесения “волшебной фразы”, их обрызгивают из пульверизатора раствором щелочи, в результате чего цветы приобретают малиновую окраску.

“Дым без огня”.

Взаимодействие концентрированных растворов соляной кислоты и аммиака через воздушное пространство. Смочить этими растворами две стеклянные палочки и сблизить их. Образуется дым.

“Эндотермическая реакция”.

Раствор нитрата аммония (1:1) в химическом стакане устанавливаем на мокрую гладкую поверхность демонстрационного стола, столика, листового стекла и т.д. Через некоторое время стакан примерзает к данной поверхности.

Жюри подводит итоги конкурса.

ИТОГ

Всем спасибо! Мы надеемся, что вам очень понравилась сегодняшняя встреча. Главное, что вы встретились, убедились – что наука химия очень интересная наука, и вы начали ее успешно изучать. Вам с удовольствием помогут в ваших начинаниях ваши любимые учителя.

1 место –

2 место –

3 место -

ЖЮРИ

Школа (класс) Реклама Конверт Блиц-опрос Анаграмма Театр. Итог Место
рису-
нок
Стих Крос-
сворд
Хим.
уравн-
ения
задача 1 2 3 4 5 6 7 1 2 3 4 Актерское
мастерство
угады-
вание
                                         
                                         
                                         
                                         

 Литература:

  1. В.Н. Алексинский “Занимательные опыты по химии” Москва. Просвещение 1980.
  2. Л.М. Брейгер, П.В. Глинская “Предметные недели в школе: химия, физика”, издательство “Учитель”, Волгоград, 2001 г.
  3. Ф.Вент “В мире растений” (перевод с английского) Москва.1972.
  4. И.А. Леенсон “100 вопросов и ответов по химии”. Издательство “Астрель” 2002.
  5. О.Ольгин “Опыты без взрывов”. Москва. Химия 1986.
  6. Л.Е.Сомин “Увлекательная химия” Москва. Просвещение 1972.
  7. С.А. Харлакевич “Посвящение в химики”//химия в школе № 6/2002 г., стр. 76-79.